Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 534

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


4. Анализ занятия. Прощание.

Инструментарий: бумажные шарики, напольный ковер, детская скамейка, карточки - картинки для оценки настроения.

Занятие №3

Цель: сформировать позитивную установку на достижение успеха.

Задачи: сформировать адекватную самооценку; способствовать достижению психоэмоционального равновесия каждого из участников группы; сформировать мотивацию на успех.

  1. Приветствие. Оценка настроения. Беседа, что такое успех, что помогает и что мешает его достижению.

  2. Игра «Раздвигаем границы» позволяет методом аналогии сформировать установку на возможность достижения успеха. Встаньте где-нибудь на свободном месте и закройте глаза. Представьте, что вы находитесь внутри прозрачного шара - это ваши возможности, его стенки плотно окружают вас, попытайтесь прикоснуться к нему изнутри. Теперь раздвиньте его рыками, ногами, постарайтесь достать до всех точек этого шара, он стал намного больше, вам просторно в нем. Откройте глаза. Выберите себе пару, возьмитесь за руки, попробуйте обрисовать новое пространство, медленно покружитесь. Встаньте в круг и снова «раздвиньте» пространство, посмотрите, какой большой получается шар - так увеличиваются наши возможности.

  3. Упражнения, позволяющие достичь успеха самостоятельно и в коллективе. Задание - изобразить на бумаге с помощью рисунка и аппликации морское дно. Обсуждение работы.

  • Индивидуальное творчество. Каждому задание - вырезать из бумаги разных рыб.

  • Диадная работа - подготовить детали морского дна: водоросли камни, кораллы и т. д. Пары сами распределяют работу.

  • Коллективная работа. Каждый по очереди рисует морскую воду, добавляя свою краску и выделяя свое пространство на бумаге.

  • Пока краска сохнет, проводится релаксационное упражнение «Море». Дети берутся за руки и становятся в круг. Они по команде руководителя медленно сходятся в центр круга и расходятся, не отпуская рук, по очереди приседают и встают, изображая волны. Они могут имитировать шум волн, вдыхая и выдыхая воздух. Все вместе дышат, как море. Волна поднимается - глубокий вдох, руки плавно поднимаются вверх, долгий выдох - руки медленно опускаются вниз.

  • Завершение коллективной работы. Подготовленные детали и обитатели морского дна наклеиваются на рисунок моря. Получается красочная аппликация. Обсуждение работы: что помогало, что получилось лучше, когда работать было легче одному или в коллективе, легко ли было договариваться с другими ребятами.


4. Анализ занятия.

Инструментарий: большой лист белого ватмана, акварельные краски, цветная бумага, простые и цветные карандаши, ножницы с закругленными концами, клеевые карандаши, шаблоны для заготовок обитателей и рельефа морского дна.

Занятие №4

Цель: способствовать осознанию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных состояний окружающих.

Задачи: ознакомить с видами эмоций; сформировать навык распознавания эмоциональных реакций окружающих.

  1. Приветствие. Беседа, что такое эмоция. Демонстрация пиктограмм. Анализ настроения с помощью пиктограмм.

  2. Упражнения с использованием пиктограмм.

  3. Релаксационные упражнения данного занятия позволят детям освоить и закрепить позы покоя и расслабления.

  • Для знакомства группы с различными проявлениями эмоций предлагается игра «Котята». Она так же позволяет детям подвигаться, проявить фантазию, творчество и подготовить их к дальнейшим упражнениям. Ведущий читает стихотворение «Котята» (см. приложение). Стихотворение обсуждается. После чего дети изображают мимику и жесты героев стихотворения. Затем разыгрывается сценка (возможен обмен ролями).

  • При рассматривании пиктограмм, дети дают каждой из них имя, определяя настроение (эмоции).

  • Игра «Угадай настроение» формирует навык распознавания настроения по мимике. Дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Они по очереди берут пиктограмму и, не показывая ее партнеру, изображают выбранное настроение. Партнер из своего набора выбирает ту пиктограмму, которая, по его мнению, наиболее соответствует мимике партнера. После выбранные картинки- пиктограммы сравниваются. В случае несовпадения, ведущий обсуждает с детьми, почему была выбрана та или иная картинка для определения настроения.

  • Упражнение «Стойкий солдатик» на снижение возбуждения. Дети произвольно занимают место в комнате и по команде руководителя «замри» становятся ровно, подгибая одну ногу в колене, руки опускают по швам, плотно прижимая их к туловищу. Посмотрите внимательно по сторонам, кому удается стоять не шевелясь. Теперь поменяйте ногу, снова оглянитесь по сторонам. Молодцы вы настоящие солдатики. Опустили ногу, вытянулись, напрягли ноги, крепко уперлись ими в пол. Почувствуйте, какие они стали твердые. Вытянули вверх и напрягли тело, спина стала ровная, как струна, руки плотно прижали к туловищу, кулаки сжали, макушка тянется вверх. Вдохнули, задержали дыхание, на счет три - выдохнули, расслабились. Слегка наклонились вперед, потрясли руками, выпрямились, потрясли ногами. Тело расслабилось, стало гибким и послушным.

  • Упражнение «Мимическая гимнастика» позволяет участникам группы изучить мимику лица и связанные с ней эмоциональные состояния человека. Ведущий предлагает выполнить детям ряд упражнений, изображая различные эмоции. Сморщить лоб, поднять брови (удивление) – расслабиться (после каждого упражнения); сдвинуть брови нахмуриться (сердитость); полностью расслабить брови, закатить глаза (скука, равнодушие), расширить глаза, открыть рот, напрячь тело (страх, ужас); сморщить нос (брезгливость); сжать губы, прищурить глаза (презрение); улыбнуться, подмигнуть (веселье).

  • Упражнение «Рисуем эмоции пальцами», направленное на осознание своего эмоционального состояния. В упражнении используются гуашевые краски. С их помощью дети рисуют положительные и отрицательные эмоции, а после свое настроение. После рисунки обсуждаются.

  • Игра «Создай настроение» создает позитивную эмоциональную установку. Ведущий предлагает выбрать из общего набора пиктограмм картинки только с положительными эмоциями. Из числа положительных эмоций дети по очереди называют те, которые хотят взять себе, а после – те, которые хотят «отдать» остальным участникам группы.


4. Анализ занятия.

Инструментарий: краски гуашевые, рисовальная бумага, карты-пиктограммы (общий набор - лица, индивидуальные наборы - лица, разрезанный набор – лица и руки), текст стихотворения «Котята».

Занятие №5 (проводится в две части)

Цель: сформировать навык адекватного эмоционального реагирования.

Задачи первой части: 1) расширить спектр восприятия и проявления эмоций; 2) развить наблюдательность, внимание; 3) развить мимические и пантомимические способы эмоциональной выразительности.

Задачи второй части: 1) расширить диапазон восприятия и передачи эмоций с помощью звука; 2) развить речевого аппарата.

  1. Приветствие. Анализ настроения. Закрепление навыка распознавания невербальных эмоциональных реакций, усвоенного на предыдущем занятии, а во второй части - формирование навыка распознавания вербальных эмоциональных реакций.

  2. Упражнения, способствующие развитию общения в группе.

  3. Релаксационный комплекс упражнений.

Упражнения первой части занятия:

  • Игра «Превращение». Ведущий называет и изображает животное, а дети подражают его походке и движениям. По команде «замри» - все садятся на корточки и слушают название следующего животного.

  • Упражнение «Лебедь». Представьте, что вы прекрасные лебеди. Вытяните шею, она напряжена, отведите назад плечи, руки выпрямили. Медленно поднимаемся на носочки, прямые руки - вверх, плавно приседаем, руки - вниз. Поднимаемся вверх, замерли - парим, плавно опускаем руки, расслабляем ноги. Тело легкое, гибкое, ноги и руки стали послушными. Дышим спокойно и ровно, вдох - выдох.

  • Игра «Портрет». Группа делится на пары. Каждой паре дается задание выбрать настроение для человека на портрете и из частей пиктограмм собрать портрет. После по заданию собираются два других портрета с настроением противоположным и нейтральным первому. Обсуждение, какой портрет каждому понравился больше, почему, какой портрет собирать было легче, какое бы настроение выбрали для своего портрета, почему.

  • Проигрывание этюдов на выражение различных эмоций (можно использовать сюжет известной сказки): 1) внимания, интереса, сосредоточенности; 2) гнева; 3) страдания и печали; 4) удивления; 5) отвращения; 6) вины; 7) страха; 8) скуки; 9) любопытства; 10) удовольствия, радости, гордости; 11) спокойствия, безмятежности.

  • Упражнение «Качели» на закрепление позы покоя и расслабления. Дети ложатся на пол и приподнимают ноги и плечи, руки вытянуты за головой. В такой позе они пробуют немного покачаться. Тело напряжено, немного неудобно. Расслабление. Тело невесомое, мягкое. Дети находятся в позе покоя - игра «Волшебный сон». Ведущий медленно с паузами читает текст: «Реснички опускаются, глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем (2 раза). Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают (2 раза). Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко, ровно, глубоко… (Длительная пауза). Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать». Можно использовать тихую, спокойную музыку.


Упражнения второй части занятия:

  • Разминка речевого аппарата: 1) «хоботок» - вытянуть губы трубочкой, напряглись, опускаем хоботок, губы стали мягкими; 2) «рот на замочке» - поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно, сильно сжимаем губы, отпускаем - они стали мягкими, не напряженными; 3) «лягушка» - губы вытягиваются в стороны, напрягаются и возвращаются на место, расслабляются; 4) «орешек» - крепко сожмите зубы, челюсти напряглись, стали, как каменные, разожмите челюсти, рот приоткройте, все в нем расслабленно. Теперь надуваемся, как шарик - медленный глубокий вдох, живот надувается, напрягается, щеки надуваются, делаются твердыми, руки разводим в стороны, напрягаем и делаем медленный выдох, руки опускаются, «шарик» сдулся, все тело расслабилось.

  • Упражнение «Передай настроение». Задание - рассказать о своем настроении, только с помощью звуков, без слов. В следующем задании передать с помощью интонации настроение, изображенное на пиктограмме. Обсуждение: какое настроение передавать легче, какое приятнее.

  • Игра «Птичий двор». Дети изображают домашних птиц, издавая характерные звуки. По заданию руководителя, они с помощью изменения интонации стараются передать эмоциональные состояния: радости, тревоги, страха, удовольствия, любопытства, нежности.

  • Упражнения на расслабление мышц речевого аппарата: 1) «сердитый язык» - язык упирается попеременно в верхнюю и нижнюю челюсть, а потом расслабляется; 2) «горошина» - кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую и возвращается на место, расслабляется; 3) «горка» - кончик языка удерживается за нижними зубами и выгибается, возвращается на место - расслабляется. Сделали глубокий вдох, медленный выдох.

  • Игра «Интонации». Попробовать поздороваться со всеми спокойно, обиженно, зло, безразлично, радостно и т.д. Произнести фразу, как рассерженная бабушка, как баба - яга, добрая фея, потерявшийся щенок и т.д. Продекламировать стихотворение или рассказать коротенький рассказ, с различными интонациями.

  • Звуковая гимнастика. Дети произносят звуки с различным темпом, двигаясь по комнате в такт звукам. При этом по команде руководителя они меняют силу и высоту звука. Заканчивается упражнение тихими звуками и плавными движениями.

  • Упражнение на расслабление. Дети ложатся на ковер, делают глубокий вдох, медленный выдох, все тело расслаблено. Произносится формула общего покоя. После отдыха - сжали кулачки, потянулись, открыли глаза и встали.


  1. Анализ занятия.

Инструментарий: карточки - пиктограммы, части пиктограмм для составления портретов, аудиокассеты с записями быстрой, медленной и нейтральной музыки, магнитофон.