Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 524

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


  1. Принцип непрерывности эмоциональных процессов, используемый в интерспективной психологии В. Вунда, «ребенок постоянно что - то чувствует».

  2. Деятельностный принцип коррекции А. Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова о роли деятельности в психическом развитии личности.

  3. Принцип управления техническим развитием, связанный с организацией совместного распределения деятельности взрослого и ребенка на основе теории Л.С. Выготского, что развитие не является спонтанным процессом, а строится на помощи взрослого, его участии в организации жизнедеятельности ребенка. Данный принцип основан и на теории П.Я. Гальперина планомерного формирования деятельности.

  4. Принцип смены психологической позиции субъектов диады «родители - ребенок - инвалид».

Диагностический этап

Диагностические методы, предлагаемые в нашей работе, позволяют выявить эмоциональные нарушения в детско-родительских взаимоотношениях; выявить запрос на оказание психологической помощи семье с ребенком-инвалидом.

Анализируемые факты

Методы

Преддиагностический этап, направленный на выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями.

  • Семейный статус;

  • Запрос на социально-психологическую помощь семье с ребенком-инвалидом;

  • Семейная атмосфера (межличностное взаимодействие в результате заболевания с супругами, с ребенком, другими родственниками);

  • Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).

Анкета № 1 (для родителей)

  • Запрос на социально-психологическую помощь семье с ребенком-инвалидом на всех этапах протекания заболевания;

  • Проблемы ребенка-инвалида, негативные изменения:

  • Познавательной сферы;

  • Поведенческих реакций;

  • Эмоциональной сферы;

  • в общении;

  • наличие страхов, комплексов;

  • модель поведения «жертва»;

  • проблемы психосоциальной реабилитации;

  • психосоциальные проблемы медицинского персонала, работающего с ребенком-инвалидом;

  • оценивание семейной ситуации медицинским персоналом (изменение стиля воспитания в процессе заболевания.




Диагностический этап с использованием стандартизированных и проективных методик

  • родительское отношение к процессу воспитания

Опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина.

  • Эмоциональное восприятие членов семьи;

  • Тревожность в семейной ситуации;

  • Кризисность отношений в семье;

  • Удовлетворенность семейной ситуацией;

  • Благополучие семейной ситуации

Кинетический рисунок семьи

  • Отношение к матери;

  • Отношение к отцу;

  • Отношение к матери и отцу, как к чете,

  • Отношение к братьям и сестрам;

  • Отношение к близким родственникам;

  • Отношение к друзьям;

  • Отношение к учителям, воспитателям;

  • Эмоциональные состояния: фрустрация, любознательность, конфликтность, агрессивность;

  • Личностные проявления: доминирование, лидерство, стремление к уединению, отгороженность.

Фильм-тест Рене Жиля


Результат диагностического этапа заносятся в индивидуальную диагностическую карту.
Индивидуальная диагностическая карта.

ФИО__________________ Возраст__________


Методика

ш калы



КРС



Рене Жиль


ОРО

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

3

4

5

выше






































































норма






































































ниже







































































Все данные диагностики обрабатывается при использовании Microsoft Excel, описательной статистикой, которая выделяет доверительный интервал для каждой методики, и он является нормой, все данные выше или ниже этого интервала являются, в свою очередь, выше либо ниже нормы.

Цель коррекционной программы - сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско - родительских отношениях у семей с ребенком - инвалидом.

Задачи:

  • Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско - родительских отношений, под которыми мы понимаем совершенствование знаний, умений и навыков родителей и детей при овладении чувственной коммуникацией.

  • Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений. При этом мы выделяем следующее:

  • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

  • формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;

  • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

  • формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;

  • оптимизация родительско–детских отношений;

  • совершенствование коммуникативных форм поведения;

  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Программа семинара – практикума рассчитана на четыре месяца и включает в себя работу по указанным направлениям. Занятия проходят два раза в месяц продолжительностью 4 академических часа.

В программе используются методы арттерапии, позитивной психотерапии, трансактный анализ.

Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет несколько этапов работы:

Вводная часть. На этом этапе идет подготовка к психологической работе. Для этой цели используются специальные психогимнастические упражнения, направленные на создание позитивного настроения, помогающие участникам настроиться на доброжелательное отношение к себе и друг другу, на доверительный стиль общения. На этом этапе применяются упражнения на снятие напряжения и раскрепощение, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку способностей выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.


Основная часть. На этом этапе идет основная психокоррекционная работа по переоценке и переосмыслению жизненных позиций и установок родителей. Этому помогают следующие формы:

Лекционная часть. Участникам предлагают теоретические знания о рассматриваемых проблемах, раскрываются основы детской и возрастной психологии, социальной психологии, теория чувственных коммуникаций по Гордону.

Разыгрывание ролевых ситуаций. Участникам предлагается проигрывать различные ситуации, причем роли подбираются соответственно личностным особенностям и установкам участников. Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участниками группы.

Релаксационный комплекс.Применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения.

Упражнения арттерапии. Применяется индивидуальное, групповое рисование, рисование в парах, на заданную тренером тему или тема не оговаривается, и в этом случае создаются “групповые фрески”, когда участники рисуют все, что хотят на общем рисунке. Упражнения направлены на работу с эмоциями, на создание образов, ассоциаций. Рисунки обсуждаются участниками в процессе рисования и повторно после окончания работы.

Домашнее задание. В процессе всей программы мы предлагаем участникам заполнение дома, совместно с детьми, специальной рабочей тетради, которая выдается каждому участнику на первом занятии. Все задания в тетради носят как диагностический, так и самоаналитический характер. Форма рабочих тетрадей для взрослой и детской группы разрабатывается каждым ведущим самостоятельно.

Рефлексионная часть. Для оценки деятельности семинара-практикума. В рефлексии закладываются следующие переменные для оценивания: деятельность участника, деятельность всей группы; содержательный компонент занятия, межличностное взаимодействие тренера и участников группы. Рефлексионная форма единая на протяжении всей программы.

Занятие №1

Навыки эффективного общения. Определение значимости и развития модели уверенного поведения при взаимодействии с ребенком-инвалидом.


Цель: ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье.

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; актуализация проблем детско–родительских отношений; диагностика проблем.

  • «Презентация». Каждому участнику дается специальная карточка-визитка, воздушный шарик, фломастер.

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, карточку-визитку, просьба отвечать искренне. Затем надуйте шарик, фломастером нарисуйте свой автопортрет, прикрепите свою «визитку» к шарику. После этого все шарики выбрасываются в круг и разбираются участниками группы. Главная задача в том, чтобы все шарики были разобраны, и никому не попался свой шарик. Следующий этап игры заключается в рекламе. Участник группы, получивший чужой шарик, должен рассказать о его обладателе, воссоздав его визитку. После групповой презентации все шарики привязываются на натянутую нитку, и образуется галерея участников группы, которая по возможности сохраняется на протяжении всего цикла занятий.

  • Введение ритуалов работы в группе.

«Приветствие». Чаще всего этот ритуал вырабатывается группой, но у ведущего должен быть в запасе и свой вариант. Например: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

«Прощание». Каждое занятие также оканчивается ритуально. Например: все участники группы создают общий круг, в котором они стоят с закрытыми глазами, положив свои руки на плечи соседа и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания.

«Выработка правил работы группы». Ведущий вводит правила, по которым будет работать группа. Некоторые из них уже продуманы самим ведущем, и предлагаются для общего обсуждения. Предварительно часть правил уже записана на листе флип-чарта, для остальных оставлено свободное место. Примерные правила:

«здесь и сейчас»; правило поднятой руки; право вето у ведущего; высказываемся без оценки личностей, и т.д.(предлагает группа).