Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 503

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7



Обобщенный социально-психологический портрет «проблемных» детей характеризуется ярко выраженной тревожностью, страхом, социальной робостью, отсутствием или минимальным проявлением положительных эмоций, агрессивностью, настороженностью, изменением двигательной активности (в сторону повышения или понижения).

Эта проблема имеет свою ярко выраженную специфику и представлена (В. П. Кащенко, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская) следующими аспектами:

  • поведенческие проявления ребенка (поведение дома и в школе, курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам);

  • межличностные конфликты (отношения с родителями, учителями, сверстниками);

  • проблемы адаптационного процесса (приспособление к детскому саду, школе, училищу, колледжу, классу, учителям, сверстникам);

  • эмоциональные стрессы (пьянство родителей; развод родителей; конфликты в школе, со сверстниками, с родителями);

  • проблемы, связанные с кризисами переходных возрастов (кризис 7 лет, подростковый и др.);

  • проблемы, связанные с взаимоотношениями в семье;

  • проблемы, связанные с эмоциональным состоянием ребенка (замкнутость, раздражительность, подавленность, тревожность).

По этой причине на основании системного подхода в работе с семьей в ГЦСПСиД разработаны психолого-педагогические групповые программы для родителей и детей. Общей целью данных программ является гармонизация детско-родительских отношений. Данная цель реализуется в решении конкретных задач, обозначенных в программах для родителей:

  • осмысление родителями своих воспитательных установок по отношению к ребенку;

  • выявление уровня родительской компетенции;

  • коррекция и развитие новых установок и стратегий взаимодействия родителей с детьми;

  • обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с детьми.

В создании программ групповой работы с семьей мы опирались на алгоритм разработки тренинговых программ как западных исследователей (К. Роджерс, К. Рудестам, Т. Гордон, Д. Торренгтон, Дж. Чэмпен), так и отечественных (В. В. Аникеева, А. А. Аладьин, Ю. К. Емельянов, И. М. Желдак, О. А. Каробанов, В. П. Кащенко, Л. А. Петровская, Л. С. Прутченков и д. р.). С целью выявления эффективности разработанных программ групповой работы мы использовали программу оценок (program evalution), разработанную финскими учеными П. Странденом и Ю. Хамяляйненом. Нами была избрана групповая работа с родителями и детьми, поскольку уже давно отмечено психологами, что она имеет терапевтический характер, т. к. имеет «эффект эмоционального возбуждения и заражения» (И. Вачков). И. Д. Яломом выделены «лечебные факторы» характерные для групповой работы: сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, имитирующее поведение и др. Они способствуют самопознанию каждого участника группы и его саморазвитию.


Для семей, пришедших в ГЦСПСиД с проблемой детско-родительских отношений, очень важна групповая работа, поскольку с одной стороны, позволяет увидеть сходность проблем многих семей («не один я такой неумелый воспитатель» - это утешает), а с другой - работа в группе позволяет получить поддержку от людей со сходными проблемами.

Групповая работа имеет свои преимущества по сравнению с индивидуальной, и это осознают родители. Клиентка Р. в рефлексии занятия в группе обозначила свое состояние следующим образом: «Мне в начале было в группе очень страшно, что я такая плохая мать и не могу найти взаимопонимания с собственным ребенком, но когда я почувствовала поддержку от всех людей в группе, у которых такие же проблемы, как у меня, я увидела, что меня поймут здесь, поскольку сами переживают подобное. Постепенно мы стали не только помогать друг другу на занятиях, но и звонили друг другу, общались, и это очень помогало».

Основываясь на практическом опыте работы с родительскими группами в ГЦСПСиД мы можем выделить следующие преимущества групповой работы:

  • групповой опыт позволяет не замыкаться в своем узком жизненном пространстве со своей проблемой и способствует открытости человека;

  • особенность «зеркального эффекта» помогает ощутить безоценочную обратную связь со стороны группы и почувствовать эмоциональную связь и поддержку;

  • в группе участники могут идентифицировать себя с другими, тем самым лучше осознавая необходимость применения новых эффективных способов поведения;

  • в группе человек обучается новым коммуникативным умениям и имеет возможность попробовать себя в новых моделях поведения;

  • группа помогает самораскрытию каждого человека, самопознанию и осознанию проблемы, с которой пришел человек к группу;

  • в группе быстрее достигается эффект обучения;

  • групповая работа позволяет помочь сразу многим людям в решении сходной проблемы (это эффективно).

Алгоритм разработки программы групповой работы включает в себя шесть шагов (фаз): оценка потребности в программе, определение ее целей, разработка содержания программы, выбор методов, реализация программы, оценка групповой работы.

В программе оценок, используемой финскими учеными, выделены три уровня: 1-й уровень - оценка потребностей; 2-й уровень - оценка процесса; 3-й уровень - рейтинг результатов. Данный подход позволяет оценить результативность программ групповой работы по мере их реализации.



Основываясь на данных подходах, мы определили конкретные критерии для создания коррекционных программ на основе социального запроса семей, приходящих в ГЦСПСиД. В качестве критериев выступили определенные концептуальные теоретические подходы в зависимости от заявленной семьей проблемы (они обозначены в каждой предложенной программе), «активные групповые методы» и индивидуальность автора-практика. В целом это сочетание дало возможность для создания авторских программ.

Рассмотрим предложенный алгоритм разработки программ групповой работы для родителей.

  1. Оценка потребности в данной программе групповой работы.

На данном этапе важно выяснить потребность семей в коррекционной программе. С этой целью в процессе первичного консультирования семьи по проблеме детско-родительских отношений консультант определяет, с одной стороны, конкретную проблему семьи (неуверенность ребенка, агрессивность, импульсивность), с другой, зная возможности Центра, предлагает групповую работу.

Зачастую родители обусловливают поведение ребенка проявлением генных особенностей («от папы у него это», «таким уродился») или связывают с влиянием на ребенка кого-то третьего («бабушка виновата», «компания повлияла»). И только некоторые родители связывают нервно-психическое состояние ребенка с родительским отношением к нему, с микроклиматом семьи. Для семейного консультанта, который встречается с семьей на первом этапе, важно не только увидеть причины проблемы ребенка, но и помочь родителям увидеть природу конфликта, чаще всего заключенную в психолого-педагогической некомпетентности родителей.

Исходя из замечательной мысли Альберта Эйнштейна, который писал: «Вы не можете решить проблему, если решаете ее на том же уровне, на котором были, когда создали эту проблему», мы пытаемся помочь семье осознать необходимость совместной со специалистом работы в группе.

Для специалистов Центра, предлагающих программу семье, значима мотивация семьи (каждого ее члена) на участие в программе и сотрудничество со специалистами в процессе ее реализации. Поэтому в процессе консультирования специалисты выявляют согласие семьи на предложенную ей коррекционную программу. Каждая из разработанных программ имеет свою специфику, основываясь на конкретной проблеме ребенка в семье.

  1. Определение целей программы групповой работы.


На этом этапе мы считаем значимым определение интересов не только родителей, но и согласие ребенка и родителей на участие в групповой программе, позволяющей не только развивать, но и корректировать детско-родительские отношения. Под коррекцией проблем детско-родительских отношений мы понимаем совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных на ослабление, снижение остроты конфликта между родителями и детьми или его разрешение и одновременно развитие воспитательного потенциала родителей.

Следовательно, доминирующей целью является как осознание родителями собственных воспитательных установок, так и формирование адекватной родительской позиции - установки родителей на воспитание детей в семье.

Исследователи А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, В. В. Юстицкис. Э. Г. Эйдемиллер давно определили, что каков воспитательный потенциал семьи, такова личность самого ребенка. Педагогами и психологами были выделены различные неблагоприятные факторы воспитания и внутрисемейной атмосферы (авторитарность, опека, отвержение, агрессивность родителей), влияющие на личность ребенка, его эмоциональное благополучие.

Таким образом, в цели коррекционной программы закладывается как разрешение реальной проблемы, так и работа на перспективу, создание условий для развития позитивного воспитательного потенциала семьи.

Ключевыми моментами всех групповых программ по проблеме детско-родительских отношений в ГЦСПСиД являются следующие:

  1. Семья страдает от проблемы, которую имеет, и осознает это.

  2. Семья понимает, каковы причины данной проблемы.

  3. Семья понимает, что есть путь, который ведет к решению проблемы и дает возможность избавиться от «боли семьи» (В. Сатир).

  4. Семья осознает, что для избавления от страдания, «боли семьи» (проблемы) необходимо изменить стереотипы поведения и обозначить для себя новую тактику поведения.

  5. Семья видит свои потенциальные ресурсы, способствующие разрешению их проблемы не только «здесь и сейчас», но и в последствии.

Цели работы в группе должны быть реальными; адекватно проблеме и целям определяются временные рамки групповой работы (от месяца до 3-4 месяцев).

  1. Разработка содержания программы.

На начальном этапе разработки программы важно определить согласно обозначенным целям ее стратегию. Общим для содержательной стороны всех родительских программ, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, является: первое - ознакомление родителей с позитивным терапевтическим подходом в процессе воспитания ребенка (Н. Пезешкиан, А. М. Ялов, И. Д. Ялом); второе - овладение в процессе групповых занятий методикой чувственной коммуникации, позволяющей родителям глубже понять свой эмоциональный мир и чувствовать тонкую эмоциональную сферу ребенка (К. Роджерс, Т. Гордон); третье - демонстрация родителям конструктивного опыта общения с ребенком - поведенческая терапия (А. С. Спиваковская, Р. Кэмпбел, В. Сатир); четвертое - игровая терапия (Г. Лэндрет).


Рассмотрим сущность данных теоретических подходов.

Для родителей позитивный терапевтический подход в воспитании означает прежде всего принятие проблемы ребенка с точки зрения оказания помощи ему в решении данной проблемы, т. е. основываясь на восприятии ребенка как личности, на приоритетности стимулирования положительного в ребенке и терпимости по отношению к его негативным проявлениям в поведении. Основным содержанием новых отношений с ребенком является отмена директивности, принуждения как неграмотного и не дающего эффекта метода воспитания. Это помогает формировать в ребенке положительную мажорную Я-концепцию. Чаще родители, указывая на недостатки ребенка, его проблемы формируют у ребенка отрицательную Я-концепцию (я не справлюсь, я не умею, я застенчивый, замкнутый, злой, никому не нужен), что изменяет личность ребенка в худшую, отрицательную сторону (К. Роджерс). Родительское воспитание должно способствовать «облагораживанию души и сердца ребенка» (Ш. А. Амонашвили). Доминантой терапевтического подхода в семейном воспитании является чувство безопасности и надежности ребенка, уверенность ребенка в том, что его всегда поймут дома и примут.

Метод чувственной коммуникации позволяет родителям научиться передавать свои чувства ребенку как позитивного, так и негативного характера. Этот подход позволяет родителям в процессе воспитания реализовать самый главный принцип эмпатического принятия ребенка. Метод Т. Гордона помогает родителю осознать свои чувства по отношению к ребенку, увидеть их взаимосвязь с трудностями общения и поведения ребенка, научиться передавать свое эмоциональное состояние ребенку через «Я-высказывание» и формировать умение адекватного эмоционального реагирования в общении с ребенком.

Метод поведенческой терапии направлен на обучение родителей адекватным формам поведения в проблемных ситуациях общения с ребенком (В. Скиннер). Основную роль здесь играет аспект социального научения (А. Адлер). Участникам группы предлагаются образцы поведения родителей с детьми, затем родители анализируют данные модели поведения и отрабатывают их в упражнениях на занятиях или при выполнении домашнего задания. При этом главным условием эффективности данного метода является самонаблюдение и наблюдение участников группы за эффектом их поведения. Здесь важна обратная связь, позволяющая участникам группы рефлексировать свое поведение. Необходимо заметить, что этот метод будет не эффективен при условии, если родители настроены лишь на временный успех, заинтересованы в решении сиюминутной проблемы и не видят будущую перспективу воспитания ребенка на основе конструктивного общения.