Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 535
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.
Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом
Измятый конверт, а на нем по линейке
Рефлексивная форма «Звездное небо»
Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).
Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)
Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
-
«Ожидания». Каждому участнику раздается карточка «Ожидание» для заполнения.
Участникам группы необходимо заполнить карточку отвечая на вопрос: «Что я ожидаю от этих занятий?» Затем тренер собирает все карточки и выписывает на лист флип-чарта все ожидания. Это лист прикрепляется к стене и находится там в процессе всего цикла занятий, а задача всех участников групп по мере того как они достигают полученного результата ожидание вычеркивать из общего списка.
-
Диагностический блок. «Кто Я?» Участникам предлагается ответить на заданный вопрос пятью существительными и пятью прилагательными. А затем рассказать о себе как о родителе.
Мини лекция. «Уверенность – стимул эффективного общения с ребенком – инвалидом»
- 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 24
Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.
Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?
Что такое «госпитализм»?
Почему так важно уверенное поведение в семейных отношениях?
Что такое "моделирование"?
Что включает в себя процесс моделирования?
Почему происходит имитацию поведения значимых для нас людей?
По каким законам живут взрослые?
Как объяснить ребенку следующие правило : «если ты хочешь быть большим, то и поступай так, как это принято во взрослом мире.»
Использование литературных примеров в воспитании ребенка, например стихотворение Г. Ширковец «Этих взрослых не поймешь.»
Давайте проанализируем ваши семейные ситуации. У кого в семье есть проблемы такого рода, и вы не знаете, как справится с ними. Групповая дискуссия.
-
«Презентация своего ребенка». Ваши дети больны, и в этом они похожи, но каждый из них – уникален. Сделайте презентацию своего ребенка с точки зрения, что у него есть особенного, чего нет у других детей.
-
«Знаю ли я своего ребенка?» Всем участникам группы раздаются специальные рабочие тетради, в которых собраны все домашние задания по программе. Вниманию участников предлагается первая таблица, которую необходимо заполнить на занятии (графы родительское мнение, предполагаемый детский ответ) отвечая на следующие вопросы:-
Моя самая любимая сказка и почему? -
Сказка, которую я не люблю и за что? -
Если бы у меня была волшебная палочка, то на один день я бы стал… Почему? -
Добрую фею я бы попросил…, а бабу-ягу… Зачем? -
В какую бы звериную семью превратилась бы наша если бы было можно? Почему?
-
Заполнение графы «мнение самого ребенка» является домашним заданием для родителей (Приложение 2).
-
«Древняя мудрость» Группе предлагается разделится на подгруппы по 3-4 человека. Каждой подгруппе выдаются карточки с пословицами и поговорками (Приложение 2), на тему внутрисемейных отношений. Через 5-7 минут подгруппы должны предложить свои варианты толкования эти высказываний наших предков. Предложить ситуации, когда данные пословицы могут использоваться при воспитании детей в семье.
-
Домашнее задание. Следующая наша встреча будет через две недели. В течение этих двух недель заполняйте, пожалуйста, рабочую тетрадь, которую мы вам дали. За этот период вам необходимо отметить когда, в каких ситуациях в вашей семье, у всех ее членов наблюдалось неуверенное поведение, и каким образом вы пытались его исправить. -
Ритуал группового прощания. -
Рефлексия занятия. Заполнение специальных рефлексионных карточек.
Занятие №2
Конструктивное общение на основе уверенного поведения.
Цель: ознакомление и обучение родителей конструктивному общению с ребенком.
Коррекционные задачи: введение в атмосферу занятий; сплочение участников группы; актуализация конструктивного общения в детско–родительских отношениях;
-
Ритуал группового приветствия. -
«Здравствуйте!» Здравствуйте, уважаемые участники семинара. Мы очень рады видеть вас сегодня здесь, нам очень интересно узнать, как прожили вы эти две недели, что у вас было нового, но узнаем мы это необычным способом. Все вы разбиваетесь на пары, и ваша задача в течение пяти минут рассказать друг другу то, что с вами произошло за это время, но не словами, а жестами. А по истечении этого времени вы должны будете все это озвучить, но не о самом себе, а о своем партнере по паре.
-
Ролевая игра. «Проигрывание домашнего задания». Вспомните, пожалуйста, ситуацию, которую вы не смогли разрешить самостоятельно за прошедшие две недели, и занесли ее в свой блокнот для домошнего задания. Каждый вспоминает свою собственную ситуацию, если у кого-то это вызывает трудности, то ему дается карточка с возможной проблемной ситуацией в детско-родительских отношениях. Затем участники проигрывают эти ситуации в парах, каждый предлагает свое решение. Псоле проигрывания проводится групповое обсуждение.
3. Минилекция. Как отличать неуверенное, агрессивное и уверенное поведение.
-
Неуверенное поведение. -
Агрессивное поведение. -
Уверенное поведение. -
Ребенку будет легче вживаться в здоровое обществ, если ему в этом будут помогать уверенные поступки родителей. -
Уверенное поведение в той или иной ситуации, в общем и целом ведет к благоприятным последствиям для людей, которые в нее вовлечены. -
Что происходит, когда обе стороны ведут себя самоутверждающе в ситуации?
-
Ролевая игра. В процессе мини-лекции мы обращались к вам с просьбой вспомнить проявления своих членов семьи в отношении агрессивной формы поведения. Сейчас мы попробуем проиграть некоторые из этих ситуаций и попытаемся разрешить сложные случаи, используя уверенную модель поведения. -
Релаксационный комплекс. В предыдущем упражнении мы вспоминали с вами агрессивные проявления со стороны членов ваших семей. Давайте вспомним, по каким внешним проявлениям мы можем определить, что ребенок агрессивен. А как агрессия проявляется у взрослого? (Записываем все высказывания на флип-чарт). Сейчас мы хотим показать вам, как можно научится расслабляться, и таким образом избегать агрессивных проявлений. В первую очередь необходимо сесть поудобнее. Одними из ярких проявлений агрессивности является мимика лиц, агрессивное дыхание. Давайте попробуем дышать так, как мы вам покажем (ведущий демонстрирует диафрагмальное дыхание: глубокий вдох - живот медленно надувается, а затем медленный выдох - живот сдувается)».
Участники повторяют за ведущим.
Хорошо. А теперь мы будем дышать опять глубоко, но живот не надуваем, а дышим полной грудью и выдыхаем с шумом «ш-ш-ш», вытянув при этом губы трубочкой, стиснув зубы и надувая щеки. Выдыхать нужно очень сильно, но медленно».
Расскажите как вы сейчас себя чувствуете? - (участники отвечают). А когда вы злитесь или у вас что-то не получается, что вы тогда чувствуете - (участники отвечают) - вам это приятно? Наверное нет. Вспомните, как вам было хорошо, когда вы глубоко дышали. Поэтому дышите всегда так, как только начнете злиться или у вас что-то не будет получится.
-
Игра «Охота». Сейчас мы хотим предложить вам игру, которую вы можете использовать со своими детьми, для того чтобы снимать некоторые агрессивные проявления.
Все участники группы разбиваются на четыре равные подгруппы и образуют квадрат. Каждая группа становиться в один угол квадрата. Ведущий дает установку:
-
каждая подгруппа выбирает себе роль (охотников; львов; змей; обезьян); -
ведущий показывает специальные движения, характерные для каждой роли (охотник – становятся в позу стреляющего из ружья и озвучивают свои действия звуками стрельбы – «т-д-д-д»; львы – поднимают руки вверх растопырив пальцы и согнув их в виде когтей и озвучивают свои действия рыком; змеи – водят рукой имитируя движения змеи и озвучивают характерным шипением; обезьяны – кладут одну руку себе на грудь, вторую на голову и начинают одновременно себя ими бить, озвучивая все это звуком «у», характерным для них). -
в каждой подгруппе определяется главный герой, который будет задавать темп игре и менять направление; -
игру начинают охотники, все одновременно делают свое движение с озвучанием, и по решению главного охотника игра переходит к той группе зверей, движение которой повторит глава охотников; -
по мере игры темп убыстряется.
-
«Статут детско-родительских отношений». Ведущий разделяет группу на две подгруппы. Одна – дети, другая – родители. Каждая группа должна в течение 15-20 минут выработать свод правил, по которым выстраиваются детско-родительские отношения. По истечению времени подгруппы начинают озвучивать свои наработки. Каждое правило обсуждается. Задача ведущего контролировать процесс обсуждения и не затягивать его. Когда каждое принятое подгруппами правило записывается на лист флип-чарта и затем, задача ведущего, к следующему семинару сделать компьютерный вариант статута и раздать его участникам на память. Важно в процессе обсуждения обращаться к эмоциональной сфере участников, как на чувственном уровне принимаются те или иные правила.
-
Домашнее задание. Родителям предлагается в течение двух недель вести наблюдения за детьми и заполнять специальную таблицу №2 из рабочей тетради (Приложение 2). -
Ритуал группового прощания. -
Рефлексия занятия (Приложение 2).
Занятие №3. Все мы родом из детства.
Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, особенностей восприятия, эмоциональных переживаний в детско-родительских отношениях. Приобретение навыков чувственной коммуникации с ребенком (по Т. Гордану). Обучить навыкам активного слушания.
Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; обучение навыкам активного слушания ребенка; научение «языку принятия» и «непринятия».
-
Ритуал группового приветствия. -
«Скажи комплимент другу». Ведущий предлагает начать семинар с игры «Скажи комплимент другу». Задача участников сказать друг другу комплимент, при перебрасывание мяча. В игре должны участвовать все участники. После того, как все проиграли ведущий обращает внимание на словарный запас комплиментов. -
Групповая дискуссия по итогам домашнего задания. Необходимо выяснить: -
было ли легко заполнять таблицу; -
какие чувства испытывали вы при заполнении; -
с какими проблемами вы столкнулись при выполнении задания.
-
Минилекция. Проблемы детей и проблемы родителей.
В процессе мини-лекции рассматриваются вопросы связанные с умением выслушивать ребенка, как правильно высказать свое недовольство поведением ребенка. Вводятся следующие понятия: