Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 543

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


Ходил почтальон с необычным письмом.

Измятый конверт, а на нем по линейке


Написано четко: ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ.

На первый этаж письмоносец зашел,

Увидел, как Вову сажали за стол.

Со сказкою Вове вливали бульон.

— Письмо Неумейке! — сказал почтальон.

За ложку схватился испуганный Вова,

А мама ответила:

  • Нету такого!

В квартире над ними жил мальчик Андрюшка.

По комнате всей раскидал он игрушки.

Услышав про адрес, смутился Андрейка:

— Не думайте, дядя, что я — Неумейка!

Я, дядя, еще не окончил игру,

Вот выстрою домик — и все уберу.

Направилась почта в квартиру направо,

Где только проснулся Голубчиков Слава.

Сестренка ему надевала чулок,

А Слава скучал и глядел в потолок.

Сказал почтальон: — Неплохая семейка!

Не здесь ли живет гражданин Неумейка?

Но Слава, услышав обидное слово,

Чулок натянул и воскликнул:

— Да что вы! Я сам одеваюсь, когда захочу,

А этоНу. . . просто, сестренку учу!

Идет письмоносец в другую квартиру —

И видит на кухне такую картину:

Тарелки помыты и сложены в груду,

А мама и дочь убирают посуду.

Сказал почтальон, улыбнувшись:

— Беда! Простите, я снова попал не туда.

Спустился во двор письмоносец и вскоре

Чуть-чуть не упал

На трехлетнего Борю — цветы поливал он из маленькой лейки.

И здесь не нашел почтальон Неумейки!

Присел почтальон, отдохнул и опять

отправился в путь Неумейку искать.

Письмо получателя ищет по свету.

Но что же в письме? Рассказать по секрету?

Два слова в конверте письма заказного! ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!

Обидных два слова и я вас прошу.

Постарайтесь ребята, чтоб это письмо

Не нашло адресата.

Анализ: Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали это стихотворение? Какие эмоции было легко передать, а какие сложно?

  • «Говорящие стены»:

Все становятся в круг, берутся за руки. Тренер сообщает каждому ребенку звук (например [a], [у] и т.д.). Держась за руку, круг делается максимально большим. Каждый тихонько начинает произносить свой звук. По команде тренера дети начинают сходиться, произнесение звука усиливается, доходя до крика в центре. При расхождении, произнесение звука утихает (повторите 3-4 раза).

  • «Лес».

Ведущий: «В нашем лесу растут березки, елочки, дубки, плачущие ивы, сосны. Выберите сами себе дерево, которое вам нравится. А теперь покажите, как ваше растение реагирует на:


тихий, нежный ветерок; сильный, холодный ветер; мелкий грибной дождик; ливень; ласковое солнце; ночь; заморозки.

  • После заморозков с ваших деревьев стали опадать листья. Звучит легкая музыка. Вы превращаетесь в листочки. Вы отрываетесь от веток и медленно, плавно опускаетесь на землю (дети ложатся на ковер). Закрываете глазки и представляете, как листочки засыпают на зиму. Ведущий молчит, представляя свободу детским фантазиям. По окончании музыки дети открывают глаза.

  • Домашнее задание.

  • Рефлексия занятия.

  • Ритуал группового прощания.


Занятие № 6.

Цель: закрепление навыков мышечной релаксации и развитие конструктивного взаимодействия в совместной групповой деятельности.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; закрепление навыков мышечной релаксации.

  • Ритуал группового приветствия.

  • Групповое обсуждение домашнего задания.

  • «Гусли-самогуды»

Ведущий читает текст, а дети выполняют условия услышанного.

  1. Дети стоят свободно.

В сказочном дворце,

На высоком крыльце,

Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ:

«Кто сумеет станцевать

Так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать

Нашем царством управлять.

Гусли, гусли-самогуды

Распевают песни всюду.

Раз готовы вы друзья,

Танцевать нам всем пора.

  1. Звучит ритмичная музыка. Дети стоят, танцуют мышцы плеч и рук.

Вот и музыка звучит.

А народ все ждет, стоит.

Ой, пустились плечи в пляс.

Веселей, еще хоть раз!

Пальцы, локти скачут вместе,

А народ стоит на месте.

Пляска стала затухать,

Тише музыка играть.

  1. Меняется ритм музыки, танцуют мышцы ног.

Ноги стали просыпаться,

Просыпаться, подниматься!

Пальцы, пятки и колени

Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!

Только стали уставать

  1. Меняется ритм музыки. Танцуют мышцы живота.

Рад живот поупражняться,

Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись.

Лежебока, эй, проснись!


  1. Меняется ритм музыки. Танцуют мышцы плеч.

Вот поднялись наши плечи.

Выше, выше, резче, резче.

Стали плечи затихать,

Затихать и засыпать.

  1. Меняется ритм музыки. Танцуют мышцы лица.

Щеки, носик в пляс пошли.



Брови нежно подними,

Губы вытянулись в трубку,

Потанцую еще минутку.

  1. Выбирается ребенок, который танцевал лучше всех. Он заказывает любые движения для всего тела.

Вновь народ стоит и ждет.

Что нам музыка споет?

Стали плечи затихать

Ты помощник, выходи,

Общий танец закажи.

Дети повторяют движения, которые показывает водящий.

  1. Звучит спокойная музыка, дети, стоя на месте, двигаются под нее. Затем они садятся.

А теперь, все отдыхаем,

Отдыхаем и мечтаем

О волшебных берегах,

О невиданных краях.

Звучит спокойная музыка, дети мечтают.

  • «Настроение животных».

Детям раздаются картинки с нарисованными животными, у каждое животное с определенной эмоцией. Задача детей угадать у какого животного, какое настроение и разукрасить картинку.

  • «Рассказ»

Когда все картинки будут раскрашены. Дети составляют общий рассказ.

  • «Сказочное путешествие»

Музыка «шум океана». Дети лежат на полу. Глаза закрыты. Они представляют себе, что лежат на палубе сказочного корабля, который спокойно и плавно плывет по морю. Дует ветерок. Кораблик подплывает к дверям нашей комнаты. Дети открывают глаза.

  • Домашнее задание. Дети должны раскрасить картинки и придумать дома сказку по картинкам.

  • Рефлексия занятия.

  • Ритуал группового прощания.

Занятие № 7.

Цель: закрепление навыков выражения эмоций.

Коррекционные задачи: введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; закрепление навыков выражения эмоций.

  • Ритуал группового приветствия.

  • Групповое обсуждение домашнего задания. Каждый ребенок рассказывает свою сказку. Выбирается лучшая или возможен вариант компоновки одной сказки из нескольких.

  • Подготовка к драматизация придуманной сказки. Вся группа участвует в подготовке необходимого инвентаря (декораций, продумываются необходимые костюмы, создаются маски и т. д.)

  • Драматизация сказки происходит на следующим совместном занятии с родителями.

  • Домашнее задание - подготовка к драматизации сказки.

  • Рефлексия занятия.

  • Ритуал группового прощания.

Занятие № 8. Совместное занятие с родителями.

Описание занятия в программе для родителей.

Занятие 9-10.

Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы.

Коррекционные задачи:
введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; закрепление навыков выражения эмоций; диагностика эффективности занятий; диагностика динамики изменений в эмоциональной сфере.

  • Ритуал группового приветствия.

  • Проведение вторичной диагностики, для выявления динамики в процессе занятий.

  • «Расслабление приятно».

Кулачки зажаты

Крепко, с напряжением пальчики прижаты


Пальчики сильней сжимаем...

Отпускаем, разжимаем.

Знайте девочки и мальчики

Отдыхают ваши пальчики .


Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх

Выше всех, все дальше вверх.

Возвращение обратно –

Расслабление приятно.

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем. (2-3 раза каждой ногой)

А теперь немного лени

Напряженье улетело, и расслаблено все тело

Вот как шарик надуваем,

А рукою проверяем

Шарик лопнул – выдыхаем

Наш животик расслабляем.

Штангу с пола поднимаем,

Крепко держим... и бросаем.

Нам становится понятно, расслабление приятно




  • «Волшебный круг»

Все участники группы садятся в круг и передают пожелание друг другу.

  • Финальная рефлексия.


3.5. Программа реабилитации младших школьников с

повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии

и методами цветовосприятия

(Фролова Л.Е., психолог-реабилитолог)

Данная коррекционная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, для эмоционального состояния которых характерно проявление повышенного уровня тревожности. Тревожность как черта личности характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Ее проявление в подверженности действию различных стрессоров всегда индивидуализировано: личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.


Младший школьный возраст - наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. В то же время нереализация его возрастных и индивидуальных особенностей, нарушения в детско-родительских отношениях ведут за собой рост тревожности ребенка. Тревожность является индикатором психологического неблагополучия, нарушений в эмоциональном и социальном развитии растущего человека. По мере закрепления неадекватного отношения ребенка к себе, своим возможностям, неадекватность становится устойчивой чертой его отношения к миру. Все это сильно осложняет процесс интеграции ребенка в здоровое общество. Следовательно, становится очевидной необходимость своевременного оказания социально-психологической помощи данной категории детей. Исходя из этих положений, разработана данная программа с целью коррекции поведения детей с нарушениями эмоционального состояния, проявляющегося в повышенном уровне тревожности.

В основу данной коррекционной программы положены:

  • теория о цветовосприятии М. Люшера (М.Люшер разработал основы функциональной психологии цветовосприятия, выявив объективный характер психологических значений различных цветов).

  • коррекционная методика Дж. Аллана, основанная на восстановлении аутентичности визионерской деятельности ребенка и предполагающая использование серийного рисования, т.е. еженедельного проведения занятий рисованием в присутствии консультанта. Рисунки в сочетании с игровой инсценировкой служат средствами экстериоризации глубоких физических и психических шрамов.

Используемые в коррекционной программе приемы изодеятельности связаны с рекреацией, саморазвитием, общением, самореализацией ребенка.

Цель коррекционной программы - создание безопасного и защищенного эмоционального пространства для ребенка, стимулирование личностного развития младшего школьника, развитие его эмоциональной сферы и коррекция поведенческих реакций средствами арттерапии, цветопсихологии и приемов психологии общения на основе интегрированного подхода.

Задачами программы являются:

  1. стабилизация и гармонизация эмоционально-волевых и поведенческих компонентов личности ребенка;

  2. формирование оптимистического, гуманистического, созидающего мироощущения;

  3. формирование адекватных эмоциональных реакций ребенка в отношении себя, своих возможностей и окружающего мира;

  4. моделирование психических явлений личности ребенка посредством позитивных эмоций и эмпатии, формирование эмоциональной отзывчивости на красоту человеческих чувств;

  5. формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия в диаде и группе и связанных с этим позитивных эмоциональных переживаний.