Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 532

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


Упражнение на исследование доверия «Круг надежных рук».

Участники образуют круг лицом в центр. В центр становится один из участников группы, закрывает глаза и начинает падать назад, вперед - в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротив или по кругу так, чтобы у того, кто в центре появилось ощущение качания в колыбели или на волнах. Важно, чтобы участники создали надежный круг. В центре круга оказывается каждый по очереди. После упражнения члены группы обмениваются впечатлениями и описывают свои ощущения.

Совместная работа «Цветочная поляна». Большой лист картона оклеивается цветной бумагой, создавая поле для дальнейшего действия. Участникам предлагается выбрать любимые цвета и вырезать из цветной бумаги небольшие цветочки. Можно предложить детям самим нарисовать, раскрасить и вырезать цветы. Далее каждый ребенок наклеивает свои цветы на общее поле. Руководитель говорит: «Мы создали вместе удивительную разноцветную цветочную поляну».

Обсуждение.

3. Рефлексия. Упражнение «Ладошка» (обвести свою ладонь на листе бумаги). Передавая по кругу лист с рисунком ладошки, дети пишут добрые пожелания друг другу. Заполнение рефлексивного листка.
Тема 7
Цель: гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у детей умения «видения- рисования».

Материалы и оборудование: набор цветочных натюрмортов, бумага рисовальная, краски, цветные карандаши, ластик, кисти художественные.

1. Приветствие.

Упражнение «Вздохи». Все участники группы садятся по кругу. Руководитель: «Давайте посочувствуем друг другу». Вспомните, что вас огорчает сейчас, и сформулируйте это, начиная со слов: «Как жаль, что…». Вся группа хором, начиная с тех же слов, повторяет эту фразу. И так по кругу. Обсуждение.

2. Упражнение (описано в книге F. Franck) направлено на улучшение способности детей к рисованию посредством «видения-рисования», как проникающего в глубь размышления. Оно также представляет собой хорошее средство, развивающее у детей способность к видению как таковому. Детям рекомендуется посидеть перед выбранным цветочным натюрмортом. В течение примерно 3-х минут пристально рассматривать цветы, затем попытаться нарисовать ощущения, воспоминания, возникшие во время этого упражнения. При этом предлагается использовать цвета, линии и формы. Обсуждение.

  1. Рефлексия.

Тема 8

Цель: осознание смысла сказочного события и взаимосвязь с ситуациями реальной жизни.


Материалы и оборудование: сказка, иллюстрации, бумага для рисования, цветные карандаши, ластик, краски, кисти художественные.

  1. Приветствие.

Упражнение «Одень человечка». Участникам предлагается заготовки с изображениями фигурок человека. Необходимо придумать ситуацию и соответственно ей одеть человечка.

2. Работа со сказкой. Дети садятся по кругу. Руководитель зачитывает им сказку без окончания. Затем он предлагает участникам группы придумать завершение сказки по своему усмотрению и дорисовать и раскрасить картинки-иллюстрации к сказке. Обсуждение.

3. Рефлексия.
Тема 9

Цель: Формирование умения выражать свое положительное отношение к другим людям, научение оказывать и принимать знаки внимания.

Методы: социально-психологические игры, совместная деятельность по созданию мозаики.

Материалы и оборудование: картон, цветная бумага, цветная гофрированная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточки.

  1. Приветствие.

Совместное рисование, направленное на формирование навыка коммуникаций. Дети разбиваются на пары. Каждой паре дается лист бумаги и два карандаша разного цвета. Руководитель предлагает участникам группы нарисовать совместные рисунки. Иногда возникает борьба за пространство на бумаге, и руководитель наблюдает, как решается эта проблема. Уступает ли один другому, существует ли согласие, вторгается ли один на территорию другого. Участникам дается инструкция выполнять упражнение молча. Обсуждение ощущений при выполнении упражнения.

Игра «Волшебный стул» для создания доброжелательной атмосферы в группе. Участники рассаживаются полукругом. Напротив ставиться «волшебный» стул. Он высвечивает только положительные качества человека, который на него садится. Дети по очереди садятся на этот стул, а остальные называют по одному положительному качеству этого ребенка. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я …» (повторяется сказанное ему).

  1. Групповая работа по созданию мозаики из комочков гофрированной бумаги. В данной технике исполнения заложена возможность снятия психоэмоционального напряжения. Участники группы рвут бумагу на мелкие кусочки, затем скатываются в небольшие комочки, которые смазываются клеем и приклеиваются на большой лист картона. Заранее оговаривается тема аппликации. Сочетание комочков разного цвета дает возможность получить красочную и яркую картину. Обсуждение.

  2. Рефлексия.


Тема 10

Цель: Моделирование психических явлений личности ребенка через эмоцию и эмпатию, формирование эмоциональной отзывчивости на красоту человеческих чувств.

Методы: изготовление открыток методом плоскостной аппликации, рисование открыток, беседа.

Материалы: заготовки из цветного картона, плотной бумаги, цветная бумага, бисер, цветные наклейки, кружева, цветные карандаши, косметические краски, гелевые ручки, ножницы, клей-карандаш.

  1. Приветствие.

Упражнение «Логические цепочки» на создание доброжелательной атмосферы в группе. Участники становятся в круг, у ведущего в руках мягкая игрушка. Он бросает игрушку кому-либо из стоящих в кругу и произносит любое слово, например, «яблоко». Следующий участник - «сладкое», далее - «съели» и т.д. Каждая пара слов должна быть связана по смыслу. Игра позволяет менять смысловые направления и вносит веселое оживление.

  1. Изготовление открыток. Участники группы рассаживаются за столом. Руководитель демонстрирует детям образцы изготовленных своими руками открыток. Затем предлагает детям изготовить открытки для своих близких. Просмотр и обсуждение готовых открыток.

  2. Рефлексия.

Тема 11

Цель: выявление эффективности коррекционной программы.

Методики: цветопсихологичекий тест Люшера, методика «Розовый куст», методика Филлипса, методика диагностики самооценки психических состояний по Р. Айзенку.

Тема 12

Цель: оценка курса коррекционных занятий, совместный анализ проведенной работы.

Методы: анкетирование, беседа, свободное рисование.

Материалы: анкеты, ручки, флипчарт, цветные карандаши, фломастеры.

  1. Приветствие.

Упражнение «Коллективный рисунок». На листе, закрепленном на флипчарте, каждый ребенок рисует деталь заранее выбранного сюжета (родители при этом не видят, что рисуют дети). Родителям предлагается продолжить рисование, при этом, выбрав деталь, по их мнению, принадлежащую их ребенку.

  1. Совместное чаепитие с родителями. Свободный обмен мнениями.

  2. Просмотр и обсуждение детских работ. Заполнение анкет родителями.


3.6. Программа коррекции импульсивного поведения младших

школьников средствами игры

(Ящук Е. С., социальный педагог)

Программа создана на основании запроса родителей, обратившихся в Городской Центр социальной помощи семье и детям с проблемой поведенческих нарушений у детей. Около 37% процентов родителей в качестве основной причины обращения к специалистам назвали расторможенность и импульсивность своих детей.


Импульсивность - одно из наиболее распространенных поведенческих нарушений в младшем школьном возрасте. Импульсивность является одной из разновидностей аффективной возбудимости ребенка, вследствие которой любое стремление к удовольствию должно немедленно удовлетворяться без учета конкретных возможностей достижения этого удовольствия и при недостатке волевой регуляции побуждений и поступков (Кащенко В. П.). Необходимо отличать импульсивность от гиперактивности, которая является следствием минимальных мозговых дисфункций (ММД) и требует серьезного и длительного медикаментозного и психотерапевтического лечения. Импульсивность же является следствием недостатков семейного воспитания или негативных взаимоотношений с педагогами и сверстниками в школе. У мальчиков импульсивность фиксируется значительно чаще, чем у девочек. Основные симптомы импульсивности проявляются в том, что ребенок:

  • беспокоен в движениях и не может усидеть на месте;

  • нетерпелив и не может ждать своей очереди в играх и во время занятий;

  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;

  • любопытен, но не любознателен;

  • ни одно из начатых дел не доводит до конца;

  • не умеет играть тихо, сосредоточенно и спокойно;

  • непредсказуем в реакциях, часто сам удивлен негативными последствиями своего поведения и огорчается из-за них;

  • вмешивается в игры и занятия других детей;

  • раздражителен;

  • испытывает затруднения в общении с другими детьми (Шейдер Р.).

Импульсивность впервые проявляется уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период может выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируется нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. С началом школьного обучения основным требованием к ребенку становится достаточно высокий уровень развития произвольных процессов и вообще произвольности поведения. В этом случае импульсивность становится серьезным препятствием на пути школьной адаптации ребенка. Именно импульсивность детей младшего школьного возраста вызывает наибольшую тревогу у их родителей и педагогов, а следовательно, именно эту проблему приходится довольно часто решать социальным педагогам и психологам.

Коррекционная работа с импульсивными детьми должна носить системный характер: иметь четкие этапы и логику продвижения от простого к сложному; учитывать конкретные особенности детей с данным поведенческим нарушением и их возрастные характеристики; охватывать не только самих детей, но и их родителей.


Основным методом в работе с импульсивными детьми младшего школьного возраста выступает игра, которая способствует развитию у ребенка произвольности поведения, механизмов управления им. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Первоначально ребенку необходим внешний контроль со стороны его товарищей по игре (дети контролируют друг друга, а затем - каждый самого себя) и руководителя группы. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. Затем осуществляется перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в жизни ребенка. Таким образом, ребенок постепенно научается управлять не только своими отдельными действиями, но и поведением целиком.

Основными видами игр, используемых при работе с импульсивными детьми, являются:

  • игры с элементами мышечной релаксации (по принципу «через утомление - к расслаблению»);

  • подвижные и спортивные игры;

  • игры с правилами и ограничениями (ограничительными целями);

  • игры, позволяющие научить ребенка разбивать сложное действие на ряд простых операций и сосредоточиваться на выполнении каждой их них, доводя ее до логического завершения;

  • игры, развивающие у детей произвольные процессы (память, внимание, мышление) и навыки самоконтроля поведения;

  • игры, обучающие детей приемам эффективного взаимодействия со сверстниками, требующие подчинения индивидуальных желаний групповым интересам и совместной деятельности.

При условии, что все занятия объединены общей игровой тематикой и проходят в виде длительной игры-сказки, они не только становятся для детей более интересными, но и вызывают максимальный коррекционный эффект. Единая логика всего курса занятий позволяет выстроить его структуру от простого к сложному, формируя и развивая у детей навыки управления поведением.

Цель программы: коррекция импульсивных проявлений младших школьников, развитие произвольности поведения и навыков самоконтроля.

Задачи:

  • обучение детей навыкам саморегуляции двигательной активности при помощи приемов мышечной релаксации;

  • развитие произвольных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воли);

  • развитие навыков саморегуляции поведения, необходимых для эффективного взаимодействия со сверстниками.