Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 526
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.
Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом
Измятый конверт, а на нем по линейке
Рефлексивная форма «Звездное небо»
Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).
Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)
Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
Тематический план
№ | Тема занятия | часы | Форма |
1. Диагностический этап | |||
| Диагностика поведенческих особенностей младших школьников | 4 | тестовые и проективные методики |
2. Установочный этап | |||
| Установочный семинар для родителей по проблемам организации детской коррекционной группы | 2 | минилекция дискуссия |
| «Привет!» (знакомство детей друг с другом и руководителем группы) | 2 | игровое занятие |
3. Коррекционный этап | |||
| «Давай дружить!» (сплочение группы, создание атмосферы взаимного принятия и сотрудничества) | 2 | игровое занятие |
| «Рассмотри, запомни, отгадай» (развитие произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышления) | 2 | игровое занятие |
| «Слушай задание» (развитие умения слушать, слышать и выполнять команды, следовать правилам) | 4 | игровое занятие |
| «Играем вместе» (развитие навыков самоконтроля, необходимых для успешной совместной деятельности) | 4 | игровое занятие |
| Индивидуальное консультирование родителей в процессе работы детской группы | 6 | беседа |
4. Оценочно-рефлексивный этап | |||
| Диагностика изменений, произошедших в поведении ребенка в результате занятий | 4 | тестовые и проективные методики |
| Оценка занятий (рефлексия детской группы) | 2 | игровое занятие |
| Оценка изменений, произошедших с детьми (рефлексия родительской группы) | 2 | дискуссия |
Всего часов | 34 | |
Диагностический этап
Занятия № 1-2. Диагностика поведенческих особенностей младших школьников
Цель: диагностика поведенческих особенностей младших школьников.
Задачи: знакомство и установление доверительных отношений с детьми; выявление поведенческих особенностей и нарушений в поведении младших школьников при помощи тестовых и проективных методик; анализ поведенческих особенностей младших школьников с точки зрения родителей и/или воспитателей (анкетный опрос); выявление запроса со стороны родителей на коррекцию отдельных сторон поведения ребенка.
Используемые методики:
-
методика Рене Жиля и/или детский вариант теста Розенцвейга; -
проективная методика «Кактус» (Панфилова М. А.); -
анкета для родителей и анкета для воспитателей (при работе в школе);
Примечание: диагностика проводится индивидуально, по ее результатам формируется коррекционная группа детей в возрасте 7-10 лет с общей проблемой (импульсивность).
Установочный этап
Занятие № 3. Установочный семинар для родителей по
проблемам организации детской коррекционной группы
Цель: ознакомление родителей с основными принципами игровой групповой коррекционной работы с детьми.
Задачи: знакомство специалиста с родителями; актуализация специфики импульсивного поведения ребенка в связи с особенностями младшего школьного возраста; знакомство родителей со спецификой групповой формы игровой коррекционной работы с детьми; определение порядка дальнейшего сотрудничества родителей со специалистом.
План занятия.
-
Представление себя как специалиста. -
Знакомство с группой родителей. -
Специфика импульсивного поведения в младшем школьном возрасте: проблемы, их причины и возможности устранения (минилекция). -
Объяснение специфики групповой работы и демонстрация возможностей игры как средства коррекции поведенческих нарушений в младшем школьном возрасте (минилекция с обсуждением).
Примечание: подчеркивается необходимость сотрудничества родителей со специалистом в целях наиболее эффективного разрешения проблем детей.
-
Диагностика родительского отношения к перспективе групповой работы с их детьми (ожидания и опасения) и сотрудничеству со специалистом (экспресс-интервью в устной форме и оценочные бланки). -
Определение режима работы детской группы (сколько раз в неделю, в какие дни, в какое время) и встреч с родителями для индивидуальных бесед и консультирования.
Занятие № 4. «Привет!»
Цель: знакомство детей друг с другом и со специалистом.
Задачи:
-
знакомство детей друг с другом; -
создание доверительной игровой атмосферы и благоприятного эмоционального фона; -
выработка правил общения в игровой коррекционной группе.
1. Организационный блок.
Руководитель знакомит детей с игровой комнатой, в которой будут проходить групповые занятия. Некоторое время им разрешается свободно походить по комнате, рассмотреть имеющиеся в ней игрушки и материалы (комната оформлена в виде космической станции). Затем руководитель проводит маленькую «экскурсию» по комнате, одновременно вводя некоторые правила поведения и ограничения:
-
«волшебный коврик» у входа в комнату (каждый раз приходя на занятие каждый из детей должен минутку постоять на этом коврике, успокоиться и подумать о том приятном, что ожидает его во время занятия); -
мягкий уголок в игровой комнате (туда можно тихонько уйти во время занятия и какое-то время спокойно посидеть или полежать); -
с игрушками можно делать что угодно, нельзя только ломать их или уносить с собой и др.
2. Основной блок.
-
Игра «Цветные имена»
Сидя в кругу, каждый из детей по очереди называет свое имя и говорит, какого оно цвета и почему. Если дети испытывают затруднения, игру должен начать руководитель.
-
Игра «Галерея шариков»
Каждый из детей берет себе воздушный шарик того цвета, который ему нравится. Дети надувают шарики (при необходимости руководитель группы помогает им в этом). Затем каждый толстым фломастером или маркером рисует на шарике свой автопортрет и пишет свое имя. Руководитель группы вешает все шарики на стену, получается групповой портрет «Это мы». Дети рассматривают портреты друг друга.
-
Игра «Ласковые имена»
Дети сидят в кругу, передавая друг другу эстафету («волшебную палочку»). При этом они называют друг друга ласковым именем (Танюша, Димочка и т.п.). Руководитель обращает внимание детей на запоминание имен друг друга и ласковую интонацию.
-
Игра «Аплодисменты»
Группа образует публику. Все сидят полукругом, повернувшись лицом к двери. По очереди друг за другом каждый из детей выходит из комнаты и заходит снова. При появлении каждого человека вся публика разражается бурными аплодисментами. Игрок, которого приветствуют, может поклониться публике или просто кивнуть и т.д.
-
Ритуал группового приветствия
Руководитель группы вводит ритуал группового приветствия: пожать правую руку, затем - левую, обе руки одновременно, обняться. Объясняется, что каждый раз приходя на занятия, каждый должен здороваться с каждым именно таким специальным «секретным» способом (этим достигается эффект сплочения группы, возникновение первой внутригрупповой традиции).
-
Игра «Астронавты»
Руководитель группы спрашивает детей, знают ли они, кто такие астронавты (обычно объяснение этого слова не встречает затруднений, поскольку есть большое количество известных детям мультфильмов и книг об астронавтах). Далее руководитель объясняет, что каждый раз, приходя на занятия, дети будут превращаться в умных, сильных и смелых астронавтов. Эти астронавты будут много путешествовать, встречать на своем пути множество удивительных вещей и персонажей. Астронавтам понадобятся многие качества: выдержка, фантазия, умение работать вместе и т.п.