Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 530

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Занятие № 6. «Рассмотри, запомни, отгадай»


Цель: развитие произвольных психических процессов.

Задачи:

  • развитие внимания (произвольности, объема, устойчивости, переключаемости), памяти, мышления и воображения;

  • развитие у детей внимательного отношения другу к другу.

1. Организационный блок.

2. Основной блок.


  1. «Совет капитанов»

Руководитель группы: «Вы все опытные капитаны, вы много часов провели в полетах. Скажите, пожалуйста, какие качества вы считаете самыми необходимыми для капитана?» Дети перечисляют (очень вероятно, что дети не назовут внимание среди основных качеств). Руководитель группы: «Все вы правы, но вспомните, была ли у вас такая ситуация, когда только ваша внимательность и наблюдательность помогла вам вовремя заметить опасность и спасти корабль и экипаж?» Дети рассказывают воображаемые ситуации или просто соглашаются. Руководитель группы: «Согласны ли вы с тем, что внимание - одно из самых важных для капитана качеств? Вот сегодня мы и будем проверять, насколько мы внимательны, и тренировать наше внимание».

  1. Игра «Кто за кем? Или парад капитанов»

Из группы детей выбирается водящий. Дети должны выстроиться в шеренгу в соответствии с цветом их волос (от самых светлых до самых темных). Это - капитаны космических кораблей на параде. Объясняться можно жестами и мимикой, но не словами. В это время водящий стоит отвернувшись. Затем он поворачивается и, посмотрев на детей, выстроившихся в шеренгу друг за другом, ведущий должен отвернуться и, стоя спиной к шеренге, перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. И детям предлагается выстроиться в шеренгу в соответствии с цветом одежды (или по другим признакам). Задача водящего остается прежней.

  1. Игра «Какого цвета не стало?»

Выбирается один ребенок, который будет водящим. Перед ним на столе раскладывают цветные карандаши (фломастеры) различных цветов (основные цвета и их оттенки). Ребенка просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребенок закрывает глаза, руководитель группы убирает один (два, три) карандаша, просит ребенка открыть глаза и сказать, карандашей какого цвета (цветов) не стало.


Примечание: можно пояснить, что это - пробы земли с разных планет, на которых побывали капитаны, что они собраны с большим трудом, и к ним необходимо относиться очень бережно.

Вариант: тоже самое можно проделывать с различными предметами, например, маленькими игрушками, канцелярскими принадлежностями и т.п.

Вариант: детям предлагается построенный из конструктора ЛЕГО замок, дерево или другой предмет; ребенок рассматривает его 20-30 секунд, после этого он закрывает глаза, а руководитель группы изменяет построенный предмет; задача ребенка - восстановить его первоначальный вид.
Примечание: необходимо, чтобы в роли водящего побывал, по возможности, каждый ребенок.

  1. Игра «Найди себе пару»

Руководитель группы сообщает на ухо каждому ребенку название какой-либо геометрической фигуры (треугольник, круг, квадрат), причем в группе должно быть обязательно по два ребенка, которым сообщили названия одинаковых фигур. После этого руководитель говорит детям, что на протяжении всей игры им будет запрещено разговаривать. Каждый ребенок должен найти свою пару. Дети подходят друг к другу и рисуют пальцем на спине свою геометрическую фигуру. Затем при помощи мимики и жестов, выясняют, одинаковые ли у них фигуры. Игра продолжает, пока каждый из детей не найдет себе пару.

  1. Игра «Раскрасим вместе»

Руководитель группы просит каждого из детей найти себе пару. Каждой паре он дает рисунок, который необходимо раскрасить, и набор цветных карандашей (мелков). Каждая пара участников должна раскрасить рисунок, работа сообща.

  1. «Чего не хватает?»

Игра проводится в парах. Каждой паре предлагается серия рисунков (Приложение ). На каждом из рисунков не хватает какой-то существенной детали. Дети получают задание как можно быстрее определить и назвать все отсутствующие детали. Можно ввести соревновательный элемент (пары соревнуются между собой).

  1. Игра «Какие предметы спрятаны в рисунке?»


Игра проводится в парах. Каждой паре предлагается набор контурных рисунков, в котором «спрятаны» многие известные им предметы. Каждая пара должна как можно быстрее назвать все «спрятанные» предметы.

  1. Игра «Нелепицы»

Каждому ребенку предлагается рисунок (Приложение ), на котором имеется ряд довольно нелепых ситуаций с животными. Дети получают инструкцию: «Внимательно рассмотрите картинку и скажите, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь неправильно, вы должны указать на это и сказать, почему это не так. Потом нужно объяснить, как это должно быть на самом деле». Каждый их участников группы получает возможность объяснить одну нелепицу.

3. Рефлексивный блок

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»


Занятие № 7. «Слушай задание»

Цель: развитие произвольных психических процессов и навыков саморегуляции поведения.

Задачи: развитие умения слушать, слышать и выполнять команды, следовать правилам; развитие внимания (произвольности, объема, устойчивости, переключаемости), памяти, мышления и воображения; развитие у детей внимательного отношения другу к другу.

1. Организационный блок.

2. Основной блок.

  1. «Совет капитанов»

Руководитель группы: «Для того, чтобы как следует выполнить свою миссию, капитанам надо быть не только внимательными, ни и уметь правильно и точно выполнять указания навигатора. Только в этом случае корабль не собьется с пути и долетит до цели. Сегодня мы будем выполнять разные задания для того, чтобы научиться слышать команды и точно их исполнять».

  1. Игра «Что слышно?»

Руководитель группы: «Вы летите в космическом корабле. Вдруг что-то случилось с двигателем, и весь шум внутри корабля затих, стал слышен каждый шорох, каждое движение за бортом. Капитан прислушивается ко всему происходящему снаружи и пытается выяснить причину неполадок». Дети прислушиваются и запоминают то, что происходит за окном, на улице, в комнате. Каждый должен посчитать количество звуков, которые он услышал (можно выбрать победителя).

  1. Игра «Улавливай шепот»

Руководитель группы выступает в роли ведущего. Он говорит, что в жизни капитанов бывают разные задания, в том числе и очень секретные. Руководитель группы исполняет роль ведущего и дает команды играющим («руки вверх», «в стороны», «повернись» и т.п.). Сначала все команды подаются громким шепотом, затем все тише и тише. Вариант: ведущий дает команду громким голосом, а шепотом называет имя того ребенка, который должен выполнить задание.

Примечание: если детям удается сосредоточиться, кто-то из них может попробовать выступить в роли ведущего (это может быть знаком особого поощрения за хорошее выполнение предыдущих игровых заданий).

  1. Игра «Незнайкины небылицы»

Незнайка слетал на Луну, когда он вернулся в свой Солнечный город, он сочинял множество историй о своем путешествии, но как обычно все в них перепутал. Когда он стал рассказывать свои истории, все громко смеялись и говорили, что так не бывает. Вы - мужественные капитаны, которые не раз бывали на Луне. Помогите выяснить, что напутал Незнайка.


Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.

Весной все звери готовятся к зимней спячке.

Зимой на Луне все любят купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды.

Все люди ходят на головах.

и т.п. (темы высказываний могут быть различны)

Примечание: одним из вариантов игры может быть придумывание небылиц самими детьми.

  1. Игра «Прогулка с шорохами»

Руководитель группы предлагает участникам движения и звуки при помощи одной истории: «Мы прилетели на очень далекую планету. Мы идем на прогулку (хлопать руками по бедрам). И вот мы приходим на луг и слышим, как шелестит трава (потереть ладошкой об ладошку). Вот деревянный мостик (постучать кулаками по груди). И снова луг. На лужке дерево, мы забираемся на дерево (перебирать руками как будто взбираешься на дерево) и осматриваем местность (приставить ладонь к глазам как козырек). Мы видим пещеру. Мы быстро спускаемся с дерева и осторожно подходим к пещере. Мы осторожно прокрадываемся в пещеру (протягиваем руки вперед и ощупываем то, что находится перед нами). Ой, медведь. Быстро назад! (Теперь дорога назад: все проделывается в обратном порядке, только быстрее)».

  1. Игра «Баскетбол»

Все играющие крепко держатся за покрывало и взмахивают им таким образом, чтобы оно высоко поднялось. Ведущий бросает на покрывало легкую корзину и набивной мяч среднего размера. Участники пытаются, поднимая и опуская покрывало, отправить мяч в корзину. Игра может повторяться несколько раз.

  1. Игра «Танец на острове»

Руководитель группы с помощью ковров или покрывал выкладывает на полу большой красный остров, а посередине - маленькие желтый и зеленый островки. Под музыку все танцуют или произвольно двигаются вокруг островов. При остановке музыки руководитель показывает карточку с одним (или сразу двумя) из цветов. Все игроки должны найти место показанного цвета на «острове», а при возобновлении музыки уйти с острова и снова начать танцевать.

  1. Игра «Ах, как я устал»

Подушки (по количеству участников) раскладываются на полу. Все участники делают танцевальные движения под музыку. Когда музыка обрывается, все становятся такими усталыми, что должны сразу же лечь. Подушки служат для удобного положения.