Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 517

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7



1.Организационный блок.

2. Основной блок.

  1. «Совет капитанов»

Руководитель группы: «Уважаемые капитаны! Сегодня мы с вами должны подготовить специальное сообщение, которое мы отправим на планету Альфа Центавра. На этой планете обитатели никогда ничего не слышали о землянах, и мы должны рассказать им о себе: какие мы, чем любим заниматься, как общаемся друг с другом, что у нас есть интересного и т.д.».

  1. Игра «Паутина»

Один игрок держит в руках клубок шерсти и обматывает себя вокруг талии один раз. Потом клубок передают следующему игроку, он проделывает то же самое, пока все не будут связаны. Потом клубок начинают сматывать снова, группа опять распадается (игру можно повторить несколько раз).

  1. Игра «Ящик с фокусами»

Группа получает коробку с предметами (по одному предмету для каждого игрока). Примечание: предметы могут быть тематическими (члены семьи, дети, фигурки животных и людей и т.п.). Руководитель группы: «Итак, мы начинаем составлять рассказ о нас, землянах для обитателей Альфа-Центавры». Детям дается 15 минут на придумывание истории с этими предметами. Все предметы необходимо включить в свою историю. После этого история проигрывается.

  1. Игра «Радиоспектакль»

Игра является продолжением предыдущей. Та же придуманная история должна быть проиграна при помощи различных шумов. Примечание: если история, придуманная детьми, не подходит для этой цели, руководитель группы должен иметь другую заранее заготовленную историю. Пример: когда я проснулся утром (кричит петух, зевота); кто-то постучал в дверь (тук-тук); дверь открывается (скрип двери) и т.д.

3. Рефлексивный блок

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие


Оценочно-рефлексивный этап

Занятие № 11. (заключительное)

Цель: выявление отношения детей ко всем занятиям, проведенным с группой.

Задачи: выявление отношения детей к самим занятиям и отдельным играм; друг к другу и групповой форме работы; к руководителю группы.

1. Организационный блок.

2. Основной блок.

  1. «Групповой рисунок»

Руководитель группы предлагает детям большой лист ватмана (или даже два листа склеенных между собой) и карандаши двух цветов: красного и синего. Дети должны нарисовать коллективный рисунок о том, что им понравилось и что не понравилось на занятиях. Красным цветом дети рисуют то, что им понравилось, а синим - то, что не понравилось во время занятий.

  1. «Ладошки»

Дети сидят в кругу. Каждый из детей берет лист бумаги А4 и цветным карандашом обводит на нем свою ладошку (при желании можно ее раскрасить). Потом каждый передает свой листок соседу справа. Сосед пишет на листе свои самые добрые пожелания. Затем листочки переходят дальше. Игра продолжается до тех пор, пока к каждому ребенку не вернется его листок.

  1. Чаепитие

Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель группы поощряет свободный обмен мнениями о прошедших занятиях, уточняет отношение каждого из детей к отдельным моментам, играм, людям, поступкам и т.п.

Занятия № 12 – 13. Диагностика изменений, произошедших в

поведении ребенка в результате занятий

Цель: диагностика изменений, произошедших в поведении ребенка в результате занятий.

Задачи: выявление поведенческих особенностей и нарушений в поведении младших школьников при помощи тестовых и проективных методик; анализ поведенческих особенностей младших школьников с точки зрения родителей и/или воспитателей (анкетный опрос); выявление запроса со стороны родителей на коррекцию отдельных сторон поведения ребенка.



Используемые методики:

  1. методика Рене Жиля и/или детский вариант теста Розенцвейга;

  2. проективная методика «Кактус»;

  3. анкета для родителей, которая была проведена в начале коррекционной работы с детьми.

Занятие № 14. Заключительная встреча с родителями

Цель: выяснение родительской оценки изменений, произошедших в поведении их детей в результате проведенных занятий.

Задачи: выяснение отношения родителей к: форме, в которой проводились занятия; изменениям, которые произошли в поведении ребенка в результате занятий; к руководителю детской группы и его стилю поведения; необходимости подобных занятий и помощи специалистов в подобной проблеме в принципе.

Основной блок.

Заключительная встреча с родителями происходит в форме экспресс-интервью по заранее составленному плану (для создания более свободной атмосферы можно проводить его в процессе чаепития). Родителей просят оценить эффект, полученный от занятий по пятибалльной системе (количественная оценка эффективности). После этого они более подробно выражают свое отношение (качественная оценка) по перечисленным выше критериям.

Заключение

Эффективность групповых занятий с элементами социально-психологического тренинга всегда имеет высокую степень вероятности успеха. Специалист не может заранее предугадать результат. Занятия могут быть удачными и очень эффективными для участников группы, а могут быть иными, не весьма эффективными. Однако опыт работы в ГЦСПСиД показал, что они никогда не бывают безрезультативными. Групповая работа помогает и детям и родителям в саморазвитии, способствует улучшению детско-родительского взаимодействия.

Работа в группе направлена на раскрытие внутреннего воспитательного потенциала родителей, развитие их позитивного взгляда на ребенка, принятие его индивидуальности, ощущение радости общения со своим ребенком.

Предлагаемые программы имеют творческий характер и авторский почерк. Они могут стать ориентиром в деятельности специалистов, работающих с семьей, при решении детско-родительских проблем.

Закончить книгу нам хотелось бы замечательным классическим произведением журналистки У. Ливингстон Ларнед «Раскаяние отца». Это маленькое произведение послужило для многих родителей во время групповой работы стимулом для осмысления своих отношений с ребенком.


Раскаяние отца

«Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая ручка подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.

Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и ответил: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?», - резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую даже мое пренебрежительное отношение не могло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками, верх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула у меня из рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя наград тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком много от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!


Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я сказал тебе все это, когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»

Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съежившегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого».

Литература

  1. Алан Джон Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Пер. с англ. Ю.М. Донца. Под общей ред. В.В. Зеленского. - ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць». - СПб - Мн., 1997. - 256 с.

  2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. - М.: НИИ семьи, 1998.-112с.

  3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М, 1987. - С.67-80.

  4. Берн Э. Трансактный анализ в группе. - М.: Лабиринт, 1994. - 176 с.

  5. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социо динамика. Уп­ражнения. Игры. - СПб.: "Социально-психологический центр", 1996. - 380 с.

  6. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. - 4.1. - Минск, 1995.- 240 с.

  7. Гордон Т. Р., Е. Т. Повышение родительской эф­фективности / Популярная педагогика. — Екатерин­бург: АРД ЛТД, 1997.

  8. Гормоза Т.В. Проблемы детской тревожности // Адукацыя i выхаванне. - 1997. - №3. - С.44-48.

  9. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – М.: Совершенство, 1997. – 116с.

  10. Желдак И. М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. – Мн.: МП «Лерокс», 1998. – 160с.

  11. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). «РЕСПЕКС», СПб: 1995, - 192 с.

  12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - Спб.: Издательство «Речь», 2000. - 313с.

  13. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и пси­хокоррекции // Методы психологической диагностики и кор­рекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983. - С.231-254.

  14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997 - 191 с.

  15. Карточки с играми для специальной и лечебной педагогики. - Мн.: БелАПДИ, 1996. - 112с.

  16. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 304с.

  17. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, - 1997. - 240с.

  18. Крижанская Ю.С. Третьяков В.П. Грамматика общения. - 2-е изд. - М.: Смысл; Академический проект, 1999. - 279с.

  19. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с., ил.

  20. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232с.

  21. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - СПб.: Питер, 2000. - 416с.

  22. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.

  23. Лопатина А., Скребцова М. Азбука мудрости. - М., «Русский Раритет», 1997. - 576 с.

  24. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А. Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 368с.

  25. Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа си­туаций в социально-психологическом тренинге. - Киров, 1995. - 152 с.

  26. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. - 150 с.

  27. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М. : АРКТИ, 2000. - 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника.)

  28. Мицкевич Ж.И. Сборник методических материалов по психолого-педагогической разгрузке учащихся., Мн. - 1995. - 95 с.

  29. Мустакас К. Игровая терапия. - СПб.: «Речь», 2000. - 182с.

  30. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352с.

  31. Оклендер Вайолет Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. Пер с англ. Под ред. Ф.Б. Березина, Е. А. Спиркиной, Е. Д. Соколовой, Москва, КЛАСС. - 1997. - 335 с.

  32. Панфилова Н. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 160с.

  33. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. – М.: Смысл, 1993. – 332с.

  34. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М.: изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

  35. Популярная психология для родителей / Под редакцией А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого – социальный институт, 1998. – 400с.

  36. Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. Пер. с англ. - М.: Практика, 1998. -485с.

  37. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. - СПб.: «Ювента», И. Т., 1999. - 256с.

  38. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: «Академия», 1998. - 160с.

  39. Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. - 464 с.

  40. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., Диакт, 1992. - 256 с.

  41. Саксе А. Сказки о цветах. - Издательство «Лиесма». - Рига, 1979.

  42. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192 с.

  43. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

  44. Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 132с.

  45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 111 с.

  46. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1. - М.: «Генезис», 2000. - 160с.

  47. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.2. - М.: «Генезис», 1998. - 160с

  48. Фурманов И. А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В. П., 1996. - 276с.

  49. Цветопсихологический тест М. Люшера / Сост. В. Драгунский. - Екатеринбург, 1995. -