Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 540

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск

2001

МИНСК, 2001

УДК 37.013.42+316.356.2

УДК 37.013.42+316.356.2

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие № 6

Наказание не должно

Наказание должно

Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.

Занятие №7

Занятие №8

Тема 1

Занятие №12

Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.

Почему у ребенка, находящегося долгое время в клинике, либо часто болеющего формируется неуверенная модель поведения?

Коррекционные задачи: знакомство; введение в атмосферу психокоррекционных занятий; сплочение участников группы; развитие эмпатии; самоконтроля.

Анализ. Что это за чувства? Они приятные или нет? Какое из них самое приятное? Как выглядит лицо человека, когда он доволен (весел, удивлен, огорчен, счастлив), давайте опишем брови, глаза, рот.

Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Измятый конверт, а на нем по линейке

Тематический план

План занятия.

Рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

Именная рефлексивная форма «Звездное небо»

См. первое занятие

Приложение 2

Принятие - непринятие

Ролевая модель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7



Обозначенные проблемы подтверждают необходимость оказания целенаправленной профессиональной помощи родителям, способствующей гармонизации взаимоотношений с детьми.

Исследуя сущность понятий «профилактическое воспитание родителей», «родительская терапия», мы пришли к выводу, что в основе этих понятий лежит именно коррекция родительских установок на воспитание детей в процессе которой достигается эффект гармонизации детско-родительских отношений.

Как показывает опыт работы, родители, обращающиеся за помощью к специалистам ГЦСПСиД, не всегда готовы принять свободную тренинговую форму сотрудничества как ведущий способ проведения занятий с группой, объединяющей людей со сходными проблемами. Мы пришли к выводу о необходимости более приемлемой формы совместной работы, в качестве которой был избран групповой социально-педагогический практикум для родителей, сочетающий в себе элементы тренинговой работы с возможностью доступного изложения теоретических аспектов проблем, интересующих родителей.

Преимущество группового метода в работе с родителями мы видим в том, что в нем действует принцип «терапия» (therapy (лат.) - помогающий), который означает, что совместная работа оказывает терапевтическое воздействие на самого помогающего (им может быть любой член группы), так как дает ему возможность почувствовать свою полезность для других.

Групповая работа с родителями обеспечивает позитивную структуру межличностной групповой поддержки, улучшающей самовосприятие родителей: они начинают осознавать собственную значимость и верить в свои возможности. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики процесса родительской терапии.
Целью работы социально-педагогического практикума для родителей является:

  1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка;

  2. Приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним;

  3. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родители - ребенок»;


Задачи, реализуемые в ходе групповой работы с родителями:

  • повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения;

  • обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка;

  • активизация познавательной активности родителей в сфере взаимодействия с ребенком;

  • обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания»;

  • обучение методам рефлексии и саморефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений.


Значимость групповой работы с родителями мы видим в особой социально-педагогической направленности всего курса занятий, которая предполагает не только осмысление участниками группы особенностей межличностных взаимоотношений, что дает родителям возможность понять причины конфликтности ребенка, но и стимулирует родителей к изменению тактики взаимодействия с ним. Родители приобретают знания о способах поведения в конкретных внутрисемейных ситуациях, моделируют отдельные аспекты взаимоотношений с ребенком, анализируют способы преодоления трудностей в общении с ребенком. Потенциальные возможности групповой работы с родителями подтверждают ее значимость для гармонизации детско-родительских отношений.




Тема занятия

часы



Знакомство и объединение участников в группу. Формирование представлений об особенностях работы группового социально – педагогического практикума для родителей.


2



Анализ особенностей взаимоотношений в семье, определение типичных ошибок в детско-родительских отношениях.


2



Психолого – педагогические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.


2



Эмоциональное благополучие в семье, его роль в детско-родительских отношениях.


2



Развитие коммуникативной компетентности родителей в системе детско-родительских отношений.


2



Регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства.

4



Игра в жизни ребенка.

4



Подведение итогов групповой работы. Последействие.

2
Всего часов
20
Занятие № 1

Тема:знакомство и объединение участников в группу, формирование представлений об особенностях работы группового социально – педагогического практикума для родителей.



Цель:формирование у родителей адекватной рабочей установки и положительной настроенности на занятия.

Задачи: введение родителей в атмосферу занятия; знакомство с особенностями работы в родительской группе; снятие смысловых и внутриличностных барьеров; проведение первичного диагностирования.

Организационная часть.

  1. Приветствие группы.

  2. Знакомство с родителями.

  • Оформление беджей. Представление родителей друг другу. Краткая история о себе (возраст, образование, специальность, семейное положение и т.д.).

  • Дискуссия с родителями (вопросы: «Кто такой психолог, социальный педагог?», «Что такое социально - педагогический практикум?», «Знаете ли Вы кого-нибудь, кто обращался за помощью к психологу или социальному педагогу? Какова реакция этих людей?»).

Руководитель обобщает ответы родителей, делает вывод.

  1. Знакомство родителей со спецификой работы социально – педагогического практикума. Рассказ о формах и методах, используемых в работе. Знакомство со схемой каждого занятия и тематикой курса. Согласование расписания следующих занятий.

  2. Выработка правил взаимодействия в группе.

  • называть друг друга так, как указано в бедже;

  • приходить на занятия вовремя;

  • предупреждать заранее о пропуске занятий;

  • активно участвовать в работе на занятиях;

  • уважать точку зрения других;

  • не критиковать других, а отстаивать свою точку зрения;

Группа обсуждает предложенные правила и дополняет их.

Активная часть.

  1. Исследование причин прихода родителей в группу.

Анонимное заполнение проблемного листа (родителям предлагается чистый бланк, в котором они записывают проблемы, для разрешения которых им необходима помощь психолога). После того, как все бланки будут заполнены, их складывают в центре стола и перемешивают, а затем снова разбирают и, передавая друг другу, прочитывают.

После прочтения всех бланков руководитель спрашивает у родителей встречались ли им бланки, в которых указывались те же проблемы, что были заявлены у них? Если да, то их необходимо записать на отдельном листе и передать руководителю. После окончания занятия они будут внесены в общий проблемный лист и на следующем занятии родители смогут познакомится с его содержанием. Индивидуальные проблемные листы также собираются, анализируются и вносятся в отдельный список, который будет представлен на следующем занятии.


Примечание.По желанию родителей данный опрос может проходить в открытой форме (руководителю необходимо заранее приготовить флипчарт или лист ватмана на котором будут записываться слова родителей).

  1. Упражнение «Презентация моего ребенка».

Руководитель предлагает родителям «сосватать» своего ребенка (каждый родитель получает чистый бланк, на котором ему необходимо записать несколько положительных характеристик своего ребенка, а затем по очереди представить своего ребенка, стараясь чтобы описание было как можно лучше).

По окончании упражнения, каждый участник группы отвечает на следующие вопросы:

  • Было ли Вам сложно ответить на вопросы в бланке?

  • Как Вы можете объяснить трудности, возникшие в процессе выполнения этого задания?

  • Ваши ответы искренние, или Вы включили в список характеристики, которые скорее хотели бы видеть в своем ребенке?

  • Хотели бы Вы, чтобы данное упражнение давалось Вам без труда и с удовольствием?

Лекционная часть.

  1. Минилекция «Стили семейного воспитания».

Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое стиль взаимоотношений; 2) какие существуют стили семейных взаимоотношений; 3) в чем заключаются особенности каждого стиля; 4) влияние родительской позиции на развитие ребенка.

  1. Диагностическое исследование.

  • Методика «Анализ семейного воспитания».


Рефлексия.

Домашнее задание.

  • Провести с ребенком методику «Кинетический рисунок семьи», интерпретация результатов которой пройдет на следующем занятии.

  • Завести тетрадь для наблюдений, записей и выполнения домашних заданий.

Рекомендуемая литература. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. «Разноцветные белые вороны»

Стимульный материал:

беджи; бланки индивидуальных проблемных листов; чистые листы А5; бланки «Презентация моего ребенка»; бланки рефлексии; бланки методики «АСВ»; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие №2


Тема:анализ особенностей взаимоотношений в семье, определение типичных ошибок в детско-родительских отношениях.

Цель:формирование у родителей установки на активное восприятие родительской стратегии и детско – родительских отношений.

Задачи: актуализация проблем детско-родительских отношений; обучение родителей навыкам саморефлексии во взаимоотношениях с ребенком.

Организационная часть.

  1. Приветствие группы.

  2. Анализ результатов методики «АСВ».

  3. Обсуждение результатов домашнего задания, вопросов, возникших при проведении методики «Кинетический рисунок семьи».

  4. Введение родителей в атмосферу занятия.

  5. Анализ проблемных листов.

Активная часть.

  1. Минианкета «Как я оцениваю себя как родителя? – Как мой ребенок оценивает меня как родителя?».

Участники группы анализируют свои ответы. В том случае, если ответы в параллельных анкетах не сходятся, родители делают предположения о причине этого явления.

2. Дискуссия на тему «Кто я как родитель», вопросы:

  • Нравится ли Вам быть родителем?

  • Нравится ли Вам быть таким родителем каким Вы есть на самом деле?

  • Что именно в Ваших родительских функциях Вам нравиться больше всего, а что нет? Почему?

  • Как хорошо Вы знаете своего ребенка? По каким критериям Вы делаете подобный вывод?

  • Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка?

  • Как Вам кажется, Ваш ребенок смог бы соответствовать этому образу?

  • Что для этого надо?

  • Знает ли Ваш ребенок то, каким бы Вы хотели его видеть?

  • Он стремиться к тому, чтобы соответствовать этому образу?

  • Вы часто обращаетесь к специалистам или читаете в книгах об особенностях развития личности ребенка. Если да, то для чего Вы это делаете?

По итогам дискуссии, группа анализирует ответы, обсуждает спорные вопросы.

  1. Интерпретация результатов методики «Кинетический рисунок семьи».

Руководитель поясняет родителям в чем значимость методики «КРС», объясняет какие аспекты внутрисемейных отношений она выявляет, затем предлагает каждому участнику группы самостоятельно обработать рисунок их ребенка, для этого он медленно зачитывает симптомы КРС (Овчарова Р. В.), поясняет их значение, отвечает на возникающие вопросы родителей. После того, как родители завершат интерпретацию и подсчитают количество баллов по каждому симптомокомплексу, руководитель помогает им обобщить полученные результаты.