Файл: Групповая работа с семьей детскородительские отношения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 531
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие неуверенной и уверенной моделей поведения.
Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом
Измятый конверт, а на нем по линейке
Рефлексивная форма «Звездное небо»
Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие).
Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (см. первое занятие)
Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
По отношению к взрослым важна специфика взаимоотношений руководителя с родителями. Он должен быть компетентен в области андрогогики (обучения взрослых) и помочь родителям войти в роль игры, которая, благодаря своей двуплановости, помогает осознавать себя как родителя и воспитателя и способствует личностным изменениям, выражающимся в снятии стереотипного понимания процесса воспитания и осознания своей неверной тактики.
Самое же главное в игровой терапии детско-родительских отношений для ведущего не стать в позицию морализатора, учителя, ментора. Изменить воспитательные установки родителей по отношению к детям, помочь детям в их саморазвитии, приблизить родителей и детей друг к другу возможно лишь с помощью игры, когда участники игры осознают благодаря ей свои ошибки, проблемы и видят позитивные пути их решения через собственный анализ и осмысление игры.
-
Программа групповых коррекционных занятий для
младших школьников с элементами сказкотерапии.
(Бланк О. В., психолог)
Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки. Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут
быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.
В нашей программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку была выбрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому клиенту своей особенной сказки.
Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.).
В основе данной программы лежат рассмотренные Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
-
сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. -
сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. -
сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций.
Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
-
сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности. -
сказкотерапия - процесс экологического образования и воспитания ребенка. -
сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. -
сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности. -
сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков. -
сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.
Цель коррекционной программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально - психологических игр на основе эклектического подхода.
Задачами программы являются:
-
формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей; -
формирование и закрепление саногенных состояний; -
обучение детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов; -
формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
Тематический план занятий
№ | Название темы | часы |
1. | Давай познакомимся. Диагностика. Установление межличностных контактов между участниками группы. Выработка правил группы. | 2 |
2. | Мир эмоций. Снятие эмоционального напряжения. | 2 |
3. | Научись любить себя. Формирование позитивного отношения к себе. | 4 |
4. | Все в моих силах. Актуализация потенциала ребенка. | 6 |
5. | Вместе тесно, а врозь скучно. Обучение методам социально-приемлемого выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов. | 2 |
6. | Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. | 2 |
7. | Праздник. Заключительное занятие - рефлексия. | 2 |
Всего часов | 20 |
Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно - организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психо-эмоцианального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико - рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.
Тема 1
Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.
Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», социально - психологические игры.
Материалы и оборудование: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица».
Занятие №1
-
Диагностика самооценки «Лесенка». Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Руководитель показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек - 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек. Далее ребенку предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, учитель, друг (подруга). -
Упражнения для первичного знакомства.
«Мой сказочный герой». Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.
Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.
Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.
«Привет! Ты мне нравишься!» Все дети сидят в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противоположные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что …!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).
«Сочиняем сказку». Руководитель группы начинает историю: «Жили - были…», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
«Шустрики - мямлики». Руководитель рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем - либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» - мямлики. Руководитель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее руководитель предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно - как мямлики, а под быструю и веселую - как шустрики.