Файл: 1. Дать общую характеристику, раскрыть сущность права. Признаки права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Состав правонарушения - это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.

Элементы:

  1. Объект

  2. Объективная сторона

  3. Субъект

  4. Субъективная сторона

Пример:

Гражданин А ограбил гражданина Б днём на улице. Был похищен бумажник с некоторой суммой денег и банковскими карточками.

Объект правонарушения – бумажник со всем содержимым.

Объективная сторона правонарушения – грабёж (похищение бумажника).

Субъект правонарушения – гражданин А.

Субъективная сторона правонарушения – гражданин А похитил бумажник (ограбил гражданина Б), с целью личного обогащения.

22. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы

Юр. ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им противоправное деяние.

Признаки:

1) Обязательное наличие правонарушения как основание для её наступления.

2) Официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя.

3) Всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные.

4) Характер и объём лишений правонарушителя установлены в санкции правовой нормы.

5) Использование механизмов государственного принуждения.

6) Возложение лишений на правонарушителя, применение к нему государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определённых законом порядке и формах.

Принципы:

Законность


Справедливость

Неотвратимость наступления

Целесообразность

Индивидуализация наказания

Ответственность за вину

Недопустимость удвоения наказания

Гуманность

23. Дать общую характеристику понятия государства, определить признаки

Государство — особая организация политической власти общества, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Признаки государства:

Наличие определённой территории

Наличие постоянного населения

Наличие границ

Суверенитет

24. Функции государства, понятие и классификация

Функции государства делятся на внутренние и внешние

Внутренние:

1) Политическая

2) Экономическая

3) Социальная

4) Идеологическая

Внешние:

1) Обеспечение национальной безопасности

2) Участие в решении глобальных проблем

3) Развитие взаимовыгодного сотрудничества

4) Отстаивание государственных интересов в международных отношениях

Функции государства –это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управленqwию обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Классификация функций государств:

1) По сфере действия (государственной деятельности) – внутренние, внешние.

Внутренние функции - в пределах собственной территории, содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.

Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. К внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере.



2) По продолжительности – постоянные, временные;

Постоянные функции не ограничены во времени и осуществляются в течение всего периода существования. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его развития, в них наиболее ярко выражается государственная сущность и, как правило, они предопределяют само существование государства как целостной системы.

Временные функции возникают на определенном историческом этапе, их значение определяется конкретным историческим моментом в зависимости от возникшей временной необходимости.

3) По социальной значимости – основные, производные;

Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Их связывают с выполнением главных государственных задач. Относятся к государственной деятельности в целом, выполняются всеми или многими государственными органами. Объектом данных функций, выступает социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная).

Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п.

25) Характеристика государства как правового и социального

Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:

1)права и свободы человека;

2)равенство всех перед законом;

3)принцип разделения властей;

4)разрешение конфликтов через справедливый суд.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.


Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

а) охранять труд и здоровье людей;

б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

г) развивать систему социальных служб;

д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

26. Механизм государства — это система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение функции государства. Признаки механизма государства:

наличие необходимых средств для осуществления функций и задач государства (возможность государственного принуждения, материальные, организационные и информационные средства);

обособленность и самостоятельность каждого органа (элемента) механизма государства (создается государством, наделен правами и властными полномочиями, осуществляет конкретную функцию);

присутствие особой группы людей, которые подготовлены к управлению обществом, выделены из него, осуществляют свою деятельность на постоянной основе, профессионально;

строгая иерархия – все государственные органы, входящие в механизм взаимодействуют как составные части одного целого, руководствуясь подчинением нижестоящих органов вышестоящим;

целостность системы органов государства основывается на единстве принципов его деятельности и организации. Механизм государства представляет собой систему трех основных элементов: государственных органов, государственных предприятий и государственных учреждений. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ.

27. Разделение властей как принцип организации механизма государства : характеристика и значение

Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти.


28. Понятие , признаки , классификация государственного органа.

Орган государства — это структурно обособленная часть государственного аппарата, обладающая собственной компетенцией (т.е. предметом ведения и полномочиями), в пределах которой она выступает от имени государства и реализует его функции. Классификация: По характеру функций органы делятся на следующие виды: Законодательные — органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят, как говорят юристы, представительный характер; Исполнительные — органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции.

Территория деятельности органа государства, в зависимости от которой выделяются: Центральные — органы, территорией деятельности которых является вся страна. Региональные — органы, территорией деятельности которых является крупная часть страны, обычно — формально определенная административно-территориальная единица. Местные — органы, территорией деятельности которых является небольшая, часто самая «элементарная» административно-территориальная единица страны (графство, район, коммуна,..) или даже отдельное поселение (город, поселок,..).

Характер (объем) полномочий органа, в соответствии с которым выделяются: Органы общей компетенции — то есть уполномоченные в принципе рассматривать вопросы в любой сфере. Органы специальной компетенции, уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере. Например, Министерство финансов.

Порядок принятия решений, в соответствии с которым выделяются:

Коллегиальные — органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов.

Например, Государственная Дума России; Единоличные — органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно. Например, Президент России.

Признаки органа государства:

1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера;

2) наличие собственной структуры;

3) наделение государственно—властными полномочиями;

4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом

5) выполнение строго определенных государственных функций и задач.