Файл: 1. Дать общую характеристику, раскрыть сущность права. Признаки права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) Конфедерация является союзом суверенных государств,
2) Конфедерация - непрочное, как правило, временное образование;
3) Отсутствие единой территории
4) Отсутствие единого гражданства;
5) Право свободного выхода субъектов из конфедерации;
6) Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов её членов;
7) В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики и др.);
8) Армия состоит из членов конфедерации.
33: Политический режим: понятие и виды.
Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.
Существуют следующие виды политического режима:
1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;
2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции,
3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.
Признаки авторитарного политического режима:
1) отстранение населения страны от формирования государственной власти;
2) государственная власть сосредоточивается в руках правящей элиты,
3) происходит устранение властью оппозиции,
4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия,
5) доминирование противоправных решений.
Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:
1)деспотический
2) тиранический
3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология,
4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения
Признаки демократического политического режима:
1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;
2) принцип разделения властей
3) полное подчинение государства праву;
4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.
Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, ; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.
34 : Гражданское общество: понятие, субъекты.
Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений (нравственных, семейных, религиозных, национальных, социально - экономических и др.), обеспечивающих условия для реализации интересов и потребностей индивидов и коллективов для жизнедеятельности экономической, политической, социальной, культурной и духовной сфер.
Субъекты гражданского общества: - общественные движения; - благотворительные фонды; - семья; - церковь; - научные организации; - спортивные общества; - средства массовой информации.
35: Права и свободы человека и гражданина: понятие, система.
Одним из общепринятых критериев классификации являются сферы жизнедеятельности об-щества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с этим критерием различают:
1. гражданские (личные) права – представляют собой ряд правомочий (право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни,)
2. экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, гос.собственности, право на предпринимательскую деятельность;
3. политические права – определяют возможность участия граждан в управлении государст-вом и обществом (право на гражданство, право определять и указывать свою националь-ную принадлежность, право на объединение;)
4. социальные права – отражают уровень материального развития конкретного государства и общества (право на труд, социальное обеспечение, право на жили-ще, на отдых, охрану здоровья и мед.помощь).
5. культурные – влияют на духовно-культурные отношения, (право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, право на образование, право на доступ к культурным ценностям.)
6. Экологические – (право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.
7.Информационные – характеризуют новую эпоху развития личности и общества. (право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода СМИ).
36 : Сформулировать гарантии права и свобод человека и гражданина.
• социально-экономические (материальные) гарантии – стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр.
• политические гарантии – демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
• юридические гарантии – собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.
Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. (гл. 2 Конституции РФ).
Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей.
• защита основ конституционного строя; защита нравственности;
• – защита здоровья других лиц;
• – защита прав и законных интересов других лиц;
• – обеспечение обороны и безопасности государства. (перечень целей)
Институциональные гарантии представляют собой систему юрисдикционных институтов (учреждений), занимающихся защитой прав и свобод человека и гражданина.
Традиционным и наиболее значимым правозащитным институтом является правосудие.
Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи.
37 : Система права: понятие, элементы.
Система права –это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
Система права:
· выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
· предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
· показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Элементы системы права:
1) Норма права – первичный структурный элемент системы права.
2) Правовой институт – совокупность норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объему круг правовых норм, могут подразделяться на субинституты.
3) Отрасль права – совокупность норм, объединенных в правовые институты, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
40.Англосаксонская и континентальная правовые семьи: общая характеристика, отличия двух систем, примеры стран.
К наиболее популярным в мире юридическим системам относится англосаксонская правовая семья. Около третьей части населения земли использует ее принципы при судебных процессах. Она распространена в Великобритании, США, захватывает Новую Зеландию, Австралию, применяется на территории Ирландии и других стран.
Отличия от континентальной правовой семьи:
Главным правовым источником признается судебный прецедент
Основная роль в генерировании юрисдикции отводится судебной системе, занимающей главенствующее положение в структуре государства
Рассмотрение вопросов ведется с учетом прав гражданина, а не его обязанностей.
Континентальная правовая семья:
К романо-германской семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Господствующая роль в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодексу.
Страны: ФРГ, Франция, Италия, Испания и т.д.
Отличия от англосаксонской правовой семьи:
Чёткое разделение публичного и частного права
Верховенство закона в виде кодекса
Кассационный суд является высшей судебной инстанцией
41.Конституционное право: понятие, предмет, источники.
В основном значении конституционное право – это одна из многочисленных отраслей права, занимающая в демократических странах ведущее место в национальной правовой системе.
Предмет отрасли конституционного права Российской Федерации:
Предмет конституционного права – системно-обособленная группа публичных отношений, т. Е. отношений, связанных с публичной властью, определяющих общественный и государственный строй, а также место личности в системе публичных отношений
Источники конституционного права РФ:
В настоящее время к источникам конституционного права России относят Конституцию Российской Федерации, законы о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, акты должностных лиц и органов местного самоуправления.