Файл: Возрастные особенности системы пищеварения Отдел пищеварительного тракта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возрастные особенности системы пищеварения

Отдел пищеварительного тракта

Функции

Возрастные особенности

Полость рта


Полость рта предназначена для откусывания, перемещения, размягчения, пережевывания, пропитывания, начального ферментативного переваривания и последующего заглатывания пищи.

Уже в период внутриутробного развития полностью формируется морфологическая основа сосательного рефлекса. 5-месячному плоду свойственны сосательные и глотательные движения. Новорожденный может сосать и глотать тотчас же после рождения. Сосательные рефлекс возникаете у него даже при механическом раздражении кожи губ и лица. Строение ротовой полости ребенка приспособлено к осуществлению акта сосания. Когда ребенок берет в рот сосок, образуется плотно замкнутое пространство. При сосании в полости рта создается отрицательное давление, достигающее 40-100 мм рт.ст., что способствует отсасыванию молока из груди матери.

Новорожденному свойственна некоторая сухость слизистой оболочки полости рта, так как слизистые и серозные железы функционально еще не вполне развиты. В течение первых 6 недель они выделяют небольшое количество слюны. Затем слюноотделение постепенно усиливается под влиянием пищевых раздражителей и возникает условно рефлекторное отделение слюны на вид и запах пищи, на положение при кормлении. В слюне содержится амилаза, но переваривающая сила ее мала.


Слизистые железы пищевода

  • Механическая и химическая защита органов от повреждающих воздействий

  • Способствует транспорту содержимого полых органов

  • Биологическая, иммунная защита организма

  • Всасывание питательных веществ и жидкостей.

Слизистые железы пищевода у новорожденного развиты слабо, его слизистая оболочка нежная и легкоранимая. В связи с тем, что нижний конец пищевода расширен и его мышцы на границе с желудком слабы, шевеление ребенка после кормления может вызвать срыгивание. Оно возникает и при перекармливании.

Железы желудка





Секреция желез желудка у новорожденного ребенка невелика, но в желудочном соке содержатся все ферменты, содержащиеся в соке взрослого, отличие заключается в их количестве и небольшой переваривающей силе. Меньше и кислотность желудочного сока, с возрастном он повышается, к 13 годам общая кислотность желудочного сока становится такой же, как и у взрослых.

В желудочном соке ребенка меньше, чем в соке взрослого, пепсина и больше химозина, который приспособлен для переваривания белков молока, являющегося преимущественной пищей ребенка. Кислотность среды желудочного сока ребенка соответствует оптимуму действия химозина.

В связи с общим ростом желудка, развитием его слизистой оболочки увеличиваются размер, количество и секреция желудочных желез. При этом повышается его кислотность, что приводит к увеличению ферментативной активности пепсина и снижается активность химозина.

Молоко матери в желудке ребенка переваривается в течение 2,5-3ч, коровье молоко несколько дольше - в течение 3-4 ч.


Печень


Печень является полифункциональным органом. Она выполняет следующие функции.

1. Участвует в обмене белков. Эта функция выражается в расщеплении и перестройке аминокислот. В печени происходит дезаминирование аминокислот с помощью ферментов. Печень играет решающую роль в синтезе белков плазмы (альбумины, глобулины, фибриноген). В печени содержится резервный белок, который используется при ограниченном поступлении белка с пищей.

2. Печень участвует в обмене углеводов. Глюкоза и другие моносахара, поступающие в печень, превращаются в ней в гликоген, который откладывается как резерв сахара. В гликоген превращается молочная кислота и продукты расщепления белков и жиров. При расходовании глюкозы гликоген в печени превращается в глюкозу, которая поступает в кровь.

3. Печень участвует в жировом обмене путем воздействия желчи на жиры в кишечнике, а также непосредственно путем синтеза липоидов (холестерина) и расщепления жиров с образованием кетоновых тел. В печени происходит окисление жирных кислот. Одна из важнейших функций печени - образование жира из сахара. При избытке углеводов и белков преобладает липогенез, а при недостатке углеводов - гликонеогенез из белка. Печень является депо жира.

4. Печень участвует в обмене витаминов. Все жирорастворимые витамины всасываются в стенке кишечника только в присутствии желчных кислот, выделяемых печенью. Некоторые витамины депонируются в печени. Многие из них участвуют в химических реакциях, протекающих в печени. Часть витаминов активируется в печени, подвергаясь фосфорилированию.

5. Печень принимает участие в обмене стероидных гормонов и других биологически активных веществ. В печени образуется холестерин, который является предшественником стероидных гормонов. В печени происходит расщепление и инактивация многих гормонов: тироксина, альдостерона, АД Г, инсулина и др.

6. Печень играет важную роль в поддержании гомеостаза, благодаря ее участию в обмене гормонов.

7. Печень участвует в обмене микроэлементов. Она оказывает влияние на всасывание железа в кишечнике и депонирует его. Печень - депо меди и цинка. Она принимает участие в обмене марганца, кобальта и др.

8. Защитная (барьерная) функция печени проявляется в следующем. Во-первых, микробы в печени подвергаются фагоцитозу. Во-вторых, печеночные клетки обезвреживают токсические вещества эндогенного и экзогенного характера. Вся кровь от желудочно-кишечного тракта по системе воротной вены поступает в печень, где происходит обезвреживание таких веществ как аммиак (превращается в мочевину). В печени ядовитые вещества превращаются в безвредные парные соединения (индол, скатол, фенол).

9. В печени синтезируются вещества, участвует в свертывании крови и компоненты противосвертывающей системы.

10. Экскреторная функция печени связана с желчеобразованием, т. к. экскретируемые печенью вещества входят в состав желчи. К таким веществам относятся билирубин, тироксин, холестерин и др.

11. Печень является депо крови.

12. Печень — это один из важнейших органов теплопродукции.

13. Участие печени в процессах пищеварения обеспечивается главным образом за счет желчи, которая синтезируется клетками печени.


У детей морфологически еще не вполне созрели клетки печени, в связи с чем функция ее несовершенна. При заболеваниях ее клетки легко погибают, что приводит к нарушению обменных процессов, барьерной функции печени. Это в значительной мере осложняет течение кишечных заболеваний у детей.

Железы кишечника


Железы вырабатывают кишечный сок

Железы тонкой кишки, так же как и железы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислотности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее активный сок.

Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешний воздействий. Так, общее перегревание ребенка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его двигательной активности приводят к усилению перистальтики.

Весь путь по тонким кишкам пищевая кашица у ребенка проходит за 12-30 ч, а при искусственном вскармливании - за более длительное время.

В связи с тем, что у детей относительно большая длина кишечника и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возникает возможность возникновения заворотов кишок.

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как и у взрослых, к 3-4 годам.

В толстой кишке происходит формирование кала еще во время внутриутробного развития. Первородный кал, или меконий, образуется вследствие выделения какого-то количества пищеварительных соков и слущивания эпителия. Меконий выделяется в первые часы после рождения, он темного цвета и не имеет запаха. В течение последующих 2-3 дней меконий исчезает и появляется кал, состоящий из непереваренных остатков пищи.

Каловые массы формируются по мере прохождения по толстой кишке. Попадая в прямую кишку, они растягивают ее и рефлекторно вызывают акт дефекации. У ребенка до 2-месячного возраста он осуществляется часто - от 2-4 до 8 раз в сутки. Кал имеет желтый цвет и кисловатый запах.

На втором году жизни акт дефекации осуществляется 1-2 раза в сутки.

У детей с возрастом вырабатываются положительные и отрицательные условные рефлексы, связанные с актом дефекации и определенной внешней обстановкой. Ребенка нужно высаживать на горшок в определенное время в момент возможного позыва к дефекации (лучше после первого приема пищи). При этом вырабатывается рефлекс на время, что облегчает опорожнение кишечника. Длительная задержка акта дефекации может способствовать возникновению запоров.




Возрастные особенности обмена веществ


Вид обмена веществ

Функции

Возрастные особенности

Основной обмен

Основной обмен — минимальное количество энергии, необходимое для поддержания нормальной жизнедеятельности организма в состоянии полного покоя при исключении всех внутренних и внешних влияний, которые могли бы повысить уровень обменных процессов. В состоянии полного физического и психического покоя организм расходует энергию на: 1) постоянно совершающиеся химические процессы; 2) механическую работу, выполняемую отдельными органами (сердце, дыхательные мышцы, кровеносные сосуды, кишечник и др.); 3) постоянную деятельность железисто-секреторного аппарата.

Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых. Растущий организм характеризуется интенсивным поглощением О2 и выделением СО2, что свидетельствует о большой интенсивности протекающих у детей обменных процессов. У детей 8–9 лет основной обмен в 2–5 раз выше, чем у взрослых. Это связано с большими энергозатратами на рост. Энергетические затраты на рост тем больше, чем моложе ребенок. Так, расход энергии, связанный с ростом, в возрасте 3 месяцев составляет 36%, в возрасте 6 месяцев –26%, 10 месяцев –21 % общей энергетической ценности пищи.

В дошкольном и младшем школьном возрастах отмечается четкая закономерность, заключающаяся в соответствии интенсивности основного обмена и динамики ростовых процессов: чем больше скорость относительного роста, тем значительнее изменения обмена в покое.

Установлены возрастные изменения обмена покоя у детей от 4,5 до 12 лет со средним физическим развитием. Оказалось, что динамика возрастных изменений покоя не сводится к простому понижению метаболизма. Как видно из рисунка 2 периоды, характеризующиеся быстрым снижением интенсивности обмена, сменяются возрастными интервалами, в которых величины обмена покоя стабилизируются.

Характерно, что чем больше скорость относительного роста, тем значительнее изменения обмена покоя. Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков. Это различие начинает проявляться уже во второй половине первого года.

По изменению темпов ростовых процессов и интенсивности обмена девочки опережают мальчиков примерно на год. Если принять общий обмен за 100%, а основной за 60% от общего обмена, то у ребенка 15% энергии расходуется на рост и отложение веществ, 0,5% – на специфически–динамическое действие пищи, 15% – на работу мышц и 5–10% на потерю с экскрементами. У взрослого нет расхода энергии на рост и отложение веществ, на специфически–динамическое действие пищи приходится 10%, на работу мышц –25%, на потерю с экскрементами –5%. Остальная часть обмена веществ у детей и взрослых приходится на внутренние органы.


Обмен белков

ФУНКЦИИ БЕЛКОВ


  • Пластическая функция белков состоит в обеспечении роста и

развития организма за счет процессов биосинтеза.


  • Ферментативная активность белков регулирует скорость

протекания биохимических реакций


  • Защитная функция белков состоит в образовании иммунных белков

— антител. Белки способны связывать токсины и яды а также

обеспечивать свертываемость крови (гемостаз).


  • Транспортная функция заключается в переносе кислорода и

двуокиси углерода эритроцитным белком гемоглобином, а также в

связывании и переносе некоторых ионов (железо, медь, водород),

лекарственных веществ, токсинов.


  • Энергетическая роль белков обусловлена их способностью

освобождать при окислении энергию.

В период роста белок необходим для формирования новых клеток и тканей. Чем меньше возраст ребенка, тем большее количество белка требуется на каждый кг массы тела. На первом году жизни ребенка на каждый кг требуется 5—5,5 г белка, в возрасте от 1 года до 3 лет – 4–4,5 г, от 4 до 7 лет – 3,5–4 г, от 8 до 12 лет – 3 г, старше 12 лет – 2–2,5 г. Потребность мальчиков в белках больше, чем у девочек. Синтез белка в развивающемся организме доминирует над распадом. Поэтому для детей характерен положительный азотистый баланс. Существуют оптимальные суточные дозы белков, при которых отмечается максимальная задержка, или ретенция, азота в организме. В возрасте от 1,5 до 3 лет максимальная ретенция отмечается при 4 г белка на 1 кг массы. Увеличение количества белка выше этой нормы не сопровождается ростом задержки азота в организме. Ретенция азота зависит также от количественного соотношения белков, жиров и углеводов в питании ребенка. Наилучшая ретенция отмечается в тех случаях, когда это соотношение равно 1:1:4.

Очень важно, чтобы дети получали с пищей достаточное количество незаменимых аминокислот. Лизина, который способствует кроветворению, требуется в сутки 3,2–4,8 г; суточное потребление триптофана, также необходимого для роста равно 1 г и т.д. У детей в возрасте от 1 до 3 лет 75% белка, получаемого с пищей, должно быть животного происхождения, 25% – растительного.

Белки не откладываются в организме про запас, поэтому если давать их с пищей больше, чем это требуется организму, то увеличение задержки азота и нарастание синтеза белка не произойдет. При этом у ребенка нарушается кислотно-щелочное равновесие, ухудшается аппетит, усиливается выведение азота с мочой и калом. Ребенку нужно давать оптимальное количество белка, с набором всех необходимых аминокислот.

С увеличением возраста содержание белков животного происхождения должно уменьшаться, и в 5 лет количество того и другого белка должно быть одинаковым. В пище детей старшего школьного возраста, как и у взрослых, животный белок должен составлять 30%, а растительный – 70%.

Чем меньше возраст детей, тем менее интенсивно идет распад аминокислот до конечных продуктов обмена. Соответственно, у детей первых месяцев жизни выводится наибольшее количество аминокислот. К концу первого года количество их в моче становится таким же, как и у взрослых.

Азотистый обмен детей характеризуется наличием в их моче креатина, в то время как моча взрослых его не содержит. Это связано с недостаточным развитием мышц, удерживающих во взрослом состоянии креатин. Только к 17–18  годам креатин исчезает из мочи.

Относительное количество мочевины в моче детей до 6 лет возрастает, а затем начинает уменьшаться. Количество мочевой кислоты, рассчитанной на кг массы тела с возрастом уменьшается.

Возрастные изменения ферментных систем ребенка обуславливают направленность метаболизма. С возрастом увеличивается активность ферментов фосфорилирующего и свободного окисления, особенно в печени. Активность многих ферментов повышается после рождения, достигая уровня активности взрослых в разное время в зависимости от органа, ткани. Например, активность протеаз крови, щелочной фосфатазы, трипсина у грудных детей наименьшая. Постепенно она увеличивается и достигает максимального значения в школьном возрасте. Напротив, активность лактатдегидрогеназы плазмы крови и эритроцитов максимальна на 2–4–й день жизни и постепенно снижается с возрастом. Аналогично этому активность АТФ-азы эритроцитов новорожденных в 2 раза выше, чем у детей старшего возраста или у взрослых.


Обмен жиров

1. Структурная или пластическая роль липидов состоит в том, что они входят в состав структурных компонентов клетки (фосфо- и гликолипиды), ядра, цитоплазмы, мембраны и в значительной степени определяют их свойства (в нервной ткани содержится до 25% , в клеточных мембранах до 40% жиров).

2. Энергетическая функция – обеспечивает 25—30% всей энергии необходимой организму (при расщеплении 1г жира образуется 38,9 кДж.). У взрослой женщины доля жировой ткани в организме составляет в среднем 20—25% массы тела, что почти вдовое больше, чем у мужчины (соответственно 12— 14%). Следует полагать, что жир выполняет в женском организме еще и специфические функции. В частности, жировая ткань обеспечивает женщине резерв энергии, необходимый для вынашивания плода и грудного вскармливания.

3. Жиры являются источником образования эндогенной воды. При окислении 100 г жира выделяется 107 мл Н2О.

4. Функция запасания питательных веществ (жировое депо). Жиры являются своего рода «энергетическими консервами».

5.Защитная. Жиры защищают органы от повреждений (подушка около глаз, околопочечная капсула).

6. Выполняют транспортную функцию – носители жирорастворимых витаминов.

7. Терморегуляционная. Жиры предохраняют организм от потери тепла.

8. Жиры являются источником синтеза стероидных гормонов.

9. Участвуют в синтезе тромбопластина и миелина нервной ткани, желчных кислот, простагландинов и витамина D.

10. Существуют данные о том, что часть мужских половых стероидных гормонов в жировой ткани преобразуется в женские гормоны, что является основой косвенного участия жировой ткани в гуморальной регуляции функций организма.


Поступившие с пищей растительные и животные жиры расщепляются в пищеварительном тракте на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются, главным образом, в кровь и лимфу и лишь частично в кровь. Из этих веществ, а также из продуктов обмена углеводов и белков синтезируются липиды, которые используются организмом прежде всего как богатый источник энергии. При распаде жира выделяется в 2  раза больше энергии, чем при распаде равного количества белков и углеводов. Кроме того, липиды являются обязательной составной частью клеточных структур: цитоплазмы, ядра и клеточной мембраны, особенно нервных клеток. Не израсходованные в организме липиды откладываются в запас в виде жировых отложений.

Некоторые непредельные жирные кислоты, необходимые организму (линолевая, линоленовая, арахидоновая), должны поступать в организм в готовом виде, так как организм не способен их синтезировать — незаменимыежирные кислоты. Содержатся непредельные жирные кислоты в растительных маслах.

С жирами в организм поступают растворимые в них витамины: А, D, E, K, имеющие жизненно важное значение. На 1 кг массы взрослого человека в сутки должно поступать с пищей 1,25 г жиров (80–100 г в сутки).

Потребность организма детей в липидах тем выше, чем меньше возраст ребенка. В первое полугодие жизни потребность в энергии покрывается за счет жиров на 50%. Без жиров невозможна выработка общего и специфического иммунитета. В этом возрасте на каждый кг массы тела требуется 6–7 г жиров, в возрасте от 6 месяцев до 4 лет –3,5–4 г, в дошкольном и школьном возрасте – 2,0–2,5 г.

В возрасте от 6 месяцев до 4 лет суточная потребность в энергии удовлетворяется за счет жиров на 30–40%, а в дошкольном и школьном возрасте – на 25–30%. Суточное количество жира в пище детей от 1 года до 3 лет должно быть 32,7 г, от 4 до 7 лет –39,2, от 8 до 13 лет –38,4г, свыше 14 лет– 47 г.

При грудном вскармливании усваивается до 98% жиров молока, при искусственном – 85%.

Установлено, что обмен жиров у детей неустойчив, при недостатке в пище углеводов или при их усиленном расходе быстро истощается жировое депо.

Исследования показали, что во время развития организма количество фосфолипидов в нервной системе увеличивается, а в период старения – уменьшается.

Увеличивается количество холестерола плазмы крови. Максимум увеличения достигается у женщин в 40–50 лет, у мужчин – в 60– 69лет. После достижения максимума количество холестерола снижается.

Количество нейтральных жиров растет по мере увеличения возраста, что связывают с уменьшением активности соответствующих ферментов. Изменения содержания в организме различных липидов вызывают постепенные нарушения проницаемости и плотности клеточных мембран, что сопровождается ухудшением функции клеток. Предполагают, что это один из механизмов старения.


Обмен углеводов

1. Биологическая роль углеводов для человека определяется прежде всего их энергетической ценностью. Процессы превращения углеводов обеспечивают до 60% суммарного энергообмена. Более 90% углеводов расходуется для выработки энергии. При окислении 1 г углеводов выделяется 16,7 кДж энергии. Углеводы используются либо как прямой источник химической энергии, либо как энергетический резерв. Основные углеводы – сахара, крахмал, клетчатка – содержатся в растительной пище, суточная потребность в которой взрослого человека составляет около 500 г в сутки (минимальная потребность –100—150 г/сут).

2. Структурная или пластическая – состоит в том, что глюкоза, галактоза и другие сахара входят в состав гликопротеинов плазмы крови, а также в состав гликопротеинов и гликолипидов, играющих важную роль в рецепторной функции клеточных мембран. Промежуточные продукты окисления глюкозы (пентозы) входят в состав нуклеотидов и нуклеиновых кислот. Глюкоза необходима для синтеза некоторых аминокислот и липидов.

3.Функция запаса питательных веществ.

4.Защитная функция. Углеводы предохраняют стенки полых органов (пищевод, кишечник, желудок, бронхи) от механических повреждений и проникновения вредных бактерий и вирусов


Углеводы являются основным источником энергии. Наибольшее количество содержится в злаках, картофеле, фруктах и овощах. Углеводы расщепляются в пищеварительном тракте до глюкозы, всасываются в кровь и усваиваиваются клетками организма. Неиспользуемая глюкоза депонируется в виде полисахарида гликогена в печени и мышцах, который является резервом углеводов в организме. Углеводы могут синтезироваться и при отсутствии их поступления в организм из продуктов распада белков и жиров. Особенно чувствительна к недостатку глюкозы в крови (гипогликемии) ЦНС. При незначительном снижении глюкозы в крови отмечается слабость, головокружение, а при значительном падении углеводов наступают различные вегетативные расстройства, судороги, потеря сознания. У детей наблюдается гипогликемия, которая связана, с одной стороны, с недостаточной эффективностью анаэробного пути окисления, требующего большого количества глюкозы для производства такого же количества энергии, с другой – с повышенной утилизацией глюкозы тканями детей.

Распад углеводов может проходить как в аэробных (цикл Кребса), или в анаэробных (гликолиз) условиях. Быстрота распада глюкозы и возможность быстрого извлечения и переработки ее резерва — гликогена создают условия для экстренной мобилизации энергетических ресурсов при резком эмоциональном возбуждении, интенсивных мышечных нагрузках. Однако, мобилизация углеводных ресурсов при выполнении физических упражнений у детей происходит хуже, чем у взрослых, из-за сниженной продукции адреналина, обусловленной недоразвитием мозгового слоя надпочечников. При этом в крови у детей в отличие от взрослых содержание глюкозы снижается. Как известно, углеводы входят в состав нуклеиновых кислот, цитоплазмы, играют важную пластическую роль при формировании клеточных оболочек.

Характерной особенностью углеводного обмена у детей является высокая усвояемость углеводов (до 99%), что в определенной степени объясняется высокой активностью лактазы кишечника по сравнению с таковой у взрослых. Необходимо учитывать, что на первом году жизни основным углеводом является лактаза. Организм ребенка испытывает большую потребность в углеводах, так как интенсивность гликолиза в нем очень высока, она на 35% выше, чем у взрослых. В то же время синтез углеводов из жиров и белков в растущем организме выражен слабо. Запасы углеводов в организме невелики, и они очень быстро истощаются.

Суточная потребность в углеводах составляет в грудном возрасте 10–12 г на 1 кг массы тела, в возрасте от 1 до 3 лет –193 г, от 4 до 7 лет –287,9 г, от 8 до 13 лет –370 г, от 14 до 17 лет – 470 г, взрослого – 500 г.

Толерантность к глюкозе у детей больше, чем у взрослых. У последних глюкоза появляется в моче в случае, если ее потребляет организм 2,5–3 г на 1 кг массы тела, у детей только после потребления 8–12 г глюкозы на 1 кг массы тела отмечается ее появление в моче. Это связано с тем, что у детей при избытке глюкозы интенсивно синтезируется гликоген, откладывающийся не только в печени, но и в других органах.


Обмен минеральных веществ

1). Играют роль кофакторов в энзиматических реакциях. Так, многие ионы образуют комплексы с белками, в том числе ферментами. Последние для полного проявления своей каталитической активности нуждаются в присутствии минеральных кофакторов – ионов калия, кальция, натрия, магния, железа. Ионы железа, меди и особенно магния необходимы для активации ферментов, связанных с переносом и высвобождением энергии, транспорта и связывания кислорода.

2). Принимают участие в поддержание осмотического давления и кислотно-основного равновесия (фосфатный и гидрокарбонатный буферы).

3). Обеспечивают процессы свертывания крови,

4). Создают мембранный потенциал и потенциал действия возбудимых клеток

5). Минеральные вещества входят в структуры самых различных органов тела. Неорганические вещества могут иметь в организме форму нерастворимых соединений (например, в костной и хрящевой тканях).

6). Участвуют в окислительно-восстановительных реакциях и др.


Минеральные соли не являются источниками энергии, но их поступление и выведение является условием его нормальной жизнедеятельности. Минеральные соли создают столь необходимое для жизнедеятельности клеток определенное осмотическое давление.

Количество солей, содержащихся в организме ребенка, с возрастом увеличивается. У новорожденного соли составляют 2,55% от массы тела, а у взрослого – 5%.

Особенно велика у детей потребность в Са и Р, которые необходимы для формирования костной ткани. Кальций влияет на возбудимость нервной системы, сократимость мышц, свертываемость крови, белковый и жировой обмен в организме. Наибольшая потребность в Са отмечается на первом году жизни и в период полового созревания. На первом году жизни Са требуется в 8 раз больше, чем на втором. В дошкольном и школьном возрасте суточная потребность в Са составляет 0,68— 3,36г. Характерно, что при уменьшении количества Са в организме у взрослых он начинает поступать в кровь из костной ткани, что поддерживает постоянное его содержание в ней. У детей в этом случае, наоборот, Са задерживается костной тканью, что ведет к понижению его количества в крови.

Для нормального процесса окостенения необходимо, чтобы в организм поступало достаточное количество фосфора. У детей дошкольного возраста отношение кальция  и фосфора  должно быть равным единице. В 8 –10 лет кальция требуется несколько меньше, чем фосфора: их количества должны относится как 1:1:5. В старшем школьном возрасте разница в количествах Са и Р  должна быть больше и их соотношение становится равным 1:2.

Фосфор нужен не только для роста костной ткани, но и для нормального функционирования нервной системы, большинства железистых и других органов.

Количество ионов Na+, K+ и Cl в пище детей должно быть меньшим, чем в пище взрослого. Натрия дети должны получать 25— 40мг в сутки, калия –12–30 мг, хлора –12–15 мг. Для взрослых потребление этих веществ, соответственно, равно: 60–80 мг, 60 мг и 100–120 мг. Железа ребенок должен получать с пищей больше, чем взрослый. Суточная потребность детей в нем составляет 1–1,2 мг на 1 кг массы тела, а у взрослых –0,9 мг.

Помимо перечисленных элементов, растущий организм нуждается и в микроэлементах, многие из них участвуют в процессах кроветворения (медь, кобальт, молибден). Для меди и кобальта характерен для детей положительный баланс, т.е. они накапливаются в организме. Йод необходим для образования гормонов щитовидной железы. Его отсутствие в пище приводит к развитию заболевания, называемого эндемическим зобом. Фтор необходим для правильного формирования ткани зубов, особенно зубной эмали. Его излишек вреден, он приводит к заболеванию — флюорозу (хрупкость зубной эмали), недостаток вызывает разрушение зубов (кариес), особенно у детей. В целом роль микроэлементов сводится к тому, что они являются тонкими регуляторами обменных процессов. Соединяясь с белками, многие микроэлементы служат материалом для построения ферментов, гормонов, витаминов.


Водно-солевой обмен

Водно-солевым обменомназывают совокупность процессов поступ­ления воды и электролитов в организм, распределения их во внут­ренней среде и выделения из организма. У здорового человека поддерживается равенство объемов выделяющейся из организма и поступившей в него за сутки воды, что называют водным балансом организма. Можно рассматривать также и баланс электролитов — натрия, калия, кальция и т.п.

Рост и развитие ребенка зависят от достаточного количества воды в организме, которое обеспечивает интенсивный обмен веществ. Дело в том, что вода в организме человека является одновременно строительным материалом, катализатором всех обменных процессов и терморегулятором тела.

Общее количество воды в организме зависит от возраста, пола и упитанности. В среднем в организме мужчины содержится около 61% воды, в организме женщины – 51%. Суточное прибавление в весе грудного ребенка совершается за счет воды на 72%, белков – на 12%, жиров – на 12%, минеральных веществ – на 2–4 % и очень небольшого количества углеводов. У детей вода очень быстро перераспределяется между кровью и тканями. В кишечнике детей она всасывается быстрее, чем у взрослых. У детей ткани быстро теряют и накапливают воду. Каждая частица воды в раннем детстве переходит из кишечника в кровеносную систему 4–5 раз, а в младшем школьном возрасте –2–3 раза. Недостаток воды вызывает у детей резкие нарушения промежуточного обмена. Чем младше ребенок, тем больше воды он должен получить на кг веса. Потребность в воде ( в мл) на кг веса составляет: в первые недели жизни –150–200, 6 мес. –120–130, к концу 1 года –90–100, у детей 3–7 лет–60, старше –50. Относительная потребность в воде с возрастом уменьшается, а абсолютная –- увеличивается. У мальчиков потребность в воде больше, чем у девочек. Существуют индивидуальные колебания. Суточная потребность в воде (мл): у годовалых –800, 2–4 лет –950, 5–6 лет –1200, 7– 10 лет –1350, 11– 14 лет –1500, а старше –1500–2000.




Принципы рационального питания




Формулировка принципа

1

энергетическая ценность питания должна соответствовать энергетическим затратам организма

2

состав питательных веществ должен соответствовать физиологическим потребностям в них организма.

3

питание должно быть разнообразным, содержать свежие натуральные продукты растительного и животного происхождения

4

суточное количество пищи должно поступать в организм порционно (регулярность, кратность и чередование приёмов пищи)

5

концепция здорового питания учитывает роль различных питательных веществ (их количество и соотношение) как факторов профилактики заболеваний.