Файл: 1 Теоретический анализ проблемы структуры самосознания 1 Понятие самосознания в современной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, то есть отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, то есть уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.

Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, то есть из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

Уровни развития самосознания

Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того, чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной групᴨе.

Самый высокий уровень развития этого процесса — возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой асᴨект, как сознательность. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.


Сознательность — неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Суть сознательности - нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Таким образом, самосознание — это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «Я», вынесение некоторой самооценки – как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало», в котором человек видит самого себя и, с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.
1.3 Структура самосознания личности
Структура самосознания, так же, как и определение самого феномена, является предметом многочисленных дискуссий. Однако необходимо отметить, что относительно структуры самосознания в научных кругах нет единого мнения. Анализ научной литературы по исследуемой проблематике позволил выделить два основных способа построения структуры самосознания: компонентный и уровневый. В компонентных структурах в основном предлагается перечень элементов, представленных продуктами или процессами самосознания. В уровневых структурах авторы прослеживают развитие данного феномена в онтогенезе, отображая структуру самосознания как иерархию уровней. В некоторых структурах самосознания выявлены компонентный и уровневый составы одновременно, а также находит свое отражение генезис данного феномена. Рассмотрим наиболее значимые, на наш взгляд, в психологической науке структуры самосознания.

Так, с точки зрения Л.С. Выготского, структура самосознания включает в себя следующие компоненты: 1) накопление личностью знаний о самой себе, 2) расширение и углубление этих знаний, 3) осознание себя единым целым, 4) дальнейшее развитие собственной индивидуальности, 5) формирование и развитие моральных критериев самооценки, 6) развитие индивидуальных особенностей самосознания [4].



Согласно концепции В.С. Мухиной, самосознание можно рассмотреть как структуру, включающую в себя пять компонентов: 1) самоидентификация с телесной сущностью и именем, 2) стремление к социальному признанию, 3) половая идентификация, 4) психологическое восприятие времени, 5) социальная сфера личности [11].

Ж.И. Намазбаева также представила пятикомпонентную модель самосознания [12]. Однако ее структура имеет несколько иное содержание и представлена такими составляющими, как рефлексия, саморегуляция, идентификация, самооценка и самоконтроль. По мысли автора, центральным компонентом в этой модели является самооценка, которая на основе рефлексии и идентификации способствует реализации самоконтроля и саморегуляции.

И.С. Кон выделяет три компонента в составе самосознания: 1) когнитивный, представляющий осознание человеком личностных качеств и свойств; 2) аффективный, предполагающий оценку данных качеств и свойств, а также связанные с ней самоуважение и самолюбие; 3) поведенческий, подразумевающий готовность и способность действовать в отношении объекта [7].

По мнению В.В. Столина, формирование самосознания обусловлено различием содержания образа «я» и самоотношения. Исследователь выделяет две составляющие образа «я»: знания, объединяющие субъекта по ряду черт и характеристик с другими людьми, и знания, способствующие выделению «я» из общей массы. В.В. Столин [21] полагает, что уровни самосознания обусловлены типом активности субъекта, являющегося одновременно и организмом, и социальным индивидом, и личностью.

И.И. Чеснокова отмечает, что формирование самосознания отличается определенной спецификой в зависимости от возрастных этапов и физического развития человека [24]. Исследователь выделяет три компонента самосознания: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию. На первом уровне самопознания происходит соотнесение человека с другими людьми, создаются первичные образы самого себя, относительно устойчивые представления о своем «я», но отсутствует глубинное, целостное понимание своей сущности. На втором уровне самопознания человек оперирует уже сформировавшимися знаниями о себе, проявляется самоанализ, самоосмысливание, возникает обобщенный образ своего «я». На уровне эмоционально-ценностного отношения к себе формируется собственное отношение человека к внутренним проявлениям своего «я», отражаются различные аспекты самоотношения. Третий уровень, саморегуляция, предполагает наличие двух компонентов - управления поведенческими проявлениями и самоконтроля, то есть соотнесения цели, предпосылки и процесса действия. Из рассмотренной структуры самосознания можно заключить, что автор акцентирует внимание на процессуальном аспекте рассматриваемого феномена, тем самым подтверждая значимость регулятивной роли, которая в свою очередь обеспечивает целостность личности.


Похожие трехкомпонентные структуры самосознания с небольшими модификациями предложены в современных исследованиях А.К. Болотовой, Е.В. Кучеровой, О.В. Селезневой, Е.Т. Соколовой и др.

В структуре я-концепции А.К. Болотова [3] выделяет я-образ, самооценку и самоотношение; Е.В. Кучерова [8] рассматривает я-когнитивное, я-экзистенциальное и я-регулятивное; О.В. Селезнева [18] подчеркивает когнитивный, эмоционально-ценностный и регуляторный компоненты; Е.Т. Соколова [19] обособляет когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие исследуемого феномена.

Исследователь Е.А. Аронова базируется на регулятивной функции самосознания в произвольной активности человека и выделяет: ценностные ориентации (принципы, идеалы и цели), направленность личности (установки и мотивации), представления о жизненном пути (психологическое прошлое, настоящее и будущее), а также я-концепцию [1].

У. Джемс определяет наличие в структуре самосознания трех компонентов, подразумевающих физическую, социальную и духовную личность. Физическая личность включает в себя тело и материальную собственность человека, социальная личность предполагает признание его обществом, духовная личность представляет собой психические способности и характеристики человека [6].

К. Хорни в структуре самосознания определяет три я-образа: «эмпирическое (актуальное) "я"» - общность духовных и телесных качеств человека, реализующаяся в определенном поведении; «идеальное "я"» - обусловлено иррациональным воображением личности о себе; «реальное "я"» - внутренняя, «первоначальная сила», «уникальный личностный центр» [23].

В теории Р. Бернса трехкомпонентная структура самосознания выглядит несколько иначе. Она включает в себя, во-первых, образ «я», то есть самопредставление человека, во-вторых, его самооценку, в-третьих, потенциальную поведенческую реакцию - действия, вызываемые особенностями образа «я» и самооценки [2].

Резюмируя вышеизложенное, можно считать общепризнанной трехкомпонентную структуру, в которой Р. Бернс, И.С. Кон, К.К. Платонов, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова и др. определяют следующие компоненты: когнитивный (рефлексивный, познавательный, рациональный), эмоциональный (аффективный, оценочно-волевой) и поведенческий (регуляторный).

Когнитивный компонент самосознания базируется на процессе самопознания: сравнение себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с личными идеалами или результатами деятельности других. В итоге образуется я-образ, отражающий целесообразное отношение человека к себе.


Эмоциональный, или оценочный, компонент самосознания выражается в самоотношении (эмоциональном отношении к себе) и самооценивании.

Поведенческий компонент самосознания заключается в процессе саморегулирования, реализующемся в двух плоскостях: как саморегуляция поведения и деятельности, направленная на других людей, и как саморегуляция поведения и деятельности, направленная на самого себя.

Когнитивный и эмоциональный компоненты непосредственно связаны между собой, так как оба реализуются в поведении людей. Некоторые исследователи (У. Джемс, С.Р. Пантелеев, В.В. Столин и др.) объединяют их в единую я-концепцию.

Также следует отметить значимость недавно выделенных в науке компонентов феномена самосознания, таких как жизненное пространство, жизненный путь в пространстве и времени, смысл жизни, личностная и гендерная идентичность. Жизненное пространство в качестве компонента самосознания определяет «я» человека как члена территориальной целостности, находящегося в определенных отношениях со средой своего существования (Н.М. Лебедева, 1993; А.В. Сухарев, 1996; И.Л. Степанов, 1997). Жизненный путь в пространстве и времени как компонент самосознания отображает понимание явлений, реально совершающихся или признаваемых как таковые. Данная точка зрения часто встречается в публикациях К.А. Абульхановой-Славской, посвященных стратегиям жизни.

Также необходимо отметить, что существует и иное мнение о данной проблеме, высказанное Л.И. Анцыферовой. Автор отмечает, что личность сообразна безраздельному личностному пространству и времени создаваемой им жизни, а не жизненному пути. Однако общепризнано, что жизненный путь является исходом безраздельности личностного пространства и времени. Самостоятельным компонентом самосознания А.А. Иванова называет смысл жизни, воспринимаемый через осознанные устремления и цели, вокруг которых человек устраивает свою жизнедеятельность. И, наконец, как компонент самосознания выступает личностная идентичность, под которой исследователи подразумевают психологическое «я», включающее восприятие личных черт, граней, диспозиций, мотивов (Н.В. Антонова, 1996; Э. Эриксон, 1996). Л.Н. Ожигова [13] выделяет в я-концепции элемент гендерной идентичности. Автор впервые изучает взаимосвязь я-концепции со структурно-динамическими характеристиками гендерной идентичности и смысловыми механизмами в контексте бытийного подхода (Л.Н. Ожигова, 2006).