Файл: 1 Теоретический анализ проблемы структуры самосознания 1 Понятие самосознания в современной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализируя процесс развития рассматриваемого феномена, следует отметить, что самосознание человека складывается на протяжении всей жизни. Многие ученые (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова) отмечают, что развитие самосознания происходит в результате деятельности и взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, Л.С. Выготский указывает, что развитие самосознания также неотделимо от культурного содержания среды.
Таким образом, нами были систематизированы и обобщены психологические воззрения ученых на сущность феномена самосознания, установлены ключевые компоненты его структуры, представлена характеристика каждого компонента, определены ведущие факторы развития. Определены новые направления в исследовании феномена самосознания. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три компонента: когнитивный компонент (самопознанание), эмоционально-оценочный компонент (самоотношение) и поведенческий компонент (саморегуляция).
2. Экспериментальное исследование компонентов самосознания личности
2.1 Организация экспериментального исследования
Цель экспериментального исследования – изучение компонентов самосознания личности студентов 2 курса.
Исходя из цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Разработать программу экспериментального исследования и подобрать диагностический инструментарий.
2. Провести экспериментальное исследование с испытуемыми.
3. Сопоставить полученные результаты по проведенным методикам.
4. Разработать рекомендации по развитию компонентов самосознания.
Исследование проводилось на базе Орского гуманитарно-технологического института, в котором приняли участие студенты 2 курса психолого-педагогического факультета в количестве 10 человек.
Список испытуемых представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Участники исследования
№ | Испытуемый | Возраст |
1 | А.Э. | 25 |
2 | Г.Е. | 19 |
3 | Ж.Д. | 21 |
4 | Ж.П. | 21 |
5 | К.А. | 24 |
6 | М.М. | 21 |
7 | М.Л. | 19 |
8 | Н.И. | 18 |
9 | Т.К. | 21 |
10 | У.Н. | 21 |
Исследование реализовывалось с использованием следующих методик:
- Q-классификация В. Стефенсона;
- Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).
Рассмотрим эти методики более подробно.
Опросник В. Стефенсона (Уильяма Стефансона) Q -сортировка (q-sort technique) используется для изучения представлений личности о себе и диагностики тенденций поведения в группе. Достоинством теста Q -сортировка является то, что при работе с ней тестируемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное "Я", а не "соответствие – несоответствие" стереотипам и результатам других людей.
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе:
зависимость;
независимость;
общительность;
необщительность;
принятие "борьбы";
избегание "борьбы".
Время тестирования в среднем составляет 20-30 минут.
Испытуемый получал следующую инструкцию: Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте "да", если оно соответствует вашему представлению о себе, или "нет", если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить "не знаю, 50/50".
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии,
самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к
своему "Я".
В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них . раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы:
Шкала S – измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.
Шкала I – самоуважение.
Шкала II –аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое положительное отношение от других.
Шкала IV – самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.
Шкала 1 – самоуверенность.
Шкала 2 – отношение других.
Шкала 3 – самопринятие.
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.
Шкала 5 – самообвинение.
Шкала 6 – самоинтерес.
Шкала 7 – самопонимание.
Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя.
Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности".
Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").
Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
Испытуемым была дана следующая инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак "+", если не согласны то знак "–".
2.2 Анализ результатов эксперимента
Целью экспериментального исследования было изучение структурных компонентов самосознания личности.
В исследовании были использованы следующие методики:
- Q-классификация В. Стефенсона;
- Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).
Рассмотрим полученные результаты.
Методика 1. Q-классификация В. Стефенсона.
Результаты, полученные в ходе выполнения данной методики, представим в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты методики "Q-классификация В. Стефенсона"
ФИ | А.Э. | Г.Е. | Ж.Д. | Ж.П. | К.А. | М.М. | М.Л. | Н.И. | Т.К. | У.Н. |
Зависимость | 6 | 6 | 5 | 9 | 8 | 8 | 4 | 10 | 7 | 7 |
Независимость | 5 | 5 | 9 | 6 | 3 | 7 | 10 | 7 | 9 | 5 |
Общительность | 5 | 9 | 9 | 5 | 7 | 8 | 7 | 8 | 10 | 6 |
Необщительность | 5 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 8 | 2 | 4 | 3 |
продолжение таблицы 2
Принятие "борьбы" | 3 | 3 | 9 | 3 | 6 | 2 | 10 | 0 | 4 | 3 |
Избегание "борьбы" | 5 | 6 | 3 | 4 | 6 | 7 | 2 | 7 | 8 | 8 |
Проанализировав результаты, представленные в таблице 2, можно утверждать следующее:
Преобладание тенденции к зависимости выявлено у 7 участников (70%). Эти студенты стремятся к принятию групповых норм, стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. 3 участника (30%) показали тенденцию к независимости. В поведении проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов.
Контактность, стремление установить эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами выявлено у 8 студентов (80%). 1 участник (10%) показал тенденцию к необщительности. И у одного участника (10%) сумма ответов "да" и "нет" в показателях тенденции к общительности и необщительность совпали. Такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.
Преобладание тенденции к принятию борьбы выявлено у 2 участников (20%), что говорит о активном стремлении личности участвовать в групповой жизни, стремление к достижению более высокого статуса в группе. Стремление к "борьбе", упорство в достижении своей цели, настойчивость в отстаивании своих взглядов. Требовательность к окружающим и несгибаемость воли. Принципиальность в оценках. Работоспособность и целеустремленность. У 7 человек (70%) выявлена тенденция в избеганию "борьбы". Такая личность стремится уйти от взаимодействия, старается сохранить «нейтралитет» в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. У 1 участника (10%) выявлен внутренний конфликт в тенденциях к принятию и избеганию "борьбы".
Для большей наглядности представим результаты данной методики в виде диаграммы (см. рисунок 1).