Файл: 1 Теоретический анализ проблемы структуры самосознания 1 Понятие самосознания в современной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализируя процесс развития рассматриваемого феномена, следует отметить, что самосознание человека складывается на протяжении всей жизни. Многие ученые (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова) отмечают, что развитие самосознания происходит в результате деятельности и взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, Л.С. Выготский указывает, что развитие самосознания также неотделимо от культурного содержания среды.

Таким образом, нами были систематизированы и обобщены психологические воззрения ученых на сущность феномена самосознания, установлены ключевые компоненты его структуры, представлена характеристика каждого компонента, определены ведущие факторы развития. Определены новые направления в исследовании феномена самосознания. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три компонента: когнитивный компонент (самопознанание), эмоционально-оценочный компонент (самоотношение) и поведенческий компонент (саморегуляция).

2. Экспериментальное исследование компонентов самосознания личности
2.1 Организация экспериментального исследования
Цель экспериментального исследования – изучение компонентов самосознания личности студентов 2 курса.

Исходя из цели, были определены следующие задачи исследования:

1. Разработать программу экспериментального исследования и подобрать диагностический инструментарий.

2. Провести экспериментальное исследование с испытуемыми.

3. Сопоставить полученные результаты по проведенным методикам.

4. Разработать рекомендации по развитию компонентов самосознания.

Исследование проводилось на базе Орского гуманитарно-технологического института, в котором приняли участие студенты 2 курса психолого-педагогического факультета в количестве 10 человек.

Список испытуемых представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Участники исследования



Испытуемый

Возраст

1

А.Э.

25

2

Г.Е.

19

3

Ж.Д.

21

4

Ж.П.

21

5

К.А.

24

6

М.М.

21

7

М.Л.

19

8

Н.И.

18

9

Т.К.

21

10

У.Н.

21


Исследование реализовывалось с использованием следующих методик:

- Q-классификация В. Стефенсона;

- Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).

Рассмотрим эти методики более подробно.

Опросник В. Стефенсона (Уильяма Стефансона) Q -сортировка (q-sort technique) используется для изучения представлений личности о себе и диагностики тенденций поведения в группе. Достоинством теста Q -сортировка является то, что при работе с ней тестируемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное "Я", а не "соответствие – несоответствие" стереотипам и результатам других людей.



Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе:

зависимость;

независимость;

общительность;

необщительность;

принятие "борьбы";

избегание "борьбы".

Время тестирования  в среднем составляет 20-30 минут.

Испытуемый получал следующую инструкцию: Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте "да", если оно соответствует вашему представлению о себе, или "нет", если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить "не знаю, 50/50".

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии,

самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к

своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них . раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы:

Шкала S – измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.

Шкала I – самоуважение.

Шкала II –аутосимпатия.

Шкала III – ожидаемое положительное отношение от других.

Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

Шкала 1 – самоуверенность.

Шкала 2 – отношение других.

Шкала 3 – самопринятие.

Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.

Шкала 5 – самообвинение.

Шкала 6 – самоинтерес.

Шкала 7 – самопонимание.

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности".

Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.


Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Испытуемым была дана следующая инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак "+", если не согласны то знак "–".
2.2 Анализ результатов эксперимента
Целью экспериментального исследования было изучение структурных компонентов самосознания личности.

В исследовании были использованы следующие методики:

- Q-классификация В. Стефенсона;

- Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).

Рассмотрим полученные результаты.

Методика 1. Q-классификация В. Стефенсона.

Результаты, полученные в ходе выполнения данной методики, представим в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты методики "Q-классификация В. Стефенсона"

ФИ

А.Э.

Г.Е.

Ж.Д.

Ж.П.

К.А.

М.М.

М.Л.

Н.И.

Т.К.

У.Н.

Зависимость

6

6

5

9

8

8

4

10

7

7

Независимость

5

5

9

6

3

7

10

7

9

5

Общительность

5

9

9

5

7

8

7

8

10

6

Необщительность

5

2

4

3

2

4

8

2

4

3



продолжение таблицы 2

Принятие "борьбы"

3

3

9

3

6

2

10

0

4

3

Избегание "борьбы"

5

6

3

4

6

7

2

7

8

8


Проанализировав результаты, представленные в таблице 2, можно утверждать следующее:

Преобладание тенденции к зависимости выявлено у 7 участников (70%). Эти студенты стремятся к принятию групповых норм, стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. 3 участника (30%) показали тенденцию к независимости. В поведении проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов.

Контактность, стремление установить эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами выявлено у 8 студентов (80%). 1 участник (10%) показал тенденцию к необщительности. И у одного участника (10%) сумма ответов "да" и "нет" в показателях тенденции к общительности и необщительность совпали. Такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Преобладание тенденции к принятию борьбы выявлено у 2 участников (20%), что говорит о активном стремлении личности участвовать в групповой жизни, стремление к достижению более высокого статуса в группе. Стремление к "борьбе", упорство в достижении своей цели, настойчивость в отстаивании своих взглядов. Требовательность к окружающим и несгибаемость воли. Принципиальность в оценках. Работоспособность и целеустремленность. У 7 человек (70%) выявлена тенденция в избеганию "борьбы". Такая личность стремится уйти от взаимодействия, старается сохранить «нейтралитет» в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. У 1 участника (10%) выявлен внутренний конфликт в тенденциях к принятию и избеганию "борьбы".

Для большей наглядности представим результаты данной методики в виде диаграммы (см. рисунок 1).