Файл: 1 Теоретический анализ проблемы структуры самосознания 1 Понятие самосознания в современной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисунок 1 - Результаты проведения методики "Q-классификация В. Стефенсона"

Таким образом, можно сказать, что студенты стремятся в зависимости, общительности и избеганию "борьбы". Следует учитывать, что каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и "борьба" могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной "маской", скрывающей истинное лицо человека.

Методика 2. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)

Результаты методики в виде наколенных частот (в %) представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты теста-опросника самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)

ФИ
Шкалы

А.Э.

Г.Е.

Ж.Д.

Ж.П.

К.А.

М.М.

М.Л.

Н.И.

Т.К.

У.Н.

S

96,00

69,33

53,33

69,33

88,00

69,33

93,33

85,00

93.33

69,33

I

99,67

80,00

25,33

44,67

34,00

16,00

80,00

34,00

58,67

58,67

II

77,33

28,00

37,33

58,33

47,00

86,00

90,67

90,72

86,00

21,67

III

53,00

17,67

91,33

39,67

100

53,00

72,33

72,33

72,33

3,33

IV

92,33

92,33

49,67

71,33

71,33

92,33

92,33

92,33

100

71,33

1

92,33

81,33

47,67

29,33

47,67

47,67

81,33

81,33

65,67

16,67

2

32,00

15,00

100

32,00

100

51,33

80,00

80,00

80,00

0,67

3

70,67

70,67

50,67

50,67

50,67

70,67

89,67

100

100

16,67

4

92,00

79,67

60,33

60,33

92,00

25,67

60,33

38,33

25,67

60,33

5

27,67

81,67

60,67

43,33

43,33

27,67

43,33

27,67

43,33

43,33

6

100

80,00

80,00

100

100

100

100

100

100

54,67

7

94,00

43,33

4,33

43,33

43,33

43,33

68,67

21,33

83,67

43,33



Все студенты показали высокие показатели в шкале S (интегральная), это говорит о принятии себя.

В шкале I (самоуважение) у половины из группы студентов высокие показатели, это говорит об уважительном отношении к себе, собственным планам, стремлениям. У другой половины выявлены низкие показатели самоуважения, что выражает сомнение в ценности собственной личности.

Шкала II (аутосимпатия) демонстрирует у 6 (60%) студентов высокие показатели, что говорит об эмоциональном принятии себя таким, каков есть. 4 (40%) студента имеют низкие показатели, это свидетельствует о безразличии к самому себе, к собственному «Я».

Шкала III (ожидание положительного отношения к себе), где высокие показатели свидетельствуют об ожидании положительного отношения к себе, такой результат показали 7 участников. Низкие показатели — об ожидании отрицательного отношения, такой результат выявлен у 3 студентов.

В шкале IV (самоинтерес) высокие показатели продемонстрировали 9 участников. Эти показатели отражают значимость образа-«Я» для себя, выражают эмоциональную оценку себя. Низкие показатели продемонстрировал 1 участник. Низкие показатели являются важным индикатором внутреннего неблагополучия, душевного дискомфорта.

Также опросник содержит семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Высокие показатели в шкале 1 (самоуверенность) продемонстрировали 5 (50%) студентов. Высокие показатели говорят об общем высоком мнении о себе, представлении о себе как о волевом, энергичном, целеустремленном человеке. Низкие показатели у 5 (50%) студентов, это говорит о сомнениях в своих волевых и деловых качествах.

В шкале 2 высокие показатели говорят об ожидании положительного отношения. Такой результат показали 6 студента. Низкие результаты продемонстрировали 4 студента, это говорит об ожидании отрицательного отношения окружающих.

Шкала 3 (самопринятие) показывает нам, что 90% студентов принимают себя такими, какие они есть. Лишь 1 студент недостаточно принимает себя и свою личность.

В шкале 7 (самопонимание) высокие показатели (30%) отражают отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств. Отсутствует сомнение в том, что он такой, каким должен быть. Не выражена установка на самоизменение. Крайне высокие показатели говорят о ригидности процессов самопознания, самодовольстве. Низкие показатели (70%) свидетельствуют о сомнениях в понимании себя

, о неустойчивости образа «Я».

Результаты проведения методики показывают, что все студенты принимают свое собственное «Я», никто не имеет протест против самого себя. Каждый продемонстрировал, что его образ-«Я» значим и в той или иной мере эмоционально оценен. 40% студентов имеет трудности с аутосимпатией, они видят в себе преимущественно недостатки и имеют низкую самооценку. Эти студенты имеют низкие показатели в шкалах III, 1 и 7 (ожидание положительного отношения к себе, самоуверенность, самопонимание).

Таким образом исследования показали, что некоторые студенты имеют проблемы с аутосимпатией, самоуверенностью и принятием себя, в группе эти студенты принимают позицию зависимого. И большая часть студентов - 70% имеют трудности с самопониманием. Это свидетельствует о том, что они имеют неустойчивый образ собственного «Я». Таким образом наше эскпериментально исследование оправдала наше ожидание, что понимание структуры самосознания личности определяет ее способности к познанию себя.


2.3. Рекомендации по развитию компонентов самосознания
Исходя из структуры самосознания, мы дадим рекомендации к каждому компоненту образа «Я» (я-концепции). Структурные компоненты, освещенные выше, приведены в рисунке 2.


Рисунок 2 - структурные компоненты самосознания
Образ Я (Я-образ) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Несмотря на устойчивость, образ-«я» — не статическое, а динамическое образование. На формирование «я»-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. «Я»-идентичность — «я»-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое «я» существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» [21]. Формирование адекватной «я»-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «я», с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.


Можно сказать, что заложено в «я»-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в «я»-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство).

На протяжении всего взрослого периода жизни «я»-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Обнаружено, что динамика изменения «я»-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа «я» нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели «я»-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания «я»-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.

Кроме изменений всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания «я»-концепции, завершающихся преобразованием всей её структуры в зрелом возрасте, интересующиеся своим эго неработающие пенсионеры преклонного возраста, постепенно начинают как младенцы не разграничивать себя и окружающий мир. При отсутствии выраженных болезней возможно угасание своего телесного «я», с одновременным непониманием идентичности внутреннего и внешнего миров. Иногда старики продолжают сравнивать себя со своими родителями, коллегами, сверстниками и родственниками, трактуя те или иные различия в свою пользу. В итоге их знания о себе изменяются настолько, что любую логику или/и целую систему оценок собственных качеств, используют только для подтверждения собственных убеждений. Детальные и полные исследования подобного плана не проводились.

Рекомендации по развитию когнитивного компонента самосознания:

  1. Для понимания себя важно, как можно чаще заниматься самонаблюдением, обращать внимание на свои мысли, чувства, вопросы которыми вы задаётесь, причины своих поступков и т.д. Для этого рекомендуется использовать технику тайм-менеджмента «Замедление».

  2. Для лучшего понимания себе рекомендуется вести дневник. Есть множество тем для записей в дневнике: дневник своих состояний и настроений, «утренние странички», дневник идей, также в дневнике можно записывать любые мысли, вопросы и рассуждения. Дневник не ограничивается текстом, мысли, чувства, идеи и эмоции могут быть фиксированы в виде рисунка. В этом плане очень интересна такая относительно новая форма как арт-дневник. Это такой своего рода скетчбук (от английского sketch – набросок и book – книга), где можно фиксировать идеи в художественной форме.

  3. Отличная современная методик самопонимания, самоисцеления -МАК-терапия.  МАК – это метафорические ассоциативные карты. Они имеют вид картинок, обычно величиной с открытку либо игральную карту. Они нужны для того, чтобы разобраться в своих чувствах, проблемах или ощущениях, которые не поддаются описанию в привычном формате или же не вполне понятны даже самому человеку. Эти карты можно использовать самостоятельно в режиме самодиагностики и самопомощи. Однако чаще эти карты используют профессиональные психологи, чтобы помочь пришедшему на прием человеку разобраться с его внутренней проблемой.