Файл: 1 Теоретический анализ проблемы структуры самосознания 1 Понятие самосознания в современной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендации по развитию эмоциональной оценки образа «Я»:
-
Для положительной оценки своей личности заведите дневник достижений. Записывать необходимо маленькие и большие победы, которые вы совершили за день. Важно найти повод для похвалы. -
Запишите свои положительные и отрицательные качества. Обратите внимание на то положительное, что есть у вас. Работайте над развитием этих качеств. Используйте их в своей жизни чаще, демонстрируя свое положительное. Составьте план действия для избавления от отрицательных качеств -
Обращайте внимание на свои эмоции, старайтесь выяснить чем вызвана та или иная эмоция. -
Рекомендуется ежедневно заниматься спортом. Спорт помогает отвлечься от негативных мыслей, а также способствует выработке гормона счастья. -
Важно отказаться от постоянной самокритики и научиться фокусироваться на положительном. -
Слушайте и проговаривайте аффирмации. Аффирмация – позитивное суждение, создающее правильный психологический настрой.
Таким образом, нами был сделан вывод о том, что для лучшего самосознания важно постоянно наблюдать за собой, своим поведением, мыслями, идеями, причинами слов и поступков. Есть только один человек, который знает вас лучше всех - это вы. Важно уделять время для рефлексии себя и своей жизни.
Заключение
В заключении подведем итоги проделанной работы.
Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым. Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира.
Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.
В целом анализ отечественных и зарубежных исследований самосознания позволяет классифицировать имеющиеся точки зрения на характеристику понятия следующим образом:
1) направленность сознания на самого себя;
2) наличие самоанализа, обеспечивающего содержательное наполнение самосознания;
3) проявление самоотношения личности;
4) присутствие регулирующей роли самосознания по отношению к внешнему миру.
Мы установили, что самосознание —это самопознание, самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «Я», вынесение некоторой самооценки – как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало», в котором человек видит самого себя и, с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.
В ходе исследовательской работы нами были систематизированы и обобщены психологические воззрения ученых на сущность феномена самосознания, установлены ключевые компоненты его структуры, представлена характеристика каждого компонента, определены ведущие факторы развития.
Так нам удалось определить структуру самосознания личности. В ней развиваются и функционируют три компонента: когнитивный компонент (самопознанание), эмоционально-оценочный компонент (самоотношение) и поведенческий компонент (саморегуляция).
В ходе исследования мы выяснили, что многие студенты имеют проблемы с аутосимпатией, самоуверенностью и принятием себя. И большая часть студентов - 70% имеют трудности с самопониманием. Это свидетельствует о том, что они имеют неустойчивый образ собственного «Я». Таким образом подтвердилась наша теория о том, что чем лучше развиты компоненты самосознания, тем устойчивее и отчетливые является образ-Я.
В итоге нами сделан вывод о том, что для лучшего самосознания важно постоянно наблюдать за собой, своим поведением, мыслями, идеями, причинами слов и поступков. Важно развивать каждый компонент самосознания. Есть только один человек, который знает вас лучше всех - это вы. Важно уделять время для рефлексии себя и своей жизни.
Таким образом, цель курсовой исследовательской работы достигнута, задачи - решены, гипотеза о том, что четкое понимание структурных компонентов дадут направление для понимания того, как личности развивать самосознание нашла свое подтверждение.
Список используемых источников
1 Аронова, Е. А. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека / Е. А. Аронова. - М. : 2004. - 190 с.
2 Бернс, Р. Развитие я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : , 1986. – 422 с.
3 Болотова, А. К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006. № 2. с. 116–125.
4 Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : , 2012.
5 Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : , 2015. – 352 с.
6 Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. - М. : 1991. - 352 с.
7 Кон, И. С. Психология ранней юнности / И. С. Кон. – М : , 1989. – 256 с.
8 Кучерова, Е. В. Проблема развития самосознания в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Л.A. Парамонова, Г.Г. Кравцова. М. : 1987. 242 с
9 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М : 2005. – 352 с.
10 Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. – Воронеж : , 2009. – 352 с.
11 Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М : , 2012. – 656 с.
12 Намазбаева, Ж. И. История, состояние и тенденции развития современной психологии / Ж. И. Намазбаева. – Алматы : , 2014. – 152 с.
13 Ожигова, Л. Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации / Л. Н. Ожигова. - Краснодар : 2006. - 431 с
14 Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. – М. : , 2002. – 272 с.
15 Рогов, Е. И. Психология человека / Е. И. Рогов. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. - 120 с.
16 Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия : пер. с англ. / К. Роджерс. – Киев : , 1997. – 320 с.
17 Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. – СПб : , 2012. – 288 с.
18 Селезнева, О. В. Динамика становления когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов / О. В. Селезнева. - Комсомольск-на-Амуре : 2006. - 196 c.
19 Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. - М. : 1989. - 129 с
20 Спиркина, А. Г. Основы философии / А. Г. Спиркина. – М : , 2015. – 394 с.
21 Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М : , 1983. – 284 с
22 Фрейд, З. Я и Оно. Сочинения / З. Фрейд. – М. : , 2008. – 864 с.
23 Хорни, К. Невроз и развитие личности : пер с англ. / К. Хорни. – М. : , 1998. – 375 с.
24 Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М. : , 1977. – 144 с.
25 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / Э. Эриксон. – М. : , 2000. – 312 с.
Приложение А
Опросник В. Стефенсона (Уильяма Стефансона) Q -сортировка (q-sort technique)
Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте "да", если оно соответствует вашему представлению о себе, или "нет", если не соответствует ему.
Утверждение | + | - |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |