Файл: Пояснительная записка стр. Цель программы стр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

  1. Пояснительная записка ……………………………………… 3 стр.



  1. Цель программы ………………………………………………. 4 стр.



  1. Задачи программы ………………………………………………4 стр.



  1. Механизм реализации программы ……………………………..5 стр.



  1. Место учебного курса в учебном плане ……………………… 6стр.



  1. Сроки реализации программы ………………………………… 6 стр.



  1. Ожидаемый результат ……………………………………………6 стр.



  1. Тематическое планирование …………………………………… 7 стр.


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эрудит» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"(с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2020 года);

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее Программа) учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в 
проектной и исследовательской деятельностиЦенность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

В Программе раскрывается модель становления учащихся на путь научно-исследовательской работы в рамках как школьного, так и вне школьного обучения. Учащиеся, прошедшие данный курс, помимо теоретических знаний и практических умений социологического характера получают общенаучные навыки и умения научно-исследовательского характера.

Цель программы: через обращение к духовной и материальной культуре способствовать гуманизации школьного образования. Формирование у школьников системы ценностей, которая позволила бы им жить в современном мире, не утрачивая нравственных ориентиров через осмысление системы общечеловеческих ценностей и достижений.

Задачи программы:

-объединить всех желающих заняться историко-социологической работой;

развить интеллект детей, творческие индивидуальные способности;

- расширить кругозор, круг общения;

вывести учащихся даже сельской местности на уровень сотрудничества с отдельными учеными, высшими учебными и исследовательскими заведениями;

- дать начало для широкого пути в научной работе путем самостоятельного добывания знаний в разных источниках;

подготовить школьников к более высокому уровню восприятия открытий сегодняшнего дня;

- обеспечить сопричастность учащихся великим открытиям современности;

позволить учащимся путем повышения научного сознания воспринимать учебный процесс с повышенным интересом;

Многообразие задач позволяет использовать одновременно или выборочно следующие основные направления деятельности.

Научная работа:

-изучение документов и архивов различного уровня;

- исследовательская работа:

- оформление записей для научного доклада, сообщения, написания реферата, исследовательской работы.

Творческая работа:

- формирование раздаточного материала;

- составление сценариев проведения мероприятий и интеллектуальных игр;


- проведение заседаний, конкурсов, праздников.

Агитационная работа:

-выпуск тематических газет;

- подготовка публикаций в средства массовой информации различных жанров (заметка, репортаж, информация, очерк);

-выпуск буклетов, брошюр, создание аудио- и видеозаписей. - создание игровых пособий, дидактического материала.

Методическая работа:

- создание пособий;

- выступления с исследованиями перед учащимися школы.

Основные принципы программы

  • Системность

  • Воспитывающий и развивающий характер

  • Доступность

  • Индивидуализация, дифференциация

  • Учет уровня развития интересов учащихся и возрастных особенностей.

Механизм реализации программы

1.Подготовительный этап.

  • Утверждение курса.

  • Агитационная работа: выпуск листовок, беседы,имеющие эмоционально окрашенный интригующий характер.

  • Выступление на родительских собраниях или индивидуальная работа с родителями.

  • Набор групп.

  • Входная диагностика.

2. Основной этап.

  • Знакомство с Программой, корректирование плана работы по необходимости (юбилейные даты, уровень подготовки учащихся и т.п.).

  • Изучение основ курса по календарно-тематическому планированию.

  • Промежуточное тестирование.

  • Корректирование в соответствии с итогами тестирования.

  • Подготовка исследований.

3. Заключительный этап

  • Защита исследовательских работ.

  • Участие в школьных политических дебатах.

  • Публикация материала в школьных СМИ.

  • Участие в областных и Всероссийских конкурсах.

  • Экскурсионная поездка по тем или иным изученным объектам

Место учебного курса в учебном плане.

.На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 74часа в год

.

Сроки реализации программы - 2021-2022гг.

Данная программа рассчитана на детей 12-16 лет.

Ожидаемый результат:

Реализация данной программы рассчитана на получение трех уровней результатов: 
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. (Достигается взаимодействием ученика со своим учителем)

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. (Достигается взаимодействием школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. (Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.)

Тематическое планирование.





Тема занятий

Форма занятий


Содержание

Колл-во часов

1

Вводное занятие.


Беседа

Познавательно-коммуникативная работа.

Формирование состава, знакомство. Обсуждение плана работы.

1

2

Понятие команды и группы.

Игра, тренинг «Ценности моей жизни»

коммуникативная игра, тренинг на установление телесно-ориентированного контакта и определения зоны комфорта Практическая часть: тренинг на определение и присвоение командных ролей, игра «Наклеивание ярлыков» Как работать вместе. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия.

4

3

Выбор тем для исследования

Беседа, лекция

Консультации по отдельным темам.

Научно-исследовательская работа, творческая

Выявление проблемы, определение объекта и предмета,

представление гипотез исследования.

6

4

Определение методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Научно-исследовательская работа.

Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа.Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.

9

5

Различные источники информации.

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Групповая

Работа с интернет-ресурсами. Самостоятельная работа с научными источниками по индивидуальным темам. Сбор материала по темам исследования, индивидуальные консультации.

12

6

Работа с собранной информацией

Лекция

Практика

Систематизация материала: групповая работа

10

7

Оформление исследовательской работы, оформление проектной работы, оформление реферата

Коллективная (беседа, лекция)

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Познавательно-коммуникативная работа. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.

6

8

Оформление презентаций

Возможности PowerPoint

Коллективная (беседа, лекция)

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Познавательно-коммуникативная, творческая деятельность.

Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.


6

9

Подготовка доклада


Индивидуальная (собеседование, консультация). Практическая работа: составление конкурсов, игр, КВН.

Познавательно-коммуникативная работа. Воспитательная работа. Учимся обобщать собранную информацию. Правильно оформляем тезисы исследовательской работы.

6

10

Подготовка к защите. Основы риторики.


Коллективная (беседа, лекция)

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Тренинг.

Воспитательная, познавательно-коммуникативная работа

Правила публичного выступления. Умение слушать и задавать вопросы.

«Управление эмоциями».

6

11

Проведение открытой школьной конференции

Коллективная (беседа, лекция)

Индивидуальная (собеседование, консультация).

Познавательно-коммуникативная работа.

Представление исследовательских работ. Приобретение опыта публичного выступления.

6

12

Рефлексия.

Беседа, дебаты или диспут

Оценка собственной деятельности и деятельности других участников.

Ярмарка идей для последующего взаимодействия

2