Файл: Россия в системе международных кредитных отношений (Основы международных кредитных отношений).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы международных кредитных отношений
1.1 Система международного финансирования
1.2 История развития международных кредитных отношений
1.3 Анализ современного состояния международных кредитных отношений за последние 10 лет
2. Российская Федерация как субъект системы международных кредитных отношений
2.3 Перспективы участия России в международных кредитных отношениях
Развитие международной финансовой системы началось с формирования Бреттонвудской системы. Это произошло в 1944 году. Основой для создания первой валютной системы мирового значения стала идея унифицировать различные национальные валюты и привести их в соответствие с денежными единицами передовых государств, которыми на тот момент являлись Соединенные Штаты и Великобритания. Реализация такой идеи должна была создать базу для формирования валютного союза.
Согласно соглашению, принятому в Бреттон-Вудсе, основными эквивалентами для международных расчетов были признаны золото и «резервные валюты», в качестве которых выступали доллар США и британский фунт стерлингов. Все государства, присоединившиеся к соглашению, получали право свободного обмена валюты из собственных резервных фондов на золото или в обратном направлении. Официальная международная цена золота устанавливалась в американских долларах, и именно на эту валюту ориентировались при формировании цен в международной торговле. Английский фунт, хоть и получил, такой же как доллар, статус резервной валюты, но выполнял такие функции лишь частично. Эту валюту использовали в основном на территории колоний и доминионов Великобритании.
Размер английского золотого запаса был не настолько весомым, чтобы мировую цену золота можно было отразить в фунтах, поэтому для отображения паритета использовался опосредованный валютный курс фунта к доллару. Изначально курс валют 4$ за фунт стерлингов. В 1948 году произошла девальвация, в результате которой фунт упал до 2,8$, а в 1967 и до 2,4$. Государства, присоединившиеся к Бреттонвудской системе, должны были отразить паритет своих валют путем фиксации их курса к доллару, основываясь на паритете покупательской способности. Отражение паритета валют к доллару могло быть опосредованным с использованием фунта стерлингов. Отклонение установленного курса валют от золотого паритета могло составлять не более 1%. Национальные Центробанки при создании неблагоприятных ситуаций должны были поддерживать установленный размер курса валют за счет валютных интервенций. Кроме того, соглашение предусматривало возможность корректировки курса валют с помощью таких инструментов, как девальвация и ревальвация [1, с. 98].
В этот период создаются МВФ и МБРР. Создание МВФ и МБРР было инициировано Советом по международным отношениям (Council on Foreign Relations) – одной из наиболее влиятельных полусекретных организаций, традиционно связываемых с реализацией мондиалистского проекта.
Задача создания подобных структур назревала по мере приближения окончания Второй мировой войны и распада колониальной системы. Актуальным становился вопрос о формировании послевоенной международной валютной и финансовой системы и о создании соответствующих международных институтов, в особенности межгосударственной организации, которая была бы предназначена для регулирования валютно-расчетных связей между странами. Особенно настойчиво выступали за это банкиры США.
Планы создания специального органа для «упорядочения» валютно-расчетных связей были разработаны США и Великобританией. В американском плане предлагалось учредить «Стабилизационный фонд Объединенных Наций», государства-участники которого должны были бы принять на себя обязательства не изменять без согласия Фонда курсы и паритеты своих валют, выраженные в золоте и особой счетной денежной единице, не устанавливать валютные ограничения по текущим операциям и не заключать никакие двусторонние («дискриминационные») клиринговые и платежные соглашения. В свою очередь, Фонд предоставлял бы им краткосрочные кредиты в иностранной валюте для покрытия текущих дефицитов платежных балансов.
Этот план был выгоден США - экономически мощной державе, с более высокой по сравнению с другими странами конкурентоспособностью товаров и устойчиво активным в то время платежным балансом.
Альтернативный английский план, разработанный известным экономистом Дж. М. Кейнсом, предполагал создание «международного клирингового союза» - кредитно-расчетного центра, призванного осуществлять с помощью специальной наднациональной валюты («банкора») международные расчеты и обеспечивать равновесие в платежах, особенно между США и всеми другими государствами. В рамках этого союза предполагалось сохранить замкнутые валютные группировки, в частности стерлинговую зону. Целью плана, рассчитанного на сохранение позиций Великобритании в странах Британской империи, было укрепление ее валютно-финансовых позиций в значительной мере за счет американских финансовых ресурсов и при минимальных уступках правящим кругам США в вопросах валютной политики.
Оба плана были рассмотрены на валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. В конференции приняли участие представители 44 государств. Развернувшаяся на конференции борьба завершилась поражением Великобритании [1, с. 99].
Заключительный акт конференции включал Статьи соглашения (устав) о Международном валютном фонде и о Международном банке реконструкции и развития. 27 декабря 1945 г. статьи соглашения о Международном валютном фонде официально вступили в силу. Практически МВФ приступил к операциям с 1 марта 1947 г.
Деньги на создание этой надправительственной организации поступили от Дж. П. Моргана, Дж. Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа и других «международных банкиров».
СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако не ратифицировал Статьи соглашения о МВФ.
Второй период - с середины 1950-х гг. до начала 1970-х гг. Наиболее характерная его черта - быстрый рост потока официальных ресурсов. Преобладание официальных ресурсов придавало системе устойчивость. Долговые кризисы случались нечасто и имели локальный характер.
Третий этап - с начала 1970-х гг. до августа 1982 г., т.е. до вспышки глобального долгового кризиса. Основные черты его - резкий рост банковского кредитования и относительное уменьшение потока официальных ресурсов. На рынке синдицированных кредитов доля развивающихся стран достигла 1/2. Этой системе была присуща большая гибкость по сравнению с предыдущей, основанной на официальных ресурсах, поскольку привлечение их обставлено множеством бюрократических препон. Однако усилилась зависимость ряда стран от неустойчивой конъюнктуры мирового рынка ссудных капиталов. Это привело многих из них к долговому кризису.
Четвертый период - с августа 1982 г. до начала 1990-х гг. Он характеризуется резким сокращением притока частных ресурсов, особенно банковских кредитов. Долговой кризис вызвал тяжелейшие социально-экономические последствия для многих развивающихся стран. Потребовалось около десяти лет для того, чтобы выйти из него.
В начале 1990-х гг. начался пятый период. Активный поиск выхода из долгового кризиса дал результаты. Приток частного капитала в страны, испытавшие долговой кризис, возобновился. Начинается активная интеграция финансовых рынков ряда развивающихся стран в мировой рынок [1, с. 100].
Появилась категория стран с «формирующимися финансовыми рынками» (emerging markets). Этот термин, появившийся с середины 1980-х гг., не имеет четкого определения. Строго говоря, к странам с такими рынками следует относить государства со средним уровнем развития, в которых внутренние финансовые рынки достигли определенного уровня развития, но не поднялись до стадии зрелости. Эти рынки хрупки, их инфраструктура слаба, они отличаются значительной нестабильностью. Но тем не менее они обладают предпосылками для интеграции не только в мировой кредитный, но и фондовый рынок. Поскольку четких критериев для данной категории стран нет, то к ним иногда относят все развивающиеся страны. В состав формирующихся рынков включают также страны с переходной экономикой. Это правомерно, поскольку по ВВП на душу населения эти страны находятся на среднем уровне, их финансовые рынки далеки от стадии зрелости, в структуре внешних ресурсов значительное место занимает ОФР, долговые кризисы проходят по сценариям, типичным для развивающихся стран и сопровождаются соответствующими мерами по урегулированию кризиса.
Быстрая интеграция формирующихся рынков в мировой продолжалась до 1997 г., когда разразился глобальной финансовый кризис в Азии, который затронул многие финансовые рынки. За ним последовал ряд новых периферийных финансовых кризисов, имевших международный резонанс. Появилось понятие «эффект вируса» - быстрое распространение периферийного финансового кризиса из одной страны в другие страны и регионы.
Современные периферийные финансовые кризисы являются продуктом глобализации, особенно глобализации финансовых потоков, и интеграции в них формирующихся рынков. Эта интеграция объективна. Но ее формирование при хрупком финансовом рынке и слабом регулировании приносит гораздо больше вреда, чем пользы. В результате периферийных финансовых кризисов доля развивающихся стран в мировых финансовых потоках резко снизилась: с 14,4% в 1997 г. до 7,6% в 2000 г. Причем доля этих стран в мировом производстве и торговле значительно выше - соответственно 22,5 и 33,4% в 2000 г.
В начале XXI в. ситуация на формирующихся рынках оказалась более устойчива, чем во второй половине 1990-х гг. Периферийные финансовые кризисы вспыхивали в ряде стран, но эффект «вируса» от них был ограничен. На протяжении рассмотренного периода система кредитования и финансирования развивающихся стран в целом оставалась неизменной. Она включает следующие основные звенья: ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее; потоки частных ресурсов, в том числе кредиты, эмиссия долговых обязательств, портфельные инвестиции в акции, прямые инвестиции [1, с. 101].
Наличие ОФР как источника финансовых потоков отличает современную систему кредитования и финансирования развивающихся стран (как и стран с переходной экономикой) от системы, характерной для развитых стран. Двухстороннее международное официальное финансирование развитых государств практиковалось лишь в послевоенный период в отношении стран, сильно пострадавших от второй мировой войны. Многостороннее кредитование их Фондом и Всемирным банком закончилось в начале 1980-х гг.
Между прошлым официальным финансированием развитых стран и современным финансированием развивающихся стран есть принципиальная разница. В первом случае оно использовалось в качестве временного и чрезвычайного источника. Во втором - как постоянно действующая система, необходимость которой обусловлена экономическим разрывом между богатыми и бедными странами, наличием глобальной проблемы бедности.
В начале 1990-х гг. на долю ОФР приходилось около 50% финансовых потоков на периферию мирового хозяйства, а к середине этого десятилетия она снизилась до 10% по причине быстрой интеграции формирующихся рынков в мировой. Затем из-за прокатившихся во второй половине 1990-х гг. периферийных финансовых кризисов доля ОФР приблизилась к 25%. Но оно распределяется неравномерно, концентрируется на наименее развитых странах. Для них ОФР является основным, а в ряде случаев почти единственным источником внешних ресурсов.
Потоки ОФР на двухсторонней основе значительно превышают многосторонние и предоставляются на более льготных условиях, чем многосторонние по линии международных финансовых институтов. В частности, субсидии реализуются исключительно по двухсторонним каналам. Однако страны-реципиенты отдают предпочтение многостороннему ОФР, полагая, что эти кредиты менее политизированы. ОФР на двухсторонней основе предоставляется как в форме субсидий, так и в форме кредитов. При существенных колебаниях по отдельным годам их соотношение можно представить как 1:1. Условия по линии ОФР более льготные, чем по частным кредитам. Однако они делятся на две категории - менее и более льготные. Последние классифицируются как официальная помощь развитию (ОПР).
До начала 1970-х гг. развивающиеся страны, опираясь на ОФР и прямые инвестиции, были слабо связаны с мировым финансовым рынком. Эта связь реализовывалась главным образом через экспортные кредиты, которые относятся к категории смешанных, поскольку их предоставляют как частные банки, так и государство, обычно через экспортно-импортные банки. Экспортные кредиты обычно сопровождают поставки машин и оборудования, чем и обусловлено участие государства.
Таким образом, за период независимого развития система внешнего финансирования развивающихся стран претерпела радикальные изменения. Становление международного финансирования началось с момента заключения Бретонвудского соглашения, тогда же были созданы МВФ и МБРР. Переломными в этом отношении стали 1970-е гг. (после энергетического кризиса), когда на периферию мирового хозяйства устремились ТНБ, а также первая половина 1990-х гг. когда произошла секьюритизация финансовых потоков на основе глобализации и становления формирующихся рынков. Мировой финансовый рынок расширился за счет его периферийных участников, и это открыло новые возможности для кредиторов и инвесторов, хотя и усилило его неустойчивость.
1.3 Анализ современного состояния международных кредитных отношений за последние 10 лет
Анализ современного состояния международного финансирования рассмотрим на примере МВФ.
Кредиты МВФ предназначены для оказания государствам-членам содействия в решении проблем платежного баланса, стабилизации экономики и восстановлении устойчивого экономического роста.