Файл: Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету Обществознание 69 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8 класс


Раздел (тема) программы

Предметные результаты


Государство и личность

Обучающийся научится:

  • объяснять порядок формирования органов (правоохранительных) государственной власти РФ;

  • иметь представление о правоохранительных органах Вологодской области, уметь обратиться за помощью в правоохранительные органы в целях самозащиты

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ

Обучающийся научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации и Вологодской области, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами порядок формирования органов региональной власти;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • приводить примеры проявления патриотической позиции граждан, используя СМИ Вологодской области;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;

- выражать и обосновывать патриотическую позицию по актуальным проблемам жизни Российской Федерации и Вологодской области.

Основы российской права

Обучающийся научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • использовать полученные знания при анализе особенностей рынка труда на примере Вологодской области;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, используя реальные ситуации из жизни Вологодской области;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • грамотно применять полученные знания для анализа правовых ситуаций из жизни Вологодской области

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Правовое положение несовершеннолетних

Обучающийся научится:

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • использовать полученные знания при анализе особенностей рынка труда на примере Вологодской области;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • грамотно применять полученные знания для анализа правовых ситуаций из жизни Вологодской области

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.




9 класс


Раздел (тема) программы

Предметные результаты


Экономика и основы финансовой грамотности

Обучающийся научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • анализировать информацию об экономической жизни Вологодской области из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях,

  • связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния экономики Вологодской области



2. Содержание учебного предмета
Человек. Деятельность человека

Природные (биологические) и общественные (социальные) свойства человека: общение, труд, совместная деятельность, мышление, язык. Биологические отличия человека от животного: прямохождение; рука, способная к сложным действиям; большой и развитый мозг; членораздельная речь. Единство социальных и биологических свойств человека: человек — существо биосоциальное. Индивид, индивидуальность, личность.

Основные возрастные периоды жизни человека. Возраст биологический и социальный. Особенности подросткового возраста. Отрочество (подростковый возраст) — наиболее сложный период жизненного пути человека. Отношения между поколениями. Связь поколений — основа сохранения и развития общества.

Потребности и способности человека. Виды потребностей. Классификация потребностей. Мнимые потребности. Формирование потребностей. Способности и их виды. Талант, гениальность. Развитие способностей.

Особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Проявления и причины ограничения возможностей человека. Как государство и общество помогают людям с особыми потребностями.

Понятие деятельности. Субъект и объект деятельности. Цель, средства, результат деятельности. Многообразие видов деятельности: игра, труд, общение, учение. Роль деятельности в жизни человека и общества.

Познание человеком мира и самого себя. Познавательная деятельность. Цель познания — получение знаний. Чувственное и рациональное познание. Мышление. Понятие, суждение, умозаключение. Научное и ненаучное познание. Самопознание.

Человек в малой группе. Социальные группы. Большие и малые группы. Семья. Роль семьи в жизни общества и человека. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Конфликты в обществе. Виды конфликтов. Межличностные конфликты, их причины и способы их разрешения.

Здоровье человека. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Здоровый образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
Общество

Взаимосвязь общества и природы. Особенности общества. Общество и человек. Основные сферы общественной жизни: экономическая, духовная, социальная, политическая. Взаимодействие сфер жизни общества.

Типы обществ. Традиционное (доиндустриальное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Развитие общества. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Пути общественного прогресса — революция, реформа.


Мир как единое целое. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобализация. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности: экологические, энергетические, демографические. Экологический кризис и пути его разрешения. Опасность международного терроризма.

Современное российское общество, особенности его развития. Россия — часть мирового сообщества.
Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальные санкции (формальные и неформальные, позитивные и негативные). Отклоняющееся поведение.

Социализация личности. Факторы социализации. Социальная роль. Особенности социализации в подростковом возрасте.

Общественные ценности. Материальные и духовные ценности. Нравственные ценности. Патриотизм и гражданственность. Эстетические ценности. Роль ценностей в жизни общества и человека.

Мораль, этика, нравственность. Зачем нужны моральные нормы. «Золотое правило» нравственности. Моральная оценка. Добро и зло. Совесть. Моральная ответственность и нравственный выбор.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Сфера духовной жизни общества

Духовная и практическая деятельность. Духовные потребности. Формирование духовных ценностей. Структура духовной сферы. Культура, её многообразие и основные формы.

Наука в жизни современного общества. Научное знание. Точные науки, науки о природе и обществе. Фундаментальные и прикладные науки. Наука и мораль. Нравственная ответственность учёных. Становление современной науки и научно-технический прогресс. Развитие науки в России.

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Образование и его функции в современном обществе.

Непрерывное образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Профессиональное образование. Дополнительное образование. Государственная итоговая аттестация (выпускные экзамены).

Искусство и духовный мир человека. Виды (формы) искусства. Народная, массовая и элитарная культура. Влияние искусства на развитие личности.

Религия как форма культуры. Основные виды религий. Мировые религии. Влияние религии на искусство и науку. Роль религии в жизни общества. Государство и религия. Свобода совести.

Социальная сфера общества


Социальное устройство общества. Социальные общности и группы. Этнические, демографические, профессиональные, классовые общности. Социальное неравенство. Социальная стратификация и её исторические типы. Социальная идентичность. Роль социальной сферы в жизни общества.

Положение человека в обществе. Социальный статус личности. Предписанные и достигаемые статусы. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность и её виды.

Социальные конфликты. Природа социального конфликта. Способы разрешения социальных конфликтов.

Семья и семейные отношения. Виды семей. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи. Основы семейного благополучия.

Этнос. Этническое самосознание. Нации. Национальная принадлежность. Межнациональные отношения. Россия — многонациональное государство. Национальный состав населения России. Российская государственная национальная политика.

Социальная политика Российского государства. Российская Федерация — социальное государство. Политика в области доходов и занятости. Социальная защита граждан. Развитие социальных отраслей.
Политическая сфера жизни общества

Что такое политика. Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

Государство, его существенные признаки. Функции государства. Государственная политика. Межгосударственные отношения. Принципы межгосударственных отношений. Межгосударственное сотрудничество. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Какими бывают государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, её основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.

Местное самоуправление. Какие вопросы решает местное самоуправление. Как осуществляется местное самоуправление. Вологодская область– субъект Российской Федерации.

Политические партии. Зачем нужны политические партии. Общественно-политические движения. Политический экстремизм и его опасность. Гражданское общество. Правовое государство и его признаки. Участие граждан в политической жизни.
Государство и личность

Наше государство — Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Конституционные характеристики Российского государства. Государственные символы России. Россия — суверенное государство.