Файл: Оглавление понятие оценки регулирующего воздействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объект и предмет ОРВ.

Объект ОРВ – сферы правового регулирования, на которые распространяется ОРВ, виды нормативных правовых актов (действующих и/ или их проектов), на которые распространяется ОРВ.

Предмет ОРВ – характеристики объекта ОРВ, подлежащих определению в ходе анализа (проблемы, целей регулирования, возможных вариантов решения проблем, положений, затрудняющих ведение определенной деятельности, видов воздействия, позитивных и негативных эффектов, вызываемых применением муниципального регулирования, а также иных возможных характеристик).

Публичные консультации.

Публичные консультации (обсуждения) по проекту нормативного правового акта являются одним из основных инструментов проведения ОРВ. Организация и проведение публичных обсуждений позволяют быстро получить информацию от заинтересованных групп об их отношении к нормативно-правовому регулированию, а также количественные данные об издержках и выгодах нормативных правовых актов. Конечные цели проведения публичных консультаций – это качественное улучшение и совершенствование нормативного правового регулирования, основывающееся на учете мнения заинтересованных лиц, оценке их выгод и издержек, формирование доверительного отношения к государству, его аппарату и повышение прозрачности в государственном управлении. Систематическое проведение публичных обсуждений для органов местного самоуправления во многом является не новой задачей: так, в целях обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Зачастую, публичные обсуждения являются единственным способом получения реальной информации о проблеме в условиях сжатых сроков процедуры анализа нормативных правовых актов. Грамотно организованные публичные обсуждения дают обратную связь от представителей всех заинтересованных сторон, деятельность которых затрагивается регулированием, что позволяет сформировать объективную оценку положительных и отрицательных эффектов от внедрения предлагаемых изменений. Результаты публичных обсуждений, если публичные обсуждения проводятся по установленной форме, максимально прозрачны и позволяют серьезно укрепить основанную на таких результатах позицию того или иного органа власти относительно анализируемого регулирования. Несмотря на соблюдение минимальных принципов проведения данной процедуры, сама процедура (по проведенным наблюдениям) является недостаточно эффективной. Причины могут быть разными: от отсутствия соглашений при проведении публичных консультаций между уполномоченным органом по ОРВ с представителями предпринимательских ассоциаций до неудобства выбора форм и мест проведения публичных обсуждений.


Для обеспечения максимального вовлечения в процесс публичных обсуждений всех заинтересованных групп следует организовывать целевую рассылку и приглашение к участию в публичных обсуждениях не менее определенного числа представителей основных целевых групп, затрагиваемых регулированием анализируемого акта. При этом следует помнить, что заинтересованные группы – это более широкое понятие по отношению к объектам, на которые непосредственно распространяется рассматриваемый проект акта. В качестве заинтересованных групп зачастую выступают граждане (население) и практически всегда – государство, государственные и муниципальные органы.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НОРМАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Оценка воздействия регулирования определяет основные вопросы и цели регулирования. Она проводится уполномоченным органом. Для этого разрабатывается комплекс документов с учетом стандартов и требований законодательства. Оценка может применяться на любом уровне регулирования, например, в России на федеральном, местном и региональном уровнях. Данные оценки содержат информацию об основной проблеме исследования. Она определяет характеристики проблемы, связанные с ней риски, оценку негативных последствий и идентификацию объектов воздействия. Следующим шагом является определение целей регулирования. Специалисты определяют ожидаемые результаты, осуществляют поиск доступных нормативных документов в конкретной области. Поиск альтернатив заключается в выборе инструментов для достижения цели. Оцениваются преимущества и затраты каждого из вариантов. Для простоты объекты и субъекты воздействия группируются и затем анализируются с точки зрения положительных и отрицательных воздействий. Оценивается список потенциальных рисков и ограничений. Использование экспертного заключения позволяет учитывать интересы сторон и выбирать научно обоснованный вариант развития событий. Затем определяется и рассматривается оптимальный вариант решения с учетом имеющихся альтернатив, организационных и других мер. Реализация выбранного решения требует последующего мониторинга. Постановка целей оценки не должна подразумевать готовое решение, а должна оставлять место для альтернативных вариантов. Это позволяет разрабатывать наиболее подходящее решение вне ограничений. В ходе оценки рассматриваются социальные, экономические и экологические последствия решений. Необходимо также оценить воздействие на различные социальные группы. Оценка воздействия — это не просто документ, а определенный процесс, включающий в себя дискуссии между целевыми группами. Выбранный вариант должен отвечать требованиям гибкости, эффективности и простоты. При выборе решения учитываются также административные элементы, наличие информации и методология обеспечения соответствия.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 336 (ред. от 28.01.2011)"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.05.2010, N 21, ст.2602.

2. Приказ Минэкономразвития РФ от 31.08.2010 N 398 "Об утверждении Положения о Порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.09.2010 N 18566) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 43, 25.10.2010.

3. Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2011 г. № 94 // "Собрание законодательства РФ", 28.02.2011, N 9, ст.1251.

4. А.Н. Миронов. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Административное право и процесс. 2012. № 2. С.32 - 38 // Справочно-правовая система "Консультант-Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс"

5. Аналитический доклад "Мониторинг внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах Российской Федерации". Раунд 3, апрель 2013 // АНО "НИСИПП" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nisse.ru/netcat_files/136/83/h_f380427ac65ea83ad607c799e1405813. Дата обращения: 13.08.2014 г.;

6. Буев В.В., Литвак Е.Г. Разработка процедуры доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику и процедуры периодической оценки эффективности регулирующих мер. - М.: АНО "НИСИПП", 2005. - 268 с.;

7. Киселева Е.Н. Оценка регулирующего воздействия: понятие, происхождения, подходы // Коллоквиум "Оценивание программ и политик: методология и применение": сборник материалов, вып. VI / Под ред.Д.Б. Цыганкова. - М., 2011. - С.82.

8. Колегов В.В. Оценка регулирующего воздействия как инструмент принятия эффективных управленческих решений на государственном уровне. // Финансы и кредит. 2009. № 26. С.69.

9. Крючкова П.В., Шаститко А.Е. Применение оценок регулирующего воздействия в контексте модернизация системы государственного регулирования // Бюро экономического анализа, Информационно-аналитический бюллетень № 70, ноябрь 2005 г.;