Файл: Дипломная работа Информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Применение информационных технологий при формировании познавательной активности младших школьников
2.1. Изучение познавательной активности младших школьников
Практическое изучение проводилось на базе МБОУ "Муриковская СОШ» д. Муриково, г.о. Шаховская. В изучении принимали участие 13 человек в возрасте 8-9 лет(2 класс). Работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе выявлялся уровень познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Изучение предполагало:
- наблюдение за познавательной активностью детей младшего школьного возраста;
- изучение познавательной активности детей младшего школьного возраста.
На основе изучения познавательной активности детей младшего школьного возраста были выделены следующие показатели: уровень любознательности; уровень самостоятельности; высокий интерес к процессу познания; практическое приспособление к ситуациям.
Для обработки результатов тестирования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у младшего школьника: низкий, средний и высокий.
Наблюдение за детьми проходило в индивидуальном порядке. Целью наблюдения было выявление уровня познавательной активности детей во время занятий. Наблюдение за детьми проходило по следующим критериям: активность ребенка во время занятия; задаваемые вопросы учителю; ответы ребенка на вопросы учителя; выполнения задания (наличие ошибок); взаимодействие с ребятами; активно поднимает руку.
Максимальное оценивание наблюдения 3 балла, минимальное- 1 балл
Обработка результатов: высокий уровень- 15-18 баллов; средний уровень- 10-14 баллов; низкий уровень- 0-9 балла.
Условные обозначения: высокий уровень - В, средний уровень- С, низкий уровень- Н.
Таблица №1 Уровень активности младших школьников во время занятий.
№, ФИО | Задает вопросы во время урока | Активно себя проявляет во время урока | Взаимодействует с ребятами | Поднимает руку | Отвечает на вопросы учителя | Задание выполняет без ошибок | Сумма балов | Уровень |
1.Волхонов Е. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 | В |
2.Воронина М. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 17 | В |
3.Гайшун Е. | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 13 | С |
4.Домбровский Д. | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | С |
5.Зайцева О. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 16 | В |
6.Ишекова О. | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 12 | С |
7.Кирюшин А. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 16 | В |
8.Лаптева А. | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 14 | С |
9.Маргарян Г. | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 | С |
10.Мотяжова Е. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 9 | Н |
11.Покладов Я. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 14 | С |
12.Семечева К. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 | Н |
13.Тихонов Н. | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 11 | С |
Таблица №2Уровень активности младших школьников во время занятий.
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень активности младших школьников | 2 человека (15%) | 7 человек (54 %) | 4 человека (31%) |
Рис. № 1 Результаты наблюдения уровня познавательной активности младших школьников.
В результате наблюдения за детьми были получены следующие результаты. 31% детей имеют высокий уровень познавательной активности.
Такие дети любознательны, стремятся самостоятельно рассуждать, проявляют инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
54% младших школьников имеют средний уровень познавательной активности. Такие дети проявляют любознательность, у них наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца.
15% детей имеют низкий уровень познавательной активности. Такие дети не любознательны, не проявляют инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий. Утрачивают к ним интерес, при затруднениях проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого, не проявляют интерес к познанию.
В ходе изучения познавательной активности младших школьников была проведена методика А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника».
Цель методики: Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников. Методика проводилась в индивидуальном порядке. Школьнику предоставлялся бланк анкеты и предлагалось выбрать ответ из предъявленных возможных вариантов (приложение №1).
Критерии оценивания: высокий уровень познавательной активности– от 11 до 15 баллов, средний уровень познавательной активности – от 10 до 7 баллов, низкий уровень познавательной активности– от 6 и меньше баллов.
Таблица №3 Уровень познавательной активности младших школьников
| Ответ на вопрос | Сумма баллов | Уровень | ||||||
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | | ||
1.Волхонов Е. | 3б | 2б | 2б | 2б | 3б | 12 | В | ||
2.Воронина М. | 3б | 3б | 2б | 3б | 3б | 14 | В | ||
3.Гайшун Е. | 2б | 2б | 2б | 1б | 1б | 8 | С | ||
4.Домбровский Д. | 1б | 2б | 1б | 1б | 1б | 6 | Н | ||
5.Зайцева О. | 2б | 3б | 2б | 1б | 3б | 11 | В | ||
6.Ишекова О. | 2б | 1б | 1б | 2б | 2б | 8 | С | ||
7.Кирюшин А. | 3б | 2б | 3б | 2б | 3б | 13 | В | ||
8.Лаптева А. | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 10 | С | ||
9.Маргарян Г. | 3б | 2б | 2б | 3б | 3б | 13 | В | ||
10.Мотяжова Е. | 1б | 1б | 2б | 1б | 1б | 6 | Н | ||
11.Покладов Я. | 2б | 2б | 1б | 2б | 3б | 10 | С | ||
12.Семечева К. | 2б | 2б | 1б | 1б | 2б | 8 | С | ||
13. Тихонов Н. | 2б | 1б | 2б | 2б | 3б | 10 | С |
Таблица №4 Уровень познавательной активности младших школьников.
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень познавательной активности младших школьников | 2 человека (16%) | 6 человек (46 %) | 5 человек (38%) |
Рис.№3 Уровень познавательной активности младших школьников по методике А.А. Горчинской.
В результате проведенной методики были получены следующие данные. 38% детей имеют высокий уровень. Такие дети стремятся проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
46% младших школьников имеют средний уровень познавательной активности. Такие дети имеют потребность в знаниях, но привлекает их только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
16% детей имеют низкий уровень. Такие дети удовлетворяются односложной информацией, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
При выявлении познавательной активности была проведена методика «Оценка уровня познавательной активности».
Цель методики: изучение уровней познавательной активности у младших школьников.
Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в приложении №2 и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,0 – 2,9 балла
Таблица №5 Оценка уровня познавательной активности.
№ | Ф.И.О. | Вопросы | Ср.б | Уровень | ||||||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | | | |
| Волхонов Е. | 5 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3,7 | С |
| Воронина М. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4,2 | В |
| Гайшун Е. | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | С |
| Домбровский Д. | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 5 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,3 | Н |
| Зайцева О. | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | В |
| Ишекова О. | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2,2 | Н |
| Кирюшин А. | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4,1 | В |
| Лаптева А. | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,7 | С |
| Маргарян Г. | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3,8 | С |
| Мотяжова Е. | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 | 2 | 2 | 5 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,4 | Н |
| Покладов Я. | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3,7 | С |
12 | Семечева К. | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,2 | С |
13 | Тихонов Н. | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3,3 | С |
Средний балл познавательной активности по группе | 3,3 | С |