Файл: Дипломная работа Информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица №6 Оценка уровня познавательной активности

Критерии

Уровни %

Низкий

Средний

Высокий

Уровень познавательной активности младших школьников

3 человека

(23%)

7 человек

(54 %)

3 человека

(23%)




Рис. 5 Уровень познавательной активности.

В результате данной методики были получены следующие результаты. 23% детей имеют высокий уровень познавательной активности. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

54% младших школьников имеют средний уровень. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

23% -низкий. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.

При выявлении уровня заинтересованности информационными технологиями был проведен опрос «Мультимедийная презентация на уроке».

Цель опроса: Оценка заинтересованности школьника информационными технологиями. Опрос проводится в индивидуальном порядке. Школьнику дается бланк стандартизированного опросника и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов какой - либо один. Каждый положительный ответ оценивается в 2 балла, отрицательный- 0баллов (приложение №3).


Критерии оценивания: высокий уровень познавательной активности– от 9 до 12 баллов, средний уровень познавательной активности – от 5 до 8 баллов, низкий уровень познавательной активности– от 4 и меньше баллов.

Таблица №7 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.

№;Ф.И.О.

Сумма баллов

 Уровень

1.Волхонов Е.

8

С

2.Воронина М.

10

В

3.Гайшун Е.

9

В

4.Домбровский Д.

6

С

5.Зайцева О.

9

В

6.Ишекова О.

6

С

7.Кирюшин А.

7

С

8.Лаптева А.

5

Н

9.Маргарян Г.

8

В

10.Мотяжова Е.

6

С

11.Покладов Я.

8

С

12.Семечева К.

10

В

13. Тихонов Н.

5

Н


Таблица №8 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.

Критерии

Уровни %

Низкий

Средний

Высокий

Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока

2 человека

(16%)

6 человек

(46%)

5 человек

(38%)




Рис.7 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.

Данные показали, что 38% детей имеют высокий уровень заинтересованности информационными технологиями. Таким детям интересны уроки с использованием презентаций, интерактивной доски, аудио- и видеофрагментами. Они проявляют любознательность на уроке, если возникают какие-то затруднения в заданиях, дети стремятся найти решение самостоятельно.



46% младших школьников имеют средний уровень заинтересованности ИКТ- технологиями. Таких детей привлекает только конкретная информация, информационные технологии отвлекают их от учебного процесса.

16% детей имеют низкий уровень. Такие дети не проявляют инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес, не задают познавательных вопросов. Информационные технологии не дают младшим школьникам в полной мере освоить учебный материал.

В результате проведенного тестирования во время практики были получены следующие результаты.

Таблица №9 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников

Методики

1.Уровень познавательной активности

2.Методика А.А. Горчинской

3.Оценка познавательной активности

4.Уровень заинтересованности ИКТ-технологиями

Уровень

ФИО

1.Волхонов Е.

В

В

С

С

С

2.Воронина М.

В

В

В

В

В

3.Гайшун Е.

С

С

С

В

С

4.Домбровский Д.

С

Н

Н

С

С

5.Зайцева О.

В

В

В

В

В

6.Ишекова О.

С

С

Н

С

С

7.Кирюшин А.

В

В

В

С

В

8.Лаптева А.

С

С

С

Н

С

9.Маргарян Г.

С

В

С

В

С

10.Мотяжова Е.

Н

Н

Н

С

Н

11.Покладов Я.

С

С

С

С

С

12.Семечева К.

Н

С

С

В

С

13.Тихонов Н.

С

С

С

Н

С



Таблица №10 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников

Критерии

Уровни %

Низкий

Средний

Высокий

Уровень сформированности познавательной активности младших школьников

1 человек

(8%)

9 человек

(69%)

3 человека

(23%)




Рис.9 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников.

23% младших школьников имеют высокий уровень познавательной активности. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.

69% детей имеют средний уровень, ребенок стремиться к выявлению смысла изучаемого содержания, желает познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

У 8% учащихся был выявлен низкий уровень познавательной активности. Уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.

Анализ результатов показал, что у большинства детей познавательная активность развита на среднем уровне. Дети проявляют любознательность, у них наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, младшие школьники обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца это свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.


2.2.Развитие познавательной активности младших школьников с использованием информационных технологий

В результате изучения познавательной активности были получены данные, на основании которых разработаны занятия с использованием информационных технологий.

1. Урок литературного чтения «Люблю природу русскую. Весна» (приложение №4).

2.Урок литературного чтения «С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот..»» (приложение №5).

3. Урок окружающего мира «Посмотри вокруг» (приложение №6)

4. Урок по русскому языку «Единственное и множественное число имен существительных» (приложение №7).

При проведении урока литературного чтения с использованием ИКТ «Люблю природу русскую. Весна» была поставлена цель: ознакомление учащихся с новым разделом; анализирование произведения, восприятие выраженных чувств, настроения; развитие речи, образного и логического мышления, внимания; воспитание любви к природе и русской словесности.

Были поставлены следующие задачи: уметь прогнозировать содержание раздела; учиться составлять загадки;  развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить определять и прогнозировать настроение произведения; воспитывать коммуникативные навыки.

Дети познакомились с нестандартным дидактическим материалом. Были использованы: мультимедийная презентация; показ репродукций известных картин о весне на интерактивной доске.

Учащиеся развивали представления о весне, ее признаках; учились понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; формировали навык самоконтроля и самооценки; способствовали формированию смекалки и сообразительности;

Обучающиеся были любознательны, проявляли инициативность, интерес и желание решать задания. Проявляли упорство и настойчивость в достижении результата. Были активны, задавали вопросы и стремились узнать что-то новое.

В ходе урока «С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот..»», было поставлено несколько целей: ознакомление со стихотворением; формирование навыков правильного выразительного чтения; развитие речи, памяти, внимания; воспитание эстетических чувств