Файл: Дипломная работа Информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица №6 Оценка уровня познавательной активности
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень познавательной активности младших школьников | 3 человека (23%) | 7 человек (54 %) | 3 человека (23%) |
Рис. 5 Уровень познавательной активности.
В результате данной методики были получены следующие результаты. 23% детей имеют высокий уровень познавательной активности. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
54% младших школьников имеют средний уровень. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
23% -низкий. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.
При выявлении уровня заинтересованности информационными технологиями был проведен опрос «Мультимедийная презентация на уроке».
Цель опроса: Оценка заинтересованности школьника информационными технологиями. Опрос проводится в индивидуальном порядке. Школьнику дается бланк стандартизированного опросника и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов какой - либо один. Каждый положительный ответ оценивается в 2 балла, отрицательный- 0баллов (приложение №3).
Критерии оценивания: высокий уровень познавательной активности– от 9 до 12 баллов, средний уровень познавательной активности – от 5 до 8 баллов, низкий уровень познавательной активности– от 4 и меньше баллов.
Таблица №7 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.
№;Ф.И.О. | Сумма баллов | Уровень |
1.Волхонов Е. | 8 | С |
2.Воронина М. | 10 | В |
3.Гайшун Е. | 9 | В |
4.Домбровский Д. | 6 | С |
5.Зайцева О. | 9 | В |
6.Ишекова О. | 6 | С |
7.Кирюшин А. | 7 | С |
8.Лаптева А. | 5 | Н |
9.Маргарян Г. | 8 | В |
10.Мотяжова Е. | 6 | С |
11.Покладов Я. | 8 | С |
12.Семечева К. | 10 | В |
13. Тихонов Н. | 5 | Н |
Таблица №8 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока | 2 человека (16%) | 6 человек (46%) | 5 человек (38%) |
Рис.7 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.
Данные показали, что 38% детей имеют высокий уровень заинтересованности информационными технологиями. Таким детям интересны уроки с использованием презентаций, интерактивной доски, аудио- и видеофрагментами. Они проявляют любознательность на уроке, если возникают какие-то затруднения в заданиях, дети стремятся найти решение самостоятельно.
46% младших школьников имеют средний уровень заинтересованности ИКТ- технологиями. Таких детей привлекает только конкретная информация, информационные технологии отвлекают их от учебного процесса.
16% детей имеют низкий уровень. Такие дети не проявляют инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес, не задают познавательных вопросов. Информационные технологии не дают младшим школьникам в полной мере освоить учебный материал.
В результате проведенного тестирования во время практики были получены следующие результаты.
Таблица №9 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников
Методики | 1.Уровень познавательной активности | 2.Методика А.А. Горчинской | 3.Оценка познавательной активности | 4.Уровень заинтересованности ИКТ-технологиями | Уровень |
ФИО | |||||
1.Волхонов Е. | В | В | С | С | С |
2.Воронина М. | В | В | В | В | В |
3.Гайшун Е. | С | С | С | В | С |
4.Домбровский Д. | С | Н | Н | С | С |
5.Зайцева О. | В | В | В | В | В |
6.Ишекова О. | С | С | Н | С | С |
7.Кирюшин А. | В | В | В | С | В |
8.Лаптева А. | С | С | С | Н | С |
9.Маргарян Г. | С | В | С | В | С |
10.Мотяжова Е. | Н | Н | Н | С | Н |
11.Покладов Я. | С | С | С | С | С |
12.Семечева К. | Н | С | С | В | С |
13.Тихонов Н. | С | С | С | Н | С |
Таблица №10 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень сформированности познавательной активности младших школьников | 1 человек (8%) | 9 человек (69%) | 3 человека (23%) |
Рис.9 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников.
23% младших школьников имеют высокий уровень познавательной активности. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.
69% детей имеют средний уровень, ребенок стремиться к выявлению смысла изучаемого содержания, желает познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
У 8% учащихся был выявлен низкий уровень познавательной активности. Уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.
Анализ результатов показал, что у большинства детей познавательная активность развита на среднем уровне. Дети проявляют любознательность, у них наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, младшие школьники обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца это свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
2.2.Развитие познавательной активности младших школьников с использованием информационных технологий
В результате изучения познавательной активности были получены данные, на основании которых разработаны занятия с использованием информационных технологий.
1. Урок литературного чтения «Люблю природу русскую. Весна» (приложение №4).
2.Урок литературного чтения «С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот..»» (приложение №5).
3. Урок окружающего мира «Посмотри вокруг» (приложение №6)
4. Урок по русскому языку «Единственное и множественное число имен существительных» (приложение №7).
При проведении урока литературного чтения с использованием ИКТ «Люблю природу русскую. Весна» была поставлена цель: ознакомление учащихся с новым разделом; анализирование произведения, восприятие выраженных чувств, настроения; развитие речи, образного и логического мышления, внимания; воспитание любви к природе и русской словесности.
Были поставлены следующие задачи: уметь прогнозировать содержание раздела; учиться составлять загадки; развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить определять и прогнозировать настроение произведения; воспитывать коммуникативные навыки.
Дети познакомились с нестандартным дидактическим материалом. Были использованы: мультимедийная презентация; показ репродукций известных картин о весне на интерактивной доске.
Учащиеся развивали представления о весне, ее признаках; учились понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; формировали навык самоконтроля и самооценки; способствовали формированию смекалки и сообразительности;
Обучающиеся были любознательны, проявляли инициативность, интерес и желание решать задания. Проявляли упорство и настойчивость в достижении результата. Были активны, задавали вопросы и стремились узнать что-то новое.
В ходе урока «С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот..»», было поставлено несколько целей: ознакомление со стихотворением; формирование навыков правильного выразительного чтения; развитие речи, памяти, внимания; воспитание эстетических чувств