Файл: Дипломная работа Информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис.17 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.

Из проведенной методики видно, что уровень познавательной активности у младших школьников вырос благодаря использованию информационных технологий на уроках. Дети стали более любознательны, задавать вопросы, с удовольствием выполнять задания.

По окончанию работ было проведено повторное тестирование по уровню сформированности познавательной активности у младшего школьника.

В результате проведенной работы были получены следующие результаты.

Таблица №19 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников

Методики

1.Уровень познавательной активности

2.Методика А.А. Горчинской

3.Оценка познавательной активности

4.Уровень заинтересованности ИКТ-технологиями

Уровень

№, ФИО

1.Волхонов Е.

В

В

В

В

В

2.Воронина М.

В

В

В

С

В

3.Гайшун Е.

С

В

С

В

С

4.Домбровский Д.

С

С

С

С

С

5.Зайцева О.

С

В

В

С

С

6.Ишекова О.

С

С

С

В

С

7.Кирюшин А.

В

С

В

В

В

8.Лаптева А.

С

С

В

Н

С

9.Маргарян Г.

В

В

В

В

В

10.Мотяжова Е.

С

С

С

С

С

11.Покладов Я.

С

С

В

В

С

12.Семечева К.

В

В

В

В

В

13.Тихонов Н.

С

С

С

С

С



Таблица №20 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников

Критерии

Уровни %

Низкий

Средний

Высокий

Уровень сформированности познавательной активности младших школьников

0 человек

(0%)

8 человек

(62%)

5 человек

(39%)




Рис.19 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников

Анализ результатов показал, что уровень познавательной активности у детей при использовании информационных технологий вырос. Дети стали более внимательны во время занятия, больше задавать вопросы и выполнять с интересом и любопытством задания. Так же стали проявлять интерес к предметам, активно взаимодействовать с ребятами. В ходе работы по формированию познавательной активности младших школьников был подготовлен и реализован комплекс мероприятий. В результате проведенной работы дети сформировали представления о мультимедийной презентации, познакомились с интерактивной доской, отработали навыки использования их. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда направлена на создание мотивации к формированию познавательной активности младших школьников и ее развитию.

Применение информационных технологий на занятиях необходимо и мотивировано это тем, что они:

-позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;

-способствуют совершенствованию практических умений и навыков учеников;

-позволяют индивидуализировать процесс обучения;

-повышают интерес к образовательным предметам;

-активизируют познавательную деятельность младших школьников;

-развивают творческий потенциал детей.


Заключение

Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.

  Занятия в начальной школе имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять учителя, а не заменять его.

Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью информационных технологий, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Применение ИКТ в учебной деятельности позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Всё это позволяет сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции воспитанников, тем самым педагогический процесс результативен. Проведенная практическая работа показала, что применение информационных технологий на занятиях в начальной школе развивает и повышает познавательную активность детей.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было:


-изучена сущность познавательной активности младших школьников;

-проанализирована эффективность использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников;

-выявлено значение информационных технологий в образовательном учреждении;

-определены особенности формирования познавательной активности младших школьников;

-практически изучены способы выявления уровней познавательной активности младших школьников.

Таким образом, задачи изучения выполнены, следовательно, цель выпускной квалификационной работы – изучить значение информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников - достигнута.

Конспекты уроков, которые представлены в данной выпускной квалификационной работе могут использоваться учителями начальных классов и студентами педагогических учреждений.

Список используемой литературы



  1. Абасов, З.А. Познавательная активность школьников / З.А. Абасов // Педагогика. – 2014. – №7 – С. 40– 43.

  2. Альтиментова Д. Ю., Рожко К. А. Информационные технологии в образовании / Альтиментова Д. Ю., Рожко К. А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 826–830.  – URL: http://e-koncept.ru/2016/86179.htm.

  3. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Амонашвили Ш. А. / / Вопросы психологии. — 2014. — № 5. — С. 48.

  4. Аристова, Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова. — М.: Просвещение., 2014.– С. 139.

  5. Вишневская, С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках /С.О.Вишневская // Журнал "Эйдос". – 2014.

  6. Волошена, Е.А. Диагностика познавательной активности детей младшего школьного возраста / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. – 2014. – №9. – С. 93-97.

  7. Гладкая Е. С. Формирование познавательной активности учащихся средствами компьютерных технологий / Гладкая Е. С. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75130.htm.

  8. Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. – 2015. – № 2. – С. 348.

  9. Деменцова В.Г. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся / II Международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии». — Казань: Бук, 2015. – С. 237.

  10. Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании. / Зайцева С. А. Иванов В. В. – М., 2015. – С. 120.

  11. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений. / Захарова И. Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.– С. 192.

  12. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Захарова Н.И. // Начальная школа.– 2014 – №1– С. 54.

  13. Кузьмина, И.С. Использование икт на различных уроках в начальной школе/ И.С. Кузьмина // Научно-методический электронный журнал "Концепт".  – 2014.  –Т. 12.–С. 501-505.– URL: http://e-koncept.ru/2014/54213.htm.

  14. Мазилкина, И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся./ Мазилкина, И.В. // Сетевой журнал "Интернет и образование", Июль, 2016, № 10. – С. 22 – 26.

  15. Мозолевская Е. М., Слизкова Е. В. Формирование познавательной активности младших школьников средствами информационно-образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14044.htm.

  16. Мухлаев В. А. Использование информационных технологий в развитии познавательной активности учащихся / Мухлаев В. А. // Образование и саморазвитие. 2014. – №1. – С. 50–55.

  17. Познавательная активность и память / под ред. Н. И. Чуприковой; Московский психолого-социальный ин-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: МПСИ, 2017. – С. 223.

  18. Рябова, Л. Н. Изучение познавательной активности детей младшего школьного возраста / Л. Н. Рябова // Вестник Череповецкого государственного университета – 2018. –№4.

  19. Сборник научно-методических материалов по использованию ИКТ в начальной школе: Учебное пособие. – Омск: ОмГУ, 2014. – С. 114.

  20. Сергеева Т.А. Информационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся / Т.А. Сергеева // Наука и школа.– Москва: Московский педагогический государственный университет –2016. – С.85.

  21. Холопова Л. А., Поткина Е. С. Развитие информационных технологий / Холопова Л. А., Поткина Е. С. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S9. – С. 21–25. ­  – URL: http://e-koncept.ru/2014/14612.htm.

  22. Шарапов В.Н. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников. / Шарапов В.Н. // Журнал «Наука и школа». – 2014. – С.108.

  23. Шурпан, О.В. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения/ Бел.гос. пед. ун-т им. М. Танка / Шурпан Ольга Васильевна. — Минск, 2015.

  24. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина.– М.: Просвещение, 2014. – С. 160.



Приложение 1.
Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская)

Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

  • а) да;

  • б) иногда;

  • в) нет.

Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

  • а) помучиться, но самому найти ответ;

  • б) когда как;

  • в) получит готовый ответ от других.

Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

  • а) постоянно много;

  • б) иногда много, иногда ничего не читаю;

  • в) читаю мало.

Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы?

  • а) всегда на них ответ;

  • б) иногда нахожу на них;

  • в) не обращаю внимания.

Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что - то новое?

  • а) стремишься с кем -нибудь поделиться (с близкими, друзьями)

  • б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем - нибудь;

  • в) ты не станешь об этом рассказывать.