Файл: Дипломная работа Информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис.17 Уровень заинтересованности информационными технологиями во время урока.
Из проведенной методики видно, что уровень познавательной активности у младших школьников вырос благодаря использованию информационных технологий на уроках. Дети стали более любознательны, задавать вопросы, с удовольствием выполнять задания.
По окончанию работ было проведено повторное тестирование по уровню сформированности познавательной активности у младшего школьника.
В результате проведенной работы были получены следующие результаты.
Таблица №19 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников
Методики | 1.Уровень познавательной активности | 2.Методика А.А. Горчинской | 3.Оценка познавательной активности | 4.Уровень заинтересованности ИКТ-технологиями | Уровень |
№, ФИО | |||||
1.Волхонов Е. | В | В | В | В | В |
2.Воронина М. | В | В | В | С | В |
3.Гайшун Е. | С | В | С | В | С |
4.Домбровский Д. | С | С | С | С | С |
5.Зайцева О. | С | В | В | С | С |
6.Ишекова О. | С | С | С | В | С |
7.Кирюшин А. | В | С | В | В | В |
8.Лаптева А. | С | С | В | Н | С |
9.Маргарян Г. | В | В | В | В | В |
10.Мотяжова Е. | С | С | С | С | С |
11.Покладов Я. | С | С | В | В | С |
12.Семечева К. | В | В | В | В | В |
13.Тихонов Н. | С | С | С | С | С |
Таблица №20 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников
Критерии | Уровни % | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Уровень сформированности познавательной активности младших школьников | 0 человек (0%) | 8 человек (62%) | 5 человек (39%) |
Рис.19 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников
Анализ результатов показал, что уровень познавательной активности у детей при использовании информационных технологий вырос. Дети стали более внимательны во время занятия, больше задавать вопросы и выполнять с интересом и любопытством задания. Так же стали проявлять интерес к предметам, активно взаимодействовать с ребятами. В ходе работы по формированию познавательной активности младших школьников был подготовлен и реализован комплекс мероприятий. В результате проведенной работы дети сформировали представления о мультимедийной презентации, познакомились с интерактивной доской, отработали навыки использования их. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда направлена на создание мотивации к формированию познавательной активности младших школьников и ее развитию.
Применение информационных технологий на занятиях необходимо и мотивировано это тем, что они:
-позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
-способствуют совершенствованию практических умений и навыков учеников;
-позволяют индивидуализировать процесс обучения;
-повышают интерес к образовательным предметам;
-активизируют познавательную деятельность младших школьников;
-развивают творческий потенциал детей.
Заключение
Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Занятия в начальной школе имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять учителя, а не заменять его.
Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью информационных технологий, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Применение ИКТ в учебной деятельности позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Всё это позволяет сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции воспитанников, тем самым педагогический процесс результативен. Проведенная практическая работа показала, что применение информационных технологий на занятиях в начальной школе развивает и повышает познавательную активность детей.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было:
-изучена сущность познавательной активности младших школьников;
-проанализирована эффективность использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников;
-выявлено значение информационных технологий в образовательном учреждении;
-определены особенности формирования познавательной активности младших школьников;
-практически изучены способы выявления уровней познавательной активности младших школьников.
Таким образом, задачи изучения выполнены, следовательно, цель выпускной квалификационной работы – изучить значение информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников - достигнута.
Конспекты уроков, которые представлены в данной выпускной квалификационной работе могут использоваться учителями начальных классов и студентами педагогических учреждений.
Список используемой литературы
-
Абасов, З.А. Познавательная активность школьников / З.А. Абасов // Педагогика. – 2014. – №7 – С. 40– 43. -
Альтиментова Д. Ю., Рожко К. А. Информационные технологии в образовании / Альтиментова Д. Ю., Рожко К. А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 826–830. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86179.htm. -
Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Амонашвили Ш. А. / / Вопросы психологии. — 2014. — № 5. — С. 48. -
Аристова, Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова. — М.: Просвещение., 2014.– С. 139. -
Вишневская, С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках /С.О.Вишневская // Журнал "Эйдос". – 2014. -
Волошена, Е.А. Диагностика познавательной активности детей младшего школьного возраста / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. – 2014. – №9. – С. 93-97. -
Гладкая Е. С. Формирование познавательной активности учащихся средствами компьютерных технологий / Гладкая Е. С. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75130.htm. -
Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П.Грязнов, Л.А.Лисина, П.И.Самойленко // Специалист. – 2015. – № 2. – С. 348. -
Деменцова В.Г. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся / II Международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии». — Казань: Бук, 2015. – С. 237. -
Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании. / Зайцева С. А. Иванов В. В. – М., 2015. – С. 120. -
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений. / Захарова И. Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.– С. 192. -
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Захарова Н.И. // Начальная школа.– 2014 – №1– С. 54. -
Кузьмина, И.С. Использование икт на различных уроках в начальной школе/ И.С. Кузьмина // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2014. –Т. 12.–С. 501-505.– URL: http://e-koncept.ru/2014/54213.htm. -
Мазилкина, И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся./ Мазилкина, И.В. // Сетевой журнал "Интернет и образование", Июль, 2016, № 10. – С. 22 – 26. -
Мозолевская Е. М., Слизкова Е. В. Формирование познавательной активности младших школьников средствами информационно-образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14044.htm. -
Мухлаев В. А. Использование информационных технологий в развитии познавательной активности учащихся / Мухлаев В. А. // Образование и саморазвитие. 2014. – №1. – С. 50–55. -
Познавательная активность и память / под ред. Н. И. Чуприковой; Московский психолого-социальный ин-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: МПСИ, 2017. – С. 223. -
Рябова, Л. Н. Изучение познавательной активности детей младшего школьного возраста / Л. Н. Рябова // Вестник Череповецкого государственного университета – 2018. –№4. -
Сборник научно-методических материалов по использованию ИКТ в начальной школе: Учебное пособие. – Омск: ОмГУ, 2014. – С. 114. -
Сергеева Т.А. Информационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся / Т.А. Сергеева // Наука и школа.– Москва: Московский педагогический государственный университет –2016. – С.85. -
Холопова Л. А., Поткина Е. С. Развитие информационных технологий / Холопова Л. А., Поткина Е. С. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S9. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14612.htm. -
Шарапов В.Н. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников. / Шарапов В.Н. // Журнал «Наука и школа». – 2014. – С.108. -
Шурпан, О.В. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения/ Бел.гос. пед. ун-т им. М. Танка / Шурпан Ольга Васильевна. — Минск, 2015. -
Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина.– М.: Просвещение, 2014. – С. 160.
Приложение 1.
Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская)
Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?
-
а) да; -
б) иногда; -
в) нет.
Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?
-
а) помучиться, но самому найти ответ; -
б) когда как; -
в) получит готовый ответ от других.
Много ли ты читаешь дополнительной литературы?
-
а) постоянно много; -
б) иногда много, иногда ничего не читаю; -
в) читаю мало.
Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы?
-
а) всегда на них ответ; -
б) иногда нахожу на них; -
в) не обращаю внимания.
Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что - то новое?
-
а) стремишься с кем -нибудь поделиться (с близкими, друзьями) -
б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем - нибудь; -
в) ты не станешь об этом рассказывать.