Файл: Конспект лекций по дисциплине макроэкономика оглавление тема предмет и методологические принципы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис. 3.12.Негативный шок совокупного спроса
Шоки совокупного предложения
Негативные шоки совокупного предложения (adverse supply shocks) (рис. 3.13, а) обычно называют ценовыми токами (price shocks), поскольку их при­чинами служат изменения, ведущие к росту издержек и поэтому уровня цен. К таким причинам относятся:

• рост цен на сырьевые ресурсы, являющиеся одним из основных компо­нентов издержек;

• борьба профсоюзов за повышение номинальной ставки заработной пла­ты, которая также составляет значительную долю издержек;

• экологические меры государства (законы об охране окружающей сре­ды), что вынуждает фирмы строить очистные сооружения, использовать фильтры и т.п. и значительно увеличивает издержки, что сказывается на ве­личине выпуска;

• стихийные бедствия, приводящие к серьезным разрушениям и нанося­щие урон экономике и др.

Примером негативного шока совокупного предложения служит нефтя­ной шок середины 1970-х гг. Резкое повышение цен на нефть и другие энергоносители нефтедобывающими странами — членами международного картеля "ОПЕК" увеличило издержки и привело к сокращению совокупно­го предложения в краткосрочном периоде (сдвиг кривой SRAS1влево-вверх до SRAS2на рис. 3.13, а). В результате одновременно произошел серьезный спад производства, т.е. рецессия или стагнация (ВВП сократился от Y* до Y2 и находился на низком уровне в течение длительного периода времени), и рост уровня цен (от Р1до Р2), т.е. инфляция. Эта ситуация получила на­звание "стагфляция" (полученное из слов "стагнация" и "инфляция").



Рис. 3.13.Шоки совокупного предложения
В условиях негативного шока предложения стимулирование совокупно­го спроса опасно, поскольку это может привести к еще более высокой ин­фляции (рост уровня цен до Р3 в точке С).

По мнению представителей неоклассического направления, снижение номинальной заработной платы в условиях высокой безработицы, вызванной глубоким спадом в экономике, должно привести к уменьшению издер­жек фирм, росту совокупного предложения (сдвиг вправо-вниз кривой SRAS2до SRAS1и возвращению экономики в исходное состояние (из точ­ки В обратно в точку А). В результате уровень цен и объем выпуска вернут­ся к первоначальным уровням (соответственно к Р1
и Y*), и стагфляция бу­дет преодолена без вмешательства правительства. Такой сценарий получил название аккомодации (от "accommodation" — приспособление). Однако на практике этого не произошло. Продолжительный спад в экономике, осо­бенно наличие долговременной безработицы (long-term unemployment), при которой происходит потеря рабочими квалификации и профессиональных навыков, что ведет к ухудшению качества рабочей силы, создает угрозу сни­жения производственных возможностей (сдвиг влево кривой долгосрочного совокупного предложения LRAS) и уменьшения экономического потенциа­ла. Правительства развитых стран в начале 1980-х гг. сделали все возмож­ное, чтобы увеличить совокупное предложение, обеспечив рост ВВП и сни­жение уровня инфляции.

Причинами позитивных шоков предложения (favorable supply shocks) (рис. 3.13, б) выступают все факторы, существенно уменьшающие издерж­ки фирм на единицу продукции. Такими факторами являются снижение цен на сырьевые ресурсы21 и особенно изменения в технологии. Если совокуп­ное предложение увеличивается благодаря появлению более совершенных технологий, то такой шок называют технологическим шоком (technological shock). В отличие от изменения совокупного предложения, вызываемого снижением цен на ресурсы, технологический шок воздействует на экономи­ку не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде.

Появление технологических нововведений сначала ведет к росту совокуп­ного предложения в краткосрочном периоде (кривая SRAS1сдвигается вправо-вниз до SPAS2). Объем выпуска в краткосрочном периоде увеличивается до Y2, а уровень цен снижается до Р2. Но поскольку изменения в технологии, обес­печивая рост производительности ресурсов, увеличивают производственные возможности экономики, то происходит увеличение совокупного предложе­ния в долгосрочном периоде (сдвиг вправо кривой LRAS1до LRAS2— точка В становится точкой долгосрочного равновесия). Увеличивается потенциаль­ный ВВП (от Y1* до Y2*), т.е. происходит экономический рост.
Тема 4. Экономический рост и экономический цикл
4.1. Экономический рост и его показатели
Понятие экономического роста
Проблема экономического роста и его темпов явля­ется одной из важнейших макроэкономических про­блем. Ее изучение позволяет:



понять причины различий в уровне жизни и темпах экономического роста между различными странами в один и тот же период времени (межстрановые различия) и внутри страны в разные периоды времени (межвременные различия);

выявить факторы экономического роста; опре­делить условия сохранения высокого уровня жизни в странах, уже его достигших;

разработать меры государственной политики по обеспечению и ускорению экономического роста.

Экономический рост (economic growth) — эта. долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП.

В этом определении ключевыми являются слова:

тенденция — реальный ВВП не должен обяза­тельно увеличиваться каждый год, важно направле­ние движения экономики, так называемый тренд;

долгосрочная — экономический рост является процессом, характеризующим долгосрочный пери­од, поэтому речь идет об изменении реального ВВП за продолжительный период времени, об увеличении потенциального ВВП (т.е. ВВП при полной занятости ресурсов), о росте производственных возможностей экономики;

• увеличение реального ВВП, а не номинального, рост которого может происходить за счет роста уровня цен, причем даже при сокращении реаль­ного объема производства.

Графически экономический рост может быть представлен тремя спо­собами:

через кривую реального ВВП (рис. 4.1, а) — линия тренда отражает долгосрочную тенденцию увеличения реального ВВП (Y*);


Рис. 4.1. Экономический рост (графическая интерпретация)
через кривую производственных возможностей — КПВ (рис. 4.1, б), ко­торая отражает ограниченность ресурсов в экономике в определенный пери­од времени. Основные виды товаров, производящиеся в экономике, — это инвестиционные и потребительские товары. Каждая точка на кривой произ­водственных возможностей соответствует некоторому сочетанию количеств потребительских и инвестиционных товаров, которое можно произвести с помощью имеющихся в экономике ресурсов. Например, в точке А на КПВ1, с помощью количества ресурсов, соответствующего этой кривой, можно произвести количество потребительских товаров С1 и инвестиционных това­ров I1. Находясь на этой КПВ, обеспечить увеличение производства потре­бительских товаров до С2 (переход из точки А в точку В), возможно лишь за счет перемещения части ресурсов из отраслей, производящих инвестицион­ные товары и поэтому сокращения производства инвестиционных товаров до I
2, что означает наличие альтернативных издержек. Если экономика пе­рейдет на новую кривую производственных возможностей КПВ2 (из точки А в точку D), то можно увеличить производство и потребительских (до С3), и инвестиционных (до I3) товаров, причем без альтернативных издержек. Переход из точки, лежащей на одной КПВ, в точку, принадлежащую дру­гой, более высокой КПВ, т.е. переход на новый уровень производственных возможностей, и есть экономический рост. Таким образом, экономический рост может быть представлен как сдвиг (не обязательно параллельный) кри­вой производственных возможностей;

с помощью модели совокупного спроса совокупного предложения (мо­дели AD-AS) (рис. 4.1, в). Поскольку экономический рост представляет со­бой увеличение потенциального ВВП, т.е. реального ВВП в долгосрочном периоде, то графически его можно представить как сдвиг вправо кривой долгосрочного совокупного предложения LRASи рост объема выпуска от Y1* Y2*22.

Главная цель экономического роста — рост благосостояния и увеличение национального богатства. Чем больше производственный потенциал страны и чем выше темпы экономического роста, тем выше уровень и качество жизни. Как однажды заметил известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Роберт Лукас (Robert Lucas): "Значение этих проблем для благосостояния человечества таково, что, начав размышлять над ними однажды, невозможно думать о чем-либо другом".
Показатели экономического роста
Из определения понятия экономического роста следует, что важным показателем экономического роста является показатель величины реального ВВП (real GDP). Это абсолютный показатель, который широко использует­ся для оценки уровня экономического развития страны, ее экономического по­тенциала, однако он не может быть использован для оценки уровня жизни.

Более точным показателем уровня благосостояния, качества жизни вы­ступает величина реального ВВП на душу населения (real GDP per capita) — от­носительный показатель, отражающий стоимость того количества товаров и услуг, которое не вообще производится в экономике, а приходится в среднем на одного человека. Рост величины ВВП на душу населения означает, что на одного жителя страны приходится все больше товаров и услуг, что благосо­стояние увеличивается. В макроэкономических моделях этот показатель обычно обозначается как Y/L (отношение реального ВВП к численности рабочей силы, которая составляет большую часть населения любой страны). Уровень жизни в большой степени зависит от темпов прироста населения. С одной стороны, численность населения страны определяет численность рабочей силы, т.е. трудовых ресурсов. Неудивительно, что страны с боль­шим населением (США, Япония) имеют гораздо более высокий ВВП, чем Люксембург и Нидерланды. Однако, с другой стороны, рост населения уменьшает показатель среднедушевого ВВП, т.е. ведет к снижению уровня жизни. Об экономическом росте можно говорить лишь, если происходит рост уровня благосостояния, т.е. если
экономическое развитие сопровождается более быстрым ростом реального ВВП по сравнению с ростом населения.

По уровню дохода и выпуска на душу населения между странами суще­ствуют огромные различия. Например, в настоящее время уровень реально­го ВВП на душу населения в США примерно в 50 раз выше, чем в Бангла­деш, в 30 раз — чем в Индии, в 10 раз — чем в Китае, и примерно такой же, как в Канаде и Японии. Доход жителя Эфиопии за год равен доходу, ко­торый в среднем получает американец за 10 дней.

Однако с течением времени ранжирование (соотношение) стран по уровню реального ВВП на душу населения меняется, так как в разных стра­нах разные темпы экономического роста, которые рассчитываются как сред­негодовые темпы прироста реального ВВП иди как среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения (это более точный показатель) в течение определенного периода времени. Благодаря высоким средним темпам эко­номического роста за последние 100 лет, например, Япония смогла резко вырваться вперед, в то время как из-за низких темпов роста Великобрита­ния и Аргентина утратили свои позиции.

Причем даже небольшие различия в темпах роста могут привести к громадным различиям в уровне дохода и выпуска между странами по прошествии ряда лет. Это происходит благодаря накапливаемому росту (compoundgrowth), т.е. кумулятивному эффекту. Кумулятивный эффект подсчитывается по формуле сложного процента, когда учитывается процент от ранее полученного процента. Так, если величина ВВП в стране составляет 100 млрд. долл. и среднегодовой темп прироста ВВП равен 10%, то величина ВВП в конце первого года составит 110 млрд. долл. (100 + 100 х 0,1 = 110), в конце второго года — 121 млрд. долл. (100 + 100 х 0,1 + (100 + 100 х 0,1) х 0,1 = 121), в конце третьего года — 133,1 млрд. долл. (100 + 100 х 0,1 + (100 + 100 х 0,1) х 0,1 + [(100 + 100 х 0,1) х 0,1] х 0,1) = 133,1) и т.д. Таким образом, если из­вестен среднегодовой темп прироста ВВП (annual growth rate — ga),то, зная исходный уровень ВВП (Y0) и используя формулу сложного процента, мож­но рассчитать величину ВВП через Т лет (Yt):



где gaизмеряется в долях единицы.

Из этого следует, что среднегодовой темп прироста ВВП равен



и представляет собой среднее геометрическое темпов прироста за определенное количество лет.