Файл: Конспект лекций по дисциплине макроэкономика оглавление тема предмет и методологические принципы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
R= r + πе).Например, желая получить реальный доход 5% и предполагая, что темп инфляции составит 3%, кредитор назначает номи­нальную ставку процента 8% (5 + 3). Если фактический темп инфляции факт) составит 8% вместо ожидаемых 3%, кредитор не получит никакого реального дохода (r = 8 — 8 = 0), а если темп инфляции будет 10%, то до­ход, равный 2% (r = 8 — 10 = - 2), переместится от кредитора к должнику. Поэтому в периоды непредвиденной инфляции выгодно брать кредиты и невыгодно их давать.

Непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты. Если оказывается, что инфляция выше, чем ожидалось в момент предоставления кредита факт > πе), получателю будущих платежей (кредитору) хуже, потому что он получит деньги с более низкой покупательной способностью, чем те, которые он выдал в кредит.

Человеку, который занял деньги (заемщику), лучше, потому что он имел возможность использовать деньги, когда они имели более высокую стои­мость, а вернул долг деньгами с более низкой стоимостью. Когда инфляция ниже, чем ожидалось факт < πе), богатство перераспределяется от кредито­ров к заемщикам. Когда инфляция ниже, чем ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются местами;

оm рабочих к фирмам. Утверждение, что непредвиденная инфляция ра­ботает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие вы­платы, применимо к любому контракту, который продолжается во времени, в том числе контракту найма на работу. Когда инфляция выше, чем ожида­лось факт > πе), те, кто получает деньги в будущем (рабочие) несут ущерб, а те, кто платит (фирмы), выигрывают. Фирмы выигрывают за счет рабочих, когда инфляция больше, чем ожидается. Когда инфляция меньше, чем ожи­далось, выигрывают рабочие, а фирмы проигрывают;

от людей с фиксированными доходами к людям с нефиксированными до­ходами. Люди с фиксированными доходами, прежде всего государственные служащие и люди, живущие на трансфертные выплаты, не могут принять меры по увеличению своих номинальных доходов, и в периоды непредви­денной инфляции, если не проводится полная индексация доходов, их ре­альные доходы быстро падают. Люди с нефиксированными доходами име­ют возможность увеличивать свои номинальные доходы в соответствии с темпом инфляции, поэтому их реальные доходы могут не только не умень­шиться, но даже увеличиться;


от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений. Реальная ценность накоплений по мере роста темпов инфляции падает, поэтому реальное богатство людей, имеющих денежные накопления, уменьшается;

от пожилых к молодым. Пожилые страдают от непредвиденной ин­фляции в наибольшей степени, поскольку, с одной стороны, они получают фиксированные доходы (пенсию), а с другой, как правило, они имеют на­копления в денежной форме. Молодежь, имея возможность увеличивать свои номинальные доходы и не имея денежных накоплений, страдает в наи­меньшей степени;

от всех экономических агентов, имеющих наличные деньги, к государст­ву. От непредвиденной инфляции в определенной степени страдает все на­селение. Может выиграть только один экономический агент — государство. Выпуская в обращение дополнительные деньги (производя эмиссию денег), государство тем самым устанавливает налог на наличные деньги — инфля­ционный налог. Доход государства от эмиссии денег называется сеньоражем (seignorage). Государство покупает товары и услуги (реальные ценности), а расплачивается обесценивающимися деньгами. Однако издержки инфляции существуют и для государства. Они заключаются в том, что в условиях ин­фляции население старается затянуть выплату налогов, чтобы производить ее деньгами с максимально снизившейся покупательной способностью, в результате реальная ценность налоговых поступлений (доходов государства) уменьшается. Это явление получило в экономической литературе название эффекта Оливера—Танзи (Oliver—Tanzi effect) и впервые было отмечено в середине 1980-х гг. в странах Латинской Америки (Боливии, Аргентине), пе­реживавших высокую инфляцию и гиперинфляцию.


Последствия гиперинфляции
Наиболее серьезные и разрушительные последствия имеет гиперинфля­ция, причиной которой служит огромное увеличение денежной массы для финансирования расходов государственного бюджета за счет сеньоража, что связано либо с войнами, либо с невозможностью профинансировать боль­шой дефицит бюджета иными — неинфляционными, т.е. неэмиссионными способами. Гиперинфляция приводит к:

краху финансовой системы (деньги перестают иметь значение, поскольку их покупательная способность стремительно падает, перестают быть измери­телем ценности товаров, и поэтому происходит переход к бартерной эконо­мике, в которой товары обмениваются не на деньги, а на другие товары);

разрушению благосостояния (реальные доходы большинства населения катастрофически сокращаются);

нарушению и разрушению инвестиционного механизма (инвестиции в про­изводство имеют долгий срок окупаемости и в условиях стремительного обесценения денег неэффективны);

росту социальной напряженности, что может иметь следствием полити­ческие потрясения — военные перевороты, гражданские войны, револю­ции и т.п.

Поскольку причиной гиперинфляции в современных условиях является дефицит государственного бюджета и необходимость получения сеньоража, то, чтобы остановить гиперинфляцию, правительство наряду с прекращени­ем эмиссии денег должно провести реформу бюджетной сферы — сократить государственные расходы и увеличить налоги. Таким образом, хотя гипер­инфляция является всегда и повсеместно чисто денежным феноменом, окончание гиперинфляции, перефразируя М. Фридмена, является всегда и повсеместно прежде всего феноменом фискальным.
Инфляционная спираль
Инфляционная спираль возникает в результате сочетания непредви­денной инфляции спроса и инфляции издержек. Механизм инфляционной спирали следующий: если центральный банк неожиданно увеличивает предложение денег, это ведет к росту совокупного спроса и, следователь­но, порождая инфляцию спроса, обусловливает рост уровня цен (напри­мер, от Р1 до Р2). Поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, W1), то реальные доходы падают (W1/P2 < W1/P1). Рабочие тре­буют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уров­ня цен (например, до
W2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сокращению совокупного предложения, порождая инфляцию издержек, в результате которой уровень цен растет еще больше (например, до Р3). Ре­альные доходы снова снижаются (W2/P3 < W2/P2). Рабочие снова требуют повышения номинальной заработной платы. Ее рост они обычно понача­лу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличи­вают потребительские расходы, провоцируя инфляцию спроса, которая сочетается с инфляцией издержек из-за повышения номинальной зара­ботной платы. Это обусловливает еще больший рост уровня цен. Падение реальных доходов опять приводит к требованиям о повышении заработной платы, и все повторяется снова. Движение идет по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому уровню инфляции. Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали "заработная плата — цены". Рост уровня цен прово­цирует повышение заработной платы, а рост заработной платы служит ос­новой для дальнейшего повышения уровня цен.
Тема 7. Деньги
7.1. Деньги и их функции
Деньги представляют собой финансовый актив, кото­рый служит для совершения сделок. Они являются за­конным платежным средством, используемым для покупки товаров и услуг и при выплате долгов.

Актив (asset) — это то, что обладает ценностью. Активы делятся на реальные и финансовые. Реаль­ные активы (real assets) — это вещественные (мате­риальные) ценности: оборудование, здания, мебель, бытовая техника и т.п. Финансовые активы (financial assets) — это ценности, представленные ценными бу­магами. Финансовые активы разделяют денежные (деньги) и неденежные (доходные ценные бумаги — акции и облигации). Ценность неденежных финан­совых активов заключается в том, что они приносят доход: акции — в виде дивиденда, а облигации — в виде процента. Ценность денег заключается в их вы­сокой ликвидности, т.е. способности обмениваться на товары и услуги.

Ликвидность (liquidity — от английского слова "liquid", что означает "жидкий, текучий") — это способность актива быстро и без издержек обмени­ваться на любой другой актив, реальный или финан­совый, или превращаться в принятое в экономике платежное средство. Свойством ликвидности облада­ют все активы (и реальные, и финансовые), однако у разных активов степень ликвидности разная. Наименьшей ликвидностью обладают- реальные активы, поскольку их продать сложнее, чем, например, ценные бумаги. Что касается финансовых активов, то наибольшей ликвидностью обладают денежные финансовые активы, по­скольку в рыночной экономике только деньги могут обслуживать сделки и являются универсальным законным платежным средством. Нельзя купить хлеб в булочной, отдав взамен акцию или облигацию.
Наличные деньги обла­дают свойством абсолютной ликвидности.

Сущность денег лучше всего проявляется через выполняемые ими функ­ции, Деньги выполняют четыре функции: средства обращения, единицы сче­та, меры отложенных платежей, запаса ценности (средства сбережения).

• В качестве средства обращения (medium of exchange) деньги выступают "посредником" в обмене товаров, в совершении сделок. Все покупается и продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер — обмен товара не на деньги, а на другой товар. Однако бартер связан со значительными трансакционными издержками (издержками по соверше­нию сделки). Обмен товара на товар возможен только при выполнении ус­ловия, которое называется двойным совпадением желаний (double coincidence of wills). Человек, желающий приобрести какой-либо товар, дол­жен найти такого продавца этого товара, который взамен согласился бы по­лучить то, что производит данный человек. Двойное совпадение желаний — ситуация достаточно редкая. Например, сапожник, желающий купить хлеб, должен найти булочника, которому в обмен на продаваемый им хлеб нуж­ны именно сапоги. Заболевший художник должен найти аптекаря, который согласится отдать ему лекарства в обмен на картины. А преподаватель макро­экономики, желающий сделать себе модную прическу, должен найти парик­махера, готового предоставить эту услугу за прослушивание лекции, напри­мер, по теории денег. Поиски могут длиться долго и не увенчаться успехом. Но при этом будут потрачены время и усилия. Поэтому бартер является край­не неэффективной и нерациональной формой обмена.

Деньги — величайшее изобретение человечества. Их появление в качестве посредника в обмене товаров сняло проблему двойного совпадения желаний и уменьшило издержки обмена. Любой товар можно продать за деньги и на по­лученную сумму купить другой. Свойство быстро и без издержек обменивать­ся на любой товар или услугу (свойство ликвидности) определяет ценность денег и делает функцию денег как средства обращения наиболее важной.

• Функция единицы счета (unit of account) означает, что деньги служат измерителем ценности всех товаров и услуг. Как масса измеряется в кило­граммах, расстояние — в метрах, а объем жидкости — в литрах, так ценность измеряется в определенном количестве денег. Пока не появились деньги, ценность каждого товара должна была измеряться в определенных количе­ствах всех других товаров, производимых в экономике, т.е. в относительных ценах. Причем человеку, желающему купить чужой товар или продать свой, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько сто­ит хлеб в сапогах, коровах, топорах, столах и т.д. При денежном обмене та­кая необходимость исчезает. Достаточно знать лишь, на какое количество денег может быть обменен каждый товар. Ценность товара, выраженная в деньгах, называется