ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 598
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 2.16. Главная страница аукциона Molotok.Ru
Рассмотрим главные особенности различных способов организации торговых площадок.
-
Интернет-биржи
Биржа — это торговая площадка, где цена товара определяется спросом и предложением. Покупатели выставляют заявки на покупку товаров, а продавцы — на продажу. Торговля на бирже происходит анонимно. Это очень удобный инструмент торговли в Интернете, но к товарам, покупаемым и продаваемым на бирже, предъявляются определенные требования. В первую очередь, товар должен быть стандартным.
Поскольку торговля анонимна, покупатель не может посмотреть товар до его покупки, т. е. он должен заранее в точности знать, каким стандартам тот соответствует. Самый лучший товар для торговли на биржах — стандартные финансовые инструменты, компьютерные комплектующие, бытовая техника, автозапчасти и т. п.
Доходы интернет-бирж практически полностью состоят из комиссии за заключенные сделки. В некоторых случаях существенную долю доходов могут составлять доходы от рекламы и дополнительных услуг.
Более подробная информация, касающаяся интернет-бирж, работающих на рынке В2В, дана в гл. 1 при рассмотрении бизнес-модели В2В.
-
Аукционы
Аукцион — торговая площадка, где продавец выставляет на продажу свой товар, а покупатели соревнуются между собой за право его купить. Побеждает тот покупатель, который предлагает лучшие условия.
В последние годы сетевые аукционы приобретают все большую популярность. Одним из самых популярных в мире является известный Интернет-аукцион eBay (www.eBav.comL на котором ежедневно выставляется на продажу несколько миллионов различных товаров.
В отличие от интернет-биржи, аукцион хорошо подходит для торговли товарами, имеющими ярко выраженные индивидуальные характеристики и, зачастую, имеющиеся в единственном экземпляре. На Интер нет- аукционе продавец известен и его контактные данные доступны для участников торгов. Продавец может ответить на вопросы и даже прислать потенциальным покупателям фотографии и сопроводительные документы на товар (разумеется, в электронном виде).
Торги на аукционах могут проводиться по различным правилам:
• английский аукцион (он же стандартный). Продавцом назначается стартовая цена. Покупатели вступают в борьбу, назначая цены все выше и выше. В процессе торгов каждый покупатель знает о ценах, предложенных остальными. Победителем становится тот покупатель, который до окончания срока проведения аукциона
назначит самую высокую цену. Ему и достается товар по этой цене. На обычном аукционе отказ покупателя от покупки товара после победы в торгах влечет за собой штрафные санкции. На Интернет- аукционе применить такие санкции сложно, и это порождает определенные проблемы у организаторов торгов и продавцов. В некоторых случаях для предотвращения подобного поведения недобросовестных покупателей предпринимаются организационные меры. Например, неограниченные возможности по участию в торгах предоставляются только проверенным покупателям и продавцам, имеющим положительную историю сделок на данном аукционе;
-
аукцион с одновременным выставлением заявок. Аналогичен стандартному, но все покупатели делают предложения одновременно и не знают о ценах, предложенных остальными. Побеждает покупатель, назначивший максимальную цену; -
голландский аукцион. Продавец назначает стартовую цену. Как правило, эта цена сильно завышена. Потом организаторы торгов постепенно снижают эту цену. Побеждает в аукционе тот покупатель, который первым согласится на текущую цену. Существуют и другие типы аукционов, но они менее распространены.
Интернет-аукционы получают доходы от рекламы, от оказания дополнительных услуг продавцам и в виде комиссии от продаж.
-
Каталоги товаров и услуг
Идея объединения как можно большего количества предложений различных поставщиков в единую базу данных и организации широких возможностей поиска по этой базе лежит в основе сайтов-каталогов. Подразумевается, что вместо того чтобы работать с большим количеством каталогов и прайс-листов отдельных поставщиков, покупатели будут пользоваться единым электронным каталогом.
Организация сайта-катал о га очень похожа на организацию каталога товаров Интернет-магазина. Но если Интернет-магазин сам занимается приемом заказов, их обработкой, доставкой и получением оплаты за товар, то сайт-каталог только предоставляет пользователю информацию о товарах и о продавцах. Бизнес-модель сайта-каталога базируется на получении доходов от продажи рекламы и от взимания платы с продавцов за размещение информации об их товарах и услугах на сайте- каталоге.
-
Общие требования к торговым площадкам
Вне зависимости от вида торговой площадки для ее успешного функционирования как сетевого бизнеса, необходимо, чтобы она удовлетворяла следующим требованиям:
-
количество пользователей должно превышать "критический порог". Пока на торговой площадке нет покупателей, она не интересна продавцам и наоборот. Для каждого отдельного случая, в зависимости от степени специализации площадки, этот порог может быть разным, но он есть всегда; -
удобство и простота навигации. Интуитивно понятный интерфейс. Простая процедура регистрации. Наличие удобной поисковой системы, позволяющей создавать подробные пользовательские запросы; -
возможность интегрирования программного обеспечения площадки с программным обеспечением участников для загрузки в автоматическом режиме их прайс-листов и информации о товарах и услугах; -
документооборот и движение денежных средств при совершении сделок должны быть максимально автоматизированы и выполняться с минимальным участием продавца и покупателя. Покупатель и продавец должны нести реальную ответственность за срыв совершенной сделки; -
торговая площадка должна обеспечивать покупателям и продавцам информационную и консультационную поддержку; -
система защиты информации о транзакциях и индивидуальной информации пользователя должна гарантировать клиентам безопасность проведения операций.
Информация о товарах и услугах в сети Интернет находится по большей части в неструктурированном виде. Различные форматы представления этой информации и необходимость ее поиска по частям затрудняют продавцам и покупателям поиск друг друга. Торговые площадки в Интернете решают вопрос превращения этой информации в структурированную, чем способствуют развитию Интернет-бизнеса в целом и отдельных его отраслей в частности. В ближайшие годы количество таких площадок будет увеличиваться.
-
Дистанционное обучение и online-консультации
Продажа через Интернет услуг по дистанционному обучению и оказание консультационных услуг получили в последнее время широкое распространение. В условиях нехватки времени и отсутствия возможности у современного человека посещать занятия физически, дистанционные формы обучения приобретают широкую популярность.
При такой форме обучения необходим постоянный обмен информацией между обучаемым и учебным заведением. Удобным средством для такого обмена является Интернет. Некоторые документы, которые невозможно передать в электронном виде (договор на обучение, диплом или сертификат, некоторые учебные материалы) высылаются сторонами друг другу по почте. Среди консультационных услуг, предоставляемых через
Интернет, можно выделить медицинские консультации больным, нуждающимся в постоянном наблюдении врача, юридические и аудиторские консультации. Преимущества таких консультаций состоят в отсутствии географических барьеров и возможности получить необходимую помощь незамедлительно.
-
Дистанционное обучение
Учебное заведение, предоставляющее услуги по дистанционному обучению через Интернет, как правило, создает сайт, посвященный этому вопросу. Обычно такой сайт содержит информацию по следующим направлениям:
-
информация об учебном заведении. Лицензии, сертификаты, история учебного заведения, адрес и контактные данные; -
учебные программы. Подробные учебные планы, информация о преподавателях, ведущих основные предметы, продолжительность обучения, промежуточные этапы, информация о зачетах и экзаменах, которые необходимо сдать для успешного окончания обучения; -
форма и статус документа об успешном окончании обучения (государственный диплом о переподготовке, сертификат и т. п.), название специальности, присваиваемой при успешном окончании обучения; -
цены и условия оплаты; -
предоставляемые учебные материалы (книги, методические руководства, видео- и аудиокассеты и т. д.); -
информация о ближайших датах начала программ обучения; -
форма для заполнения и отправки заявления о приеме в программу обучения.
Успех проекта по организации дистанционного обучения зависит от многих факторов. Ниже приведены некоторые из них:
-
известность и престижность учебного заведения, проводящего обучение; -
объем и качество рекламной кампании; -
известность имен ведущих преподавателей; -
популярность и актуальность специальности, по которой проводится обучение; -
статус документа, выдаваемого по окончании обучения; -
продолжительность и цена курса обучения; -
организационные и профессиональные способности команды, осуществляющей проект.
Примером успешно функционирующих курсов дистанционного обучения может служить программа МЭСИ по курсу "Реклама в Интернет" fir.rusweb.ru\
-
Online-консультации
Общение клиента и консультанта по электронной почте или ICQ часто бывает удобнее телефонного звонка или личной встречи.
Консультационные услуги через Интернет могут оказываться:
-
для расширения сервиса уже существующего бизнеса (например, врач осматривает пациента при его визите в клинику, а потом консультирует через Интернет в течение некоторого времени; при этом такие консультации входят в оплату за прием); -
как отдельная услуга. При этом за консультации взимается либо сдельная (за каждый вопрос или за каждый час работы специалиста), либо абонентская плата за определенный период (месяц, квартал и т. д.).
Эта отрасль сетевого бизнеса достаточно перспективна. Можно привести такой пример: по данным на июнь 2001 года 2,5 млн. пользователей в США пробовали обращаться за советом на медицинские интернет-сайты. Однако, согласно исследованиям организации Cyber Dialogue, 35 млн. человек заявляют, что знают о такой возможности. Врачи получают сообщения и консультируют больных. Около 37% всех врачей имеют своего рода представительства в сети, большей частью элементарные, а 25% подключенных к Интернету врачей используют электронную почту для общения с пациентами.
-
Игорный бизнес в сети
Страсть к азартным играм всегда присутствовала в людях. Естественно, она не обошла и пользователей Интернета. А когда есть потребность — есть и предложение по ее удовлетворению. На западе виртуальные казино и букмекерские конторы приобрели широчайшее распространение. В 1999 году эта отрасль сетевого бизнеса добралась и до России — появилось русское интернет-казино www.loto.ru. имеющее все необходимые лицензии и должным образом зарегистрированное государственными органами.
-
Виртуальные казино
Виртуальное казино, как и его реальный аналог, призвано удовлетворить потребность клиента в риске, связанном с возможной потерей денег, но при этом и с возможностью выиграть крупную сумму. Когда казино "переезжали" в сеть, самым правильным казалось максимально скопировать реальное казино на экране компьютера для наиболее полной передачи привычной игрокам атмосферы. Как оказалось позже, игроки виртуальных казино и игроки реальных казино