Файл: И сущности человека парадигмы, проекции, практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 851

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитые склонности и призвания (в отличие от неразвитых влечений и потребностей) людей не могут противоречить интересам общества, поскольку они сами являются единственным способом существования так называемых общественных интересов. Действительные интересы общества не могут быть ничем иным, кроме как интересами людей. Это отчетливо понимал К. Маркс, еще будучи гимназистом, когда он писал в своем сочинении о выборе профессии: «Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом, что один из них должен уничтожить другой; человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага» [18, с. 4 — 5].

К сожалению, реальный социализм опроверг все предсказания классиков марксизма-ленинизма, в том числе и их предсказания относительно трансформации труда: «...труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни...» [19, т. 19, с. 20]. Процесс сокращения сферы труда был не только остановлен (что прямо противоречило партийным декларациям), но и повернут вспять. Архипелаг ГУЛАГ сделал труд единственным средством для жизни миллионов людей, восстановил и культивировал наиболее рабские, нечеловеческие формы этой отчужденной деятельности. И если для эпохи оттепели в какой-то мере были справедливы слова В. А. Сухомлинского: «Человек, для которого труд стал органической потребностью, уже живет рядом с нами, трудится, мечтает...», то дальнейшая эволюция нашего государственного капитализма, мимикрировавшего под социализм, уничтожила последние иллюзии. Любовь, склонность к трудовой деятельности всегда жили и продолжают жить в человеке. Люди, любившие свое дело, жили и 100, и 500, и 2000 лет назад, ибо именно на них держится мир. Более того, органическая потребность в труде являлась мощным фактором антропогенеза и даже «на заре человечества была присуща почти в равной степени всем людям» [171, с. 76]. Лишь в условиях действительно социалистического развития люди могли бы получить шанс реализовать в масштабах общества понимание того, «что кабала человечества в целом заключается в отношении рабочего к производству и все кабальные отношения суть лишь видоизменения и следствия этого отношения» [19, т. 42, с. 98]. Подлинный социализм — это социальный строй, который призван дать широким массам трудящихся возможность выработать действительное коммунистическое отношение к труду, состоящее в том, чтобы на практике уничтожить труд посредством планомерного сокращения рабочего времени в Материальном производстве. Возможность эта была упущена.


109

* * *

В данной главе мы наметили важное жизненное противоречие, от успешного разрешения которого зависят психологическое благополучие, личностный рост каждого человека в современном мире. Это противоречие складывается из двух разнонаправленных, противоположных тенденций в развитии жизнедеятельности каждого человека.

Одна из них состоит в прогрессивном развитии «высших уровней человеческой жизни» (С.Л.Рубинштейн). В плане мотивации поведения данная тенденция проявляется в процессах становления так называемой внутренней, гармоничной мотивации, аутентичной личностной оболочки, интеграции личности и деятельности и, следовательно, личности и сущности человека.

Другая тенденция состоит в регрессивном развитии самих профессиональных деятельностей в материальном (а отчасти и в духовном) производстве, в превращении трудовых деятельностей в труд, в отчуждении труда. Основой такого регресса является дезинтеграция человеческой деятельности, в результате которой человек (его сущность) вытесняется из сферы материального производства, заменяется все более и более развитыми (мощными, быстродействующими и т.д.) орудиями труда, обеспечивающими небывалый рост производительности труда, производства в целом.

Каждый человек и каждое общество вынуждены так или иначе решать это противоречие. В классовых обществах оно решается фактически в сфере «социального бессознательного», самой расстановкой классовых сил, автоматически обеспечивающей «выбор», результатом которого для подавляющего большинства людей становятся дезинтеграция их деятельности и личностная деградация. Социализм как переход к бесклассовому обществу был призван впервые в истории привести к тому, чтобы решение этого противоречия стало сознательным делом каждой отдельной личности. Оказавшись в ситуации отчетливо осознанного противоречия, реальной жизненной альтернативы: либо расширенное производство вещных богатств и гонка потребления, либо расширенное производство свободного от труда (а следовательно, для трудовой деятельности) времени, — каждый человек и общество в целом сделали бы свой выбор. Вот что по этому поводу писал М. К. Ма-мардашвили: «Для чего нужна свобода и что она? Свобода ничего не производит, да и определить ее как предмет нельзя. Свобода производит только свободу, большую свободу. А понимание того, что свобода производит только свободу, неотъемлемо от свободного человека, свободного труда. То есть свободен только тот человек, который готов и имеет реальную силу на труд свободы, не создающей никаких видимых продуктов или результатов, а лишь



ПО

воспроизводящей саму себя. А уже затем она — условие других вещей, которые может сделать свободный человек» [119, с. 63].

Но «труд свободы» не состоялся. Революционный социализм быстро деградировал в государственный капитализм, сделавший все возможное для защиты и возвеличивания труда (вспомним один из главнейших лозунгов реального социализма: «Слава труду!»). Исторический переход к социальному строю, построенному на основе производства свободного времени, «пространства человеческого развития» (К.Маркс), той «ткани», из которой соткана жизнь и сущность человека, завершился сначала исподволь, а затем и явно возвращением в общее русло развития мировой цивилизации.

Вопросы и задания

1. В чем состоят субъективный и объективный аспекты личностного развития?

2. Покажите связь между статичной картиной мира профессий и традиционной профориентацией.

3. В чем состоит динамический (исторический) подход к миру дея-тельностей?

4. Перечислите основные этапы развития мира деятельностей и опишите основные трансформации трудовой деятельности на каждом из этих этапов.

5. В чем заключается концептуальное отличие труда от трудовой деятельности?

6. Как вы понимаете процессы отчуждения и уничтожения труда?

7. Каковы основные особенности профессионального самоопределения в мире ремесел и в мире рабочей силы?

8. В чем состоят, на ваш взгляд, социальные и психологические причины неудачи социалистического эксперимента в России?

9. Каковы ближайшие и отдаленные перспективы развития мира деятельностей?

10. Укажите возможные влияния дальнейшей эволюции мира деятельностей на процессы личностного развития людей.


Глава III. ЧЕЛОВЕК И ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ

Состояние ребенка есть состояние сознания суфия.

Ошо

Тончайшее насилие в мире — пытаться изменять кого-то, формировать по каким-то, пусть и благородным, образцам. Это лишь будет означать, что вы жестоки и агрессивны. Вы не принимаете другого таким, каким создал его Бог. У вас предложения и идеи лучше, чем само Божественное. Вы хотите улучшить Целое. Да вы просто глупы!

Ошо

1. К ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

Традиционная психология детства и ее принципы

Выше уже отмечалось, что современный мир кардинальным образом отличается от мира, в котором жили наши бабушки и дедушки. Развитие человечества вступило в период глобальных проблем, или, точнее, развитие мира человека породило, создало эти глобальные проблемы. И теперь, как никогда раньше, становится очевидно, что продолжение развития «по старым рельсам» неминуемо приведет мир к тотальной (военной или экологической) катастрофе. Очевидно также, что выход из создавшегося положения нелепо искать в неких «преимуществах» более прогрессивных социальных систем, в социальности как таковой: исторический опыт показывает, что все социальные системы в современном мире являются генераторами и источниками глобальных проблем. Стереотипы старого мышления оказываются сейчас

112

крайне опасными, поскольку они лишь маскируют реальные проблемы современности. Одним из таких стереотипов является комплекс традиционных представлений о соотношении мира взрослых и мира детей, взрослости и детства.

С момента своего возникновения, т.е. с середины XIX в., в процессе автономизации от общей психологии и вплоть до настоящего времени психология детства (детская и педагогическая психология) основывается на идеях прогрессивной эволюции. Эти идеи, сформулированные в трудах Ч.Дарвина, Э.Геккеля, Г. Спенсера, — натурфилософские представления о единстве развивающегося мира, о его неуклонном и бесконечном развитии — были полностью восприняты психологией детства. Мир человека виделся ей как единый и бесконечно прогрессирующий в филогенезе. Онтогенез человека в полном соответствии с духом биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля рассматривался как повторение филогенеза, а детство -- как подготовка к взрослой жизни.


Согласно этим представлениям, мир человека эволюционирует благодаря деятельности взрослых, опыт которых является субстратом для развития детей. Таким образом, человек фактически уподобляется любому другому биологическому виду, в котором эволюционные изменения создают взрослые особи, тогда как детеныши — это, скорее, сырье, материал, в котором материализуется, воплощается генетически закрепляющийся опыт взрослых. Единственное различие между эволюцией мира животных и эволюцией человека виделось лишь в формах (генетическая и культурная) фиксации и передачи приобретенного опыта. Иначе говоря, в соответствии с традиционным пониманием мир человека — это мир взрослого человека. Мир детей является пусть важным, но все же только элементом мира взрослых. Более того, мир взрослых формирует мир детей по своему образу и подобию.

В XIX — в первой половине XX в. указанная традиционная научная схема не противоречила действительности. Однако сейчас понятно, что воспроизводство мира взрослых неразрывно связано с воспроизводством глобальных проблем этого мира. Воспроизведение сегодняшнего отношения к потенциальному противнику (кем бы он ни был), сегодняшнего отношения к природе уже в следующем поколении может привести к самым катастрофическим последствиям.

Как же преодолеть тот порочный круг, когда трансляция опыта мира взрослых в процессе обучения и воспитания детей воспроизводит мир взрослых со всеми его нерешенными и все более обостряющимися глобальными проблемами? Ясно одно: сейчас нельзя учить и воспитывать детей так, как взрослые делали это раньше. На наш взгляд, глубоко порочна и идея о том, что нужно улучшать существующее обучение и воспитание: любые решения на этом пути лишь ускорят «прогресс» мира взрослых. По-видимо-

113

му, необходимо пересмотреть, а затем и перестроить сами основания отношений между миром взрослых и миром детей.

Сформулируем принципы традиционных отношений между этими мирами.

Принцип субординации: мир детства — это часть мира взрослых, часть, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам, его стремлениям и ценностям; мир детства — несамостоятельный придаток мира взрослых, его «обоз», его «склад заготовок», его «материал».

Принцип монологизма: мир детства — это мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей; мир детства — чистая потенция, лишенная своего собственного и ценного для мира взрослых содержания; мир взрослых существует, тогда как мир детства лишь взрослеет, усваивая содержание мира взрослых; взаимодействие этих субординированных миров монологично и однонаправлено