Файл: Практическая работа 1 По дисциплине Естествознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа 1
По дисциплине :Естествознание
Выполнила : Мишина С.М
Задание 1. Разделите методы научного познания (наблюдение, описание, синтез, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, абстрагирование, математизация, измерение, сравнение, эксперимент, формализация, аксиоматизация, аналогия) на эмпирические и теоретические и дайте им определения.
Уровни и формы научного познания
Научное познание также состоит из двух уровней - эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
-
Научный факт; -
Эмпирический закон.
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Наблюдение - целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.
С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.
Эксперимент - это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.
Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц - этот метод получил название научного описания.
С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы - это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Исторический метод | Логический метод |
Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления. Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей. | Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории |
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Задание 2. Заполните таблицу «Система мира античных философов»
Имя философа | Основные представления о природе |
Гераклит Эфесский (ок. 530—470 гг. до н.э.). | Это ему принадлежат слова: «Мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, ест и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим...». Гераклит выдвинул замечательный принцип вечно изменчивости материи. Он учил о вечном обмене веществ между небом и Землей |
Пифагор Самосский (ок. 580—500 гг. до н.э.) | высказал мысль о том, что Вселенная имеет вид концентрических, вложенных друг в друга прозрачных хрустальных сфер, к которым будто бы прикреплены планеты. В центре мира в этой модели помещалась Земля, вокру нее вращались сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитер и Сатурна. Дальше всех находилась сфера неподвижных звезд. |
Евдокс Книдский (ок. 408— 355 гг. до н.э.) | Он предположил, что у каждой планеты имеется не одна а несколько сфер, скрепленных друг с другом. Одна из этих сфер совершае один оборот в сутки вокруг оси небесной сферы по направлению с восток на запад. Время обращения другой (в обратную сторону) предполагалос равным периоду обращения планеты. Тем самым объяснялось видимо движение планеты вдоль эклиптики. При этом предполагалось, что ось второй сферы наклонена к оси первой под определенным углом. Комбинаци с этими сферами позволяла объяснить попятное движение планеты и е наклонное движение по отношению к эклиптике. Все особенности движения Солнца и Луны объяснялись с помощью трех сфер. Звезды Евдокс разместил на одной сфере, вмещающей в себя все остальные. Таким образом все видимое движение небесных светил Евдокс свел к вращению 27 сфер. |
Платон (427—347 гг. до н.э.) | полагал, что основой мира являются: огонь, воздух, вода, земля. высказал предположение, что Земля находится в центре мира что вокруг нее обращается Луна, Солнце, далее утренняя звезда Венера звезда Гермеса (Меркурий), звезды Ареса, Зевса и Кронуса (Марс, Юпитер и Сатурн). У Платона впервые встречаются названия планет по имен богов, полностью совпадающие с вавилонскими. |
Пифагореец Филолай (V в. до н.э.) | предложил пиро-центрическую систему мира, в которой Земля, Солнце, Луна, пять планет противоземля и сфера неподвижных звезд обращаются вокруг центрального огня. Пироцентрическая система Филолая уступила геоцентрическо системе Платона |
Аристотель (384—322 гг. до н.э.). | Аристотель и его последователи отрицали пустоту (вакуум) в природе полагали, что материальная субстанция беспредельно делима, и разграничивали «земное» и «небесное». Земля, по их представлениям, есть ми тленный, где происходит постоянный круговорот — рождение и смерть произрастание и увядание; небо, наоборот, усеяно светилами, состоящим из одного эфира — нетленного элемента: все светила являются поэтому вечными и совершенными. |
Эмпедоклом (ок. 490—430 гг. до н.э.) | предположил существование четырех «стихий»: земли, воды, воздух и огня, из смешения которых будто бы произошли все тела, встречающиес на Земле. |
Гераклид Понтийски (388—315 гг. до н.э.) | предполагал, что Земля движется «...по вращательной около своей оси, наподобие колеса, с запада на восток вокруг собственног центра». Он высказал также мысль, что орбиты Венеры и Меркурия являются окружностями, в центре которых находится Солнце. Вместе с Солнцем эти планеты будто бы и обращаются вокруг Земли. |
Архимед (ок 287—212 гг. до н.э.) | в своих трудах пишет, что Аристарх полагал, что неподвижные звезды и Солнце не меняют своих мест в пространстве, что Земл движется по окружности около Солнца, находящегося в ее центре, и чт центр шара неподвижных звезд совпадает с центром Солнца. Он допускал также и суточное вращение Земли. Однако слишком мало данны было в распоряжении ученых того времени, чтобы обосновать эту теорию которая на много столетий опережала представления, сложившиеся тогд в естествознании. |
Задание 3. Ниже приведены суждения философов и естествоиспытателей о проблеме бесконечности материи в пространстве и времени. Какая из точек зрения вам представляется наиболее аргументированной? Как соотносятся между собой понятия «мир», «материя», «Вселенная» в этих высказываниях?
1. Бесконечность материального мира — это его неисчерпаемость, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, бесконечно превращаемостью ее форм (Я. В. Котин).
2. Если пространство конечно, значит, за его границей существует нечто непространственное и, следовательно, нематериальное (А. Г. Спиркин).
3. Не исключено также, что Вселенная имеет конечные размеры, чт пространство наше, отмеряемое от заданной точки, имеет конечный радиус (М. А. Марков).
Наиболее аргументированной точкой зрения, считаю суждение М.А. Маркова, так как это более точнее, чем остальные высказывания.
Термин «мир» относится ко всей планете Земля и всему живому на ней. В это понятие включены все элементы планеты, такие как люди, животные, деревья, географические объекты, человеческие цивилизации и страны. Однако термин «мир» также может иметь разные значения в разных контекстах. В космологии мир может относиться к любой планете, такой как Марс, Сатурн, Юпитер или Земля. Вселенная - это вся существующая материя и пространство, рассматриваемые как единое целое. Мир относится к Земле вместе со всеми людьми и странами.