Файл: Цели организации. Процесс выработки целей..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное образовательное автономное учреждение высшего образования «Воронежский институт экономики и социального управления»

Контрольная работа

по дисциплине: «Стратегический менеджмент»

на тему: «Цели организации. Процесс выработки целей.»

Выполнил: студент 4 курса ГМУ

Кузнецов С.С.

Преподаватель: Васильченко Д.Г.

Воронеж, 2023 г.

Содержание

Введение

  1. Процесс выработки : понятие, факторы выработки, цели формулирования

  2. Основные субъекты влияния, определяющие деятельность организации, процесс выработки целей

  3. Цели организации: понятие, виды. Требования, предъявляемые к целям. Процесс установления целей

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования.

К сожалению, большинство существующих российских фирм не только не имеют своей миссии, но даже и не знают, что она под собой подразумевает.

. Цель - конечное достижение организации, на что направлены ее действия и ресурсы. Цели организации определяются после получения формулировки миссии, то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его миссии, а с другой, отсекает «часть» возможных целей. Вышеперечисленное указывает на актуальность и значимость проблемы формулирования миссии и целей организации.

Цель контрольной работы – раскрытие теоретического аспекта темы процесс выработки целей и целей организации.

Задачи контрольной работы:

  1. раскрыть понятие процесс выработки целей, рассмотреть факторы ее выработки и цели формулирования;

  2. определить основные субъекты влияния, определяющие деятельность организации, их учет при формировании миссии;

  3. раскрыть понятие цели организации, рассмотреть предъявляемые к целям, а также процесс установления целей.

1.Процесс выработки : понятие, факторы выработки, цели формулирования

Миссия - это одно из основополагающих понятий стратегического управления организацией. Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить, поскольку выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.Существует широкое и узкое понимание миссии.Миссия (в широком смысле) - констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Миссия (в узком понимании) - сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана (2, С.71).


Таким образом, центральным моментом миссии, является ответ на вопрос: какова главная цель организации?

Миссия компании представляет собой качественно выраженную совокупность стратегических целей и предпринимательских способностей. Миссия компании всегда крайне индивидуальна. Содержание миссии отделяет конкретную фирму от общего числа других организаций и наделяет ее собственными отличительными чертами, характеризующими специфику деятельности.

Основным заблуждением менеджеров при разработке миссии организации является ее формулирование в терминах прибыли. Миссии, ориентированные только на получение прибыли, не дают возможности отличить одно предприятие от другого. Миссия – это не получение прибыли. Прибыль – всего лишь внутренняя проблема предприятия. Определение миссии – важная маркетинговая задача – предполагает ответ на вопрос: "Какую пользу фирма несет потребителям?" Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия.

Существует три вида миссии:

Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия.Миссия-ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.Миссия-политика - концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. «видение» будущего состояния фирмы (9)

Миссия, согласно Ф. Котлеру (7),должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

1. история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2. существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

3. состояние среды обитания организации;

4. ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

5. отличительные особенности, которыми обладает организация.

Таблица 1. Примеры формулировок миссии (11, С.41-42)


Организация

Миссия

Коммерческий банк

Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектр банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников

Государственное предприятие, опытно-конструкторское бюро

Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду

Инвестиционная компания

Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста

Компания, производящая оборудование для офисов

Наша цель – это решение проблемы. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях нашего труда

Существуют определенные требования к тому, что должна включать в себя миссия компании, это:

1) философия (базовые взгляды, принципы и ценности, система мотивов),

2) описание сферы деятельности, продукта организации,

3) цели организации (текущие и стратегические),

4) характеристика потенциала и технологий,

5) описание внутренней концепции, сильных сторон организации, ее конкурентных преимуществ, перспектив развития,

6) характеристика рынка, где работает организация,

7) описание внешнего образа (имиджа) организации.

Миссия организации обычно выражается в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют

её экономическое, социальное, управленческое назначение, которое можно интерпретировать через экономические критерии прибыльности, производственную деятельность и качества товаров, стиль поведения внутри организации, подбор и расстановка кадров и, наконец, такое понятие как «имидж».Но для чего же все-таки формулируется миссия? что она непосредственно дает для деятельности организации? Каковы цели ее формулирования?

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.


Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

- миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении;

- миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает отправной точкой в их деятельности;

- миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как, в частности, через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.

В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

- является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации;

- дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки их использования;

- расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования(1, С.73).

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.


  1. Основные субъекты влияния, определяющие деятельность организации, процесс выработки целей

Любая организация создается людьми для достижения определенных целей. Возникает другой вопрос: как определить круг заинтересованных лиц, ограничен ли этот круг людьми, непосредственно заинтересованными в функционировании организации и в получении прибыли, то есть собственниками организации, или этот круг гораздо шире?

Рассмотрим каждую группу субъектов в отдельности.

Первая группа - это собственники, они заинтересованы в организации, так как она им обеспечивает определенный стабильный доход. Если в данный период времени доход отсутствует, то у собственников имеется определенный долгосрочный интерес, связанный с данной организацией.Работники заинтересованы в организации, так как она дает им возможность удовлетворять свои потребности как нижнего уровня (зарплата, условия работы, гарантия найма и др.), так и более высокие (развитие личности, карьера, власть и влияние и др.).



Рисунок 1. Основные субъекты влияния, определяющие деятельность организации

Потребители заинтересованы в организации, так как их привлекает продукция, производимая данной компанией (соответствие цена-качество, уровень обслуживания, сервис и т.д.).

Партнеры по бизнесу заинтересованы в организации, так как их интересуют связи с представителями данной организации, а также какая-либо помощь в рамках этого сотрудничества. Интерес местного сообщества проявляется в рабочих местах, которые предоставляет организация жителям данного региона (города, округа, области), в развитии инфраструктуры, в охране окружающей среды. Компания может являться градообразующим предприятием, в этом случае интерес местного сообщества к организации значительно возрастает. Интерес профсоюзов проявляется в помощи при решении трудовых споров.И, наконец, государство. Оно стремиться получить от организации налоги в государственную казну, ноу-хау, госзаказы и др.

Все перечисленные группы можно объединить в одну большую группу - общество в целом. Оно заинтересовано в получении от организации части создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития.Организация не может ограничиться в своей деятельности только интересами собственников, она должна принимать во внимание интересы всех вышеперечисленных групп. А для того, чтобы эти интересы были учтены, прежде всего, необходимо определить смысл существования организации, то есть миссию организации. Именно в миссии организации должны найти свое отражение интересы всех групп.Таким образом, на формирование и развитие миссии оказывают существенное влияние субъекты, определяющие деятельность организации:Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым должна стремиться организация, фиксируются в виде ее целей. Все цели организации определяются и вырабатываются для осуществления ее миссии. Итак, следующий шаг стратегического менеджмента после формулировки миссии – это определение целей

  1. Цели организации: понятие, виды. Требования, предъявляемые