Файл: ЦПолитические институты Киевской Руси князь, вече, дружина. Власть Великого князя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Славянофилы обосновали идею самобытности исторического развития русского народа и уникальности русской культуры. Воззрениям славянофилов была присуща идеализация старой, допетровской Руси. По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни. Славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка.

В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.

В целом славянофилов и западников объединяло чувство недовольства утвердившейся в России политической и социальной действительностью. И те, и другие искали пути, которые могли бы исправить неверное, на их взгляд, положение вещей.



  1. Крестьянский вопрос в царствование Николая I


Была проведена реформа управления государственными крестьянами (1837-1841). Ее осуществление доверили министру государственных имуществ генералу П.Д. Киселеву. Увеличивались земельные наделы государственных крестьян, упорядочивались их повинности. Вводилось крестьянское самоуправление, в деревнях открывались школы, больницы и ветеринарные пункты. Для избежания малоземелья крестьянам предлагали переселяться на свободные земли на Востоке страны. Для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожая и избежать голода, часть земли оставалась под «общественную запашку». На ней работали сообща и совместно пользовались результатами труда. Обычно крестьян насильно заставляли сажать на этих землях картофель, что в начале 40-х г.г. вызвало целую серию «картофельных бунтов». 

Был принят также целый ряд мер, «смягчающих» крепостное право и ликвидирующих его наиболее уродливые формы. В 1841 г. был принят закон, по которому запрещалось продавать крепостных без земли и с разделом семьи.




  1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.


После издания Свода законов Российской империи М.М. Сперанский предполагал приступить к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право.

По существу это был первый уголовный кодекс России, поскольку предшествующие законодательные источники объединяли, как правило, нормы многих отраслей права. Основной его особенностью в сравнении с более ранними нормативными актами было выделение общей части как элемента структуры кодифицированного акта. Особенная часть Уложения состояла из 12 разделов, включавших 2224 статьи.

В системе преступлений по Уложению на первом месте традиционно стояли преступления против веры. Вторую группу составляли государственные преступления. порядка управления, должностные преступления.

Наиболее суровыми были наказания «уголовные»: смертная казнь, ссылка на поселение в Сибирь или Закавказье, бессрочная или срочная (от 4 до 12 лет) каторга.(12 родов наказаний, разделенных на 38 степеней)



  1. Крестьянская реформа 1861 г.: предпосылки, подготовка, нормативно-правовое содержание


1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой были отменены крепостное право и монополия дворян на населенные земли.

Крестьяне получили ряд следующих прав и свобод:

- личную свободу;

- ограниченную свободу передвижения (а именно оставалась зависимость от крестьянских общин);

- право на общее образование за исключением особо привилегированных учебных заведений;

- право заниматься государственной службой;

- право заниматься торговлей и прочей предпринимательской деятельностью;

- прав крестьян вступать в гильдии;

- право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий.

Крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до выкупа себе надела земли. При этом объем работ или оброк оговаривались законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г. Если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал лишь часть надела, а остальную — государство.



Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим: крестьянам полагалась только их оседлая доля от помещичьей земли, за которую они должны были выплатить 25% выкупной суммы наличными. Денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет.

Недостатки крестьянской реформы:

- сохранение крупного помещичьего землевладения;

- маленький размер крестьянских наделов;

- учреждение общин и установление круговой поруки.



  1. Реформы местного самоуправления Александра II: система представительных органов, принципы формирования, компетенция.


Земская реформа

В 1864 году Александр II подписал «Земские положения», в соответствии с которыми в России вводилась система местных органов самоуправления. Они создавались на двух уровнях: в уездах и губерниях. Уездные земские собрания выбирались населением уезда раз в три года; губернские формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Выборы в уездные земские собрания были организованы таким образом, чтобы обеспечить заметное преимущество дворян-помещиков.

Все население уезда делилось на три группы (курии): 1) землевладельцев; 2) городских избирателей; 3) выборных от сельских обществ (крестьян).


Городская реформа

В 1870 году в России вводится «Городовое положение». В соответствии с ним, в более чем 500 городах создавались органы городского самоуправления – городские думы, избираемые сроком на 4 года. Из своей среды думы выбирали городские управы – постоянно действующие исполнительные органы. В отличие от земств выборы в городские думы были бессословными: в них принимали участие все те, кто платил городские налоги.



  1. Судебная реформа 1864 г. и создание новой системы судоустройства и судопроизводства.


В 1864 году в России была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России. Основной целью этой реформы явилось упразднение многочисленных судов, которые рассматривали дела различных категорий населения упрощение судоустройства. В ноябре 1864 г. Александром II были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказании налагаемых мировыми судьями.

Они предусматривали бессословность суда, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса. Создавались две судебные системы: местные и общие суды.

К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей.

К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Новые принципы: · отделение суда от администрации, · создание всесословного суда, · равенство всех перед судом,· несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, · выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

Были созданы новые институты присяжных заседателей, адвокатуры и судебных следователей и реорганизована деятельность старых.



  1. Реформирование армии и полиции во второй половине XIX в.


Военная реформа во второй половине 19 в. Более радикальными были преобразования в армии, которые растянулись на 12 лет, с 1862 по 1874, но столь взаимосвязаны, что специалисты обычно воспринимают их как единую военную реформу.


Причины:

  • поражение России в Крымской войне

  • Революционный подъем в стране побуждал самодержавие укреплять армию как главную свою опору.

  • Требовалось упорядочить расходы на армию, которая не только в 1856 г., когда она насчитывала 2,2 млн. человек, но и к 1861 г., сокращенная до 1,5 млн. солдат, оставалась самой крупной армией мира. Инициатором и руководителем военной реформы был Дмитрий Алексеевич Милютин .

  • Были облегчены условия солдатской службы, отменены телесные наказания от кнута и шпицрутенов до розог.

  • Улучшилась боевая подготовка войск

  • С 1862 г. началось перевооружение армии нарезным (вместо гладкоствольного) оружием.

  • Изменились принципы комплектования полиции.

  • 1874 г. был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции.

  • Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям.

  • В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) - обер-

  • Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды завершал министр внутренних дел.

  • 1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране.

  • Корпус жандармов, хотя и был реорганизован




  1. Государственно-правовая политика периода контрреформ (1880–1890-е гг.).


Рассматривая правительственный курс Александра III (1881--1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период контрреформ. 

Практическая реализация нового курса сводилась к следующему.

  • Введен институт земских начальников (1889). Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам;

  • Проведена Земская контрреформа (1890). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза;

  • Городовое положение (1892) исключало из состава избирателей приказчиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости;

  • Изменения консервативного характера вносились в судебную систему.

  • Ужесточился административный контроль за высшими учебными заведениями.

  • Ужесточались отношения к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику русификации национальных окраин.

  • Крестьянский вопрос. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель.

  • В 1883--1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать;

  • Регламентировались отношения между рабочими и промышленниками.