Файл: ЦПолитические институты Киевской Руси князь, вече, дружина. Власть Великого князя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». История разработки, правовая природа и политическое значение.


Начало XX в. - время возникновения политических партий, официальным основанием для возникновения которых явился Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший свободу слова, собраний и союзов.

В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. Правительство и Николай II оказались перед необходимостью выбора: "железной рукой" наводить порядок или пойти на уступки. . Граф Сергей Витте, вскоре назначенный главой правительства, решительно отстаивал вторую возможность Важнейшими мерами по урегулированию ситуации Витте здесь называл объединение министерств и преобразование.

.Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать, между, собственно, монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной думой. Таким образом, в России вводилась парламентская система. Государственный совет (высший законосовещательный орган Российской империи, существующий с 1810 года) становился верхней палатой парламента, Государственная дума - нижней палатой.

Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.


  1. Государственная Дума Российской империи: порядок выборов, функции, фракционный состав, общие итоги деятельности.


Государственная дума Российской империи — законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.

августа 1905 года Манифестом Николая II была учреждена Государственная дума как „особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов“

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49% всех выборщиков принадлежала крестьянам.

Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил создание законодательной ГД. Вводилась новая система выборов (многоступенчатая, по 4 куриям), по которой избирательные права получали и рабочие.


В результате выборов большинство в ГД (27 апреля-8 июля 1906 г.) составили кадеты и октябристы. Из представителей крестьянства сложилась сильная фракция трудовиков, которые предлагали радикальное решение аграрного вопроса (ликвидацию помещичьего землевладения с безвозмездной передачей земли крестьянам), из-за которого 9 июля 1906 г. ГД была распущена.

ГД (20 февраля - 3 июня 1907 г.) имела левое большинство, которое поддерживало решение аграрного вопроса, предложенного трудовиками.

ГД была разогнана правительством в результате провокационного обвинения социал-демократов в подготовке государственного переворота.

ГД была созвана в результате единоличного и незаконного изменения императором избирательного закона. Большинство в ГД составили правые партии, послушные самодержавию. Данная ГД была настроена лояльно к императору и правительству, ее деятельность связана с именем П.А. Столыпина (министр внутренних дел, затем Председатель Совета министров), который успешно проводил через ГД политику, направленную на сохранение выборной думы с одновременным обеспечением интересов правящей бюрократии.

Из членов думы было сформировано Временное правительство.


  1. Реформированный Государственный совет в системе органов власти Российской империи, 1907–1917 гг.: порядок выборов, компетенция, общие итоги деятельности


Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы.

Государственный совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава

После Февральской революции 1917 года Государственный совет фактически перестал существовать



  1. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. История подготовки, характеристика, значение. Основные законы 1906 г. – первая российская конституция: аргументы «за» и «против».


В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 (30) октября 1905 г., созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Государственного совета.



23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения в связи с изданием российским императором Николаем II 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы, 17 октября 1905 года Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и 20 февраля 1906 года Манифеста о переустройстве Государственного Совета. В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически (де-факто, но не де-юре) первой конституцией России, они состояли из двух разделов, 17 глав и 223 статей.

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.

Основные государственные законы 1906 г.— можно назвать первой российской конституцией. В этом документе указывается форма правления — дуалистическая монархия. В соответствии с Основными законами императору принадлежала государственная власть. Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти.

Основные государственные законы 1906 года наделяли Государственную Думу рядом законодательных полномочий. В них отсутствовала глава о местном самоуправлении - органами местного самоуправления оставались земские собрания, которые ввел ещё в 1864 году Александр II, их полномочия и избирательное право при выборах в них определялись положением о земских учреждениях. Избирательное право при выборах в Государственную Думу определялось положением о выборах, первое из которых было издано в 1905, второе в 1907 году. Согласно положению о выборах в Государственную Думу 1905 года существовал имущественный ценз, дававший преимущество средним слоям населения и капиталистам, а в Положении о выборах в Государственную Думу 1907 года имущественный ценз давал преимущество капиталистам и помещикам. Таким образом, выборы в государственную думу были неравные, при этом крестьянам отводили больше предпочтений, чем рабочим, а также предпочтения отдавались русскому населению, а не национальным меньшинствам.


  1. Законодательство о правах и свободах российских подданных начала XX в.


Первые акты конституционного характера, содержащие в себе права и свободы подданных Российской империи, появляются только с 
1905г. К числу таких актов следует отнести Указ о веротерпимости от 17 апреля 1905г., который следует рассматривать как официальный отказ от гонений на веру; Указ от 5 октября 1905г., отменивший правоограничения крестьянМанифест от 17 октября 1905г., впервые продекларировавший в России минимум демократических прав и свободЗакон от 9 ноября 1906г., принятый в ходе Столыпинской аграрной реформы о признании личной свободы и свободы передвижений крестьян; и, наконец, Основные государственные законы Российской империи 1906г. закрепившие политические и личные права и свободы.

Основные законы 1906г., расцениваемые в российском обществе как конституционные акты, не были подкреплены на практике гарантиями.


  1. Общественный строй России в начале XX в. Общая характеристика российской многопартийности и ее особенностей. Классификации политических партий и их критерии.


Новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование трех определенных групп общества. К первой можно отнести правительственный лагерь, основной задачей которого являлось сохранение существующего самодержавного строя. Вторая группа включала в себя буржуазию и либеральных помещиков, которые добивались умеренной конституционной монархии. Третья – революционные демократы, целью которых являлось свержение самодержавия и установление демократической республики. Итогом оформления этих лагерей стало возникновение политических партий.

  • В 1905 г. окончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Требовала от царизма уступок в виде весьма умеренной конституции.

  • На рубеже XX в. возникает социал-демократическая рабочая партия, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков

  • Образовалась политическая партия так называемых социалистов-революционеров (эсеров).

Таким образом, к началу первой русской революции в стране были созданы или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев общества. Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующими:

  • ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», выражавших их интересы партий

  • не было правительственной (в западном понимании) партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа

  • ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытания властью

  • слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный)

  • в Государственной думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные

  • крестьянская Россия, российская «глубинка» была слабо охвачена процессом партийно-политического строительства, который шел в основном в административных и промышленных центрах страны.

  • Однако, несмотря на специфику образования как общероссийских, так и (особенно) национальных политических организаций, партии возникали и развивались в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России




  1. Проблемы модернизации российской государственности и права в программах партий либеральной ориентации.


Политические партии либеральной ориентации, как правило, формировались в рамках земского представительства. Летом и осенью 1903 г. оформились, соответственно, две либеральные организации «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов», ставшие ядром кадетской партии. Конституционно-демократическая партия (кадеты, или «партия народной свободы») оформилась на 1-м съезде в октябре 1905 г.

Основными положениями партийной программы кадетов были следующие: плавное реформирование политической системы России (замена самодержавия парламентской монархией по английскому образцу, создание ответственного перед Государственной думой правительства, введение всеобщего избирательного права и демократических свобод); искоренение полуфеодальных пережитков в деревне, частичная конфискация помещичьих земель и увеличение размеров крестьянских наделов; признание за рабочими права на забастовки, государственное страхование, 8-часовой рабочий день. Защита прав личности являлась одной из главнейших задач.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при обязательной и решающей роли народного представительства в отправлении властных функций.

В разделе о государственном строе говорилось лишь о том, что Россия должна иметь Конституцию. Впоследствии это положение было уточнено и дополнено на II съезде партии в 1906 году: «Россия должна быть конституционной и парламентской монархией».

Кадетами была разработана обширная программа финансовых и экономических реформ

Фактически в кадетской программе речь шла о создании правового демократического государства

Наряду с партией кадетов, с ноября 1905 года стала формироваться партия октябристов (полное название «Союз 17 октября»). Государственное устройство России октябристами мыслилось только как конституционная монархия не с Учредительным собранием, а с Государственной думой, избранной на основе всеобщего избирательного права, которое ограничивалось возрастным цензом (25 лет) и цензом оседлости.