Файл: ЦПолитические институты Киевской Руси князь, вече, дружина. Власть Великого князя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Воззрений правых (монархических) партий на состояние российской государственности и права.


Наиболее известными были черносотенцы. Основу их идеологии составляли официальная монархическая доктрина («теория официальной народности») и национализм.  Черносотенные организации по численности были самыми значительными (по разным оценкам от 400 тыс. до 3 млн. человек). Союзниками черносотенцев были различные националистические организации. В дальнейшем союз черносотенцев и националистов не сумел противостоять революционному движению и выполнить свою главную задачу – сохранить самодержавие в России.

Идеологическим ее стержнем была известная официальная триада. Далее следовал пункт о единстве и неделимости России, в котором провозглашалось отсутствие какой бы то ни было автономии для национальных окраин.  Руководители Союза значительное место отводили земельному вопросу.  В основе его решения лежала мысль о неприкосновенности всякой частной собственности, в том числе и земельной. Особое внимание в программном документе Союза русского народа.обращалось на казачество. Признавалось необходимым «употребить все силы для улучшения быта отдельных казачьих хозяйств в земельном и денежном отношениях» В отношении еврейской нации открыто провозглашалась дискриминационная политика



  1. Программные предложения социалистических партий по вопросам государственно-правового развития России в начале XX в.


Программа РСДРП:

демократические — сосредоточение верховной власти в руках законодательного однопалатного парламента из представителей .народа, всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, свобода слова, печати, собраний, совести, стачек и союзов, свобода передвижения и промыслов; ;

по национальному вопросу — право наций на самоопределение, областное самоуправление местностей, отличающиеся особыми бытовыми условиями и составом 'населения, равноправие наций, право получать образование на родном языке, введение родного языка наравне с государственным во всех учреждениях;

по рабочему вопросу — 8-часовой рабочий день, государственное страхование рабочих пв старости и инвалидности, запрещение сверхурочных работ, штрафов и платежей натурой, охрана труда женщин и запрещение детского труда до 16 лет;


по аграрному вопросу — отмена выкупных и оброчных платежей, учреждение крестьянских комитетов для возвращения отрезков, возвращение крестьянам денежных сумм, взятых с 'них в форме выкупных и оброчных платежей.

Партия социалистов-революционеров и ее программа.

Программа партии эсеров общедемократическая по своему характеру в перспективе была сориентирована на социалистические цели. В ней указывалось, что существование самодержавия пришло в противоречие с потребностями хозяйственного, общественно-политического и культурного развития страны. А поэтому его уничтожение и установления демократической республики является ближайшей и неотложной задачей, необходимым условием решения социальных вопросов и “крайне важным фактором международного прогресса”

Признавали необходимость установления, в случае надобности, временной революционной диктатуры пролетариата. Признавалась также и возможность национализации средств производства в промышленности, при условии создания гарантий независимости рабочего класса от правящей бюрократии. Эсеры высказывались решительно против как государственного капитализма, так и государственного социализма, за планомерную организацию общественного производства и труда.

Эсеры отстаивали идею самодержавия народа, т. е, идею сосредоточения всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа и образующего одну палату.



  1. Столыпинская программа государственно-правовых реформ. Аграрная реформа.


24 августа 1906 г. II. А. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу.

Столыпинские реформы можно условно структурировать по трем направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.

Один из важнейших элементов столыпинской программы - реальное обеспечение гражданских и политических свобод личности.

Столыпин большое внимание уделил реформированию охранительного судопроизводства - системы судебной защиты гражданских прав личности



Предложенные им реформы были направлены на четкое разделение функций местных землевладельцев, независимо от сословной принадлежности, и представителей государства.

Решение аграрного вопроса П. А. Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, дабы гражданские и политические права не оставались пустой буквой. Указом 9 ноября 1906 г. крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Указ 9 ноября 1906 г. должен был стать, по Столыпину, последним звеном в «деле раскрепощения нашего земледельческого класса». Указ ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и навсегда уничтожил закрепощение личности, несовместимое с «понятием о свободе человека и человеческого труда».


  1. Изменения в праве в начале XX в. Развитие государственного, уголовного и фабрично-заводского права.


Экономическое, социальное, политическое развитие России в начале XX в. требовало серьезных изменений в праве. Существовавшее законодательство не способствовало развитию капиталистических отношений. В качестве одной из приоритетных задач законодатель определил правовое регулирование экономики. Получило развитие понятие юридического лица.

Определялись виды юридических лиц: 1) публичные — казна, ведомства, учреждения; 2) частные — соединения (общества, товарищества) и учреждения.

Уже в 1885—1886 гг. был принят ряд фабричных законов, нормализующих условия труда наемных рабочих. В 1897 г. принимается закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня и устанавливающий нерабочие (воскресные) дни. В 1906 г. производится очередное сокращение рабочего дня. В ходе революции легализуются деятельность рабочих профсоюзов, а также участие рабочих в политических партиях, союзах и организациях. Характерной особенностью в области судебного права является либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменялась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предоставлены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С развитием хозяйственных отношений появляется прообраз будущего арбитража — административная юстиция.

 Гражданском праве не произошло принципиальных изменений, хотя они очень требовались. 


Уголовное право. В начале XX в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов (Уложение о наказаниях 1885 г., Уголовное уложение 1903 г. и др.).

Выделяют три группы преступлений:

1) тяжкие преступления, за совершение которых в законе предусматривалась смертная казнь, каторга или ссылка на поселение;

2) преступления, за которые как высшее наказание определялось заключение в исправительном доме, крепости или тюрьме;

3) проступки, за которые высшим наказанием являлся арест или денежный штраф.

Закон, говоря о виновности, рассматривал случайность, умысел и неосторожность. Самым тяжким наказанием по-прежнему являлась смертная казнь. Одним из позорных пережитков феодализма в уголовном праве было сохранение телесных наказаний.



  1. Государственный аппарат и право в период Первой мировой войны


Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно, от имени царя.

Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала, началась милитаризация экономики.

 Государственное регулирование приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д. Появились военная цензура, ответственность за разглашение секретных сведений, часть страны была объявлена на военном положении. 

 Было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами. 

К концу 1916 г. таких комитетов насчитывалось более 200. В 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях и созданы:

— Особое совещание по обороне государства;

— Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий;

— Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу;

— Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов;

— Особое совещание по устройству беженцев



  1. Создание Временного правительства, его правовой статус. Реформирование государственного аппарата.


Временное правительство в России, центральный орган государственной власти, образовавшийся после Февральской буржуазно-демократической революции 1917, являясь
высшим исполнительно-распорядительным органом, В. п. выполняло и законодательные функции.

В России двоевластие возникло в результате Февральской революции. 27 февраля 1917 года одновременно были образованы Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

 В июле ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий второго коалиционного Временного правительства

С окончанием двоевластия Временное правительство обрушило репрессии на большевиков. За решетку мог угодить любой участник демонстрации, собрания, митинга. 7 июля прокуратуре было предписано арестовать всех руководителей партии большевиков.



  1. Правовые реформы Временного правительства


Высшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом власти являлось Временное правительство, призванное осуществлять управление страной до созыва Учредительного собрания. Правительство сконцентрировало в своих руках полномочия, которые ранее принадлежали императору, Государственному совету, Государственной думе и Совету министров.

Аграрная реформа. Одним из первых нормативных правовых актов Временного правительства было распоряжение от 9 (22) марта 1917 г. «О привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в “аграрных беспорядках”» Позднее, 12 (25 апреля) правительством был принят Закон о свободе союзов. В марте последовало два указа о реформировании землепользования:

— от 12 (25) марта 1917 г. «О передаче государств; ' “кабинетских земель”»;

- от 16 (29) марта 1917 г. «О национализации удельных земель».

20 марта (2 апреля) 1917 г. Временным правительством издано Положение о кооперативных товариществах и их союзах, установившее правовые основы деятельности кооперативных организаций. Страна испытывала значительные трудности в обеспечении населения продовольствием. В этих условиях Временное правительство принимает 25 марта (7 апреля) 1917 г. решение о введении хлебной монополии и фиксированных цен на хлеб.

Реформирования аграрного производства. 19 марта (1 апреля) 1917 г. Временное правительство опубликовало заявление о необходимости проведения в России аграрной реформы и объявил о недопустимости самовольных захватов земель.

11 (24) апреля 1917 г. вступил в силу правительственный Закон об охране посевов, предусматривавший государственную компенсацию собственникам и владельцам пахотных земель в случае «народных волнений».