ВУЗ: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 914
Скачиваний: 42
2.8 Методы обучения и преподавания
-
Практические занятия: устный опрос, выполнение устных и письменных лексико-грамматических упражнений; работа с терминологическими словарями, выполнение тестовых заданий, контрольных работ, работа с ТСО и др.
-
Формы организации СРС: самостоятельное изучение отдельных грамматических тем, подготовка рефератов и докладов, работа с терминологическими словарями, подготовка (устных и письменных) работ, подготовка таблиц, схем, составление презентаций.
2.9. Методы оценки знаний и навыков
1-10 занятия оценивается когнитивно-языковая компетенция
11-14 занятия оценивается коммуникативная компетенция +
14 занятие оценивается правовая компетенция
№ занятия |
Тема занятия |
Знания |
Практические навыки |
Коммуникативные навыки |
Правовая компетенция |
Саморазвитие |
1. |
Краткая история латинского языка. Алфавит. Фонетика. Правило ударения. Долгота и краткость звуков.
|
Основы фонетики. Произношения латинских звуков. Постановка ударения в латинских словах. Правила долготы и краткости слогов. Форма проведения оценки-работа с фонетическими тестами. 10 тестов по 10 баллов=100 б. |
Формирование навыков произношения лат. звуков.
|
Умение проговаривать латинские слова. Умение писать слова на латинском языке.
|
|
Работа с учебным материалом. |
2. |
Имя существительное. Словарная форма. Несогласованное определение. |
Основы грамматических категорий имени существительного. Словарная форма имени существительного. Несогласованное определение. Форма проведения оценки-работа по тестам. 10 тестов по 10 баллов=100 б. |
Формирование навыков перевода анатомических терминов с несоглас. определением.
|
Аудирование: умение понимать анатом. термины. Письмо: переводить анатом. термины с несоглас. определением. Говорение: проговаривать анатом. термины. Чтение: умение читать анатом. термины.
|
|
Самостоят. работа с учебным материалом в условиях библиотеки. |
3. |
Имя прилагательное.Грамматические категории. Словарная форма. Две группы прилагательных. Согласованное определение.
|
Основы грамматических категорий имени прилагательного. Две группы прилагательных. Согласованное определение. Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
Формирование навыков перевода анатом. терминов с согласов. определением. Умение согласовывать прилаг. с сущ.
|
Аудирование: умение понимать анатом. термины с согл. пределением. Письмо: переводить анатом. термины с прилагат. Чтение:умение правильно читать анатом. термины
|
|
Самостоятельная работа над учебным материалом в условиях библиотеки, компьютерного класса.
|
4. |
Сравнительная степень прилагательных. Словарная форма. Превосходная степень прилагательных. Словарная форма. |
Основы грамматических категорий прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Словарная форма. Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
Формирование навыков перевода анатом. терм. с прилагат.в срав. и превосход.степени.
|
Аудирование: умение понимать термины с прилаг.в сравн.и превосходной степени. Письмо: правильно переводить анатом.термины с прилагат.в срав.и превосх.степени.Говорение: правильно проговаривать анатом. термины.
|
|
Самостоятельная работа над учебным материалом в условиях библиотеки. |
5. |
III склонение существительных Исключение из правил о роде.
|
Определение признаков рода и характерных основ существительных Ш склонения в nom/ sing/ и gen/sing/ Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
Сформировать умения по определению признаков рода и характерных основ существительных Ш склонения в nom/ sing/ и gen/sing/
|
|
|
Самостоятельная работа над учебным материалом |
6. |
Именительный падеж множественного числа существительны и прилагательных.
|
Словарная форма существительных 1 – 5 склонений и прилагательных 1, 2 группы. Выделение основы существительных 1 – 5 склонений и прилагательных 1, 2 группы. Знание окончаний существительных 1 – 5 склонений и прилагательных 1, 2 группы в форме именительного падежа множественного числа. Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
Научиться конструировать анатомические термины в форме именительного падежа множественного числа.
|
Научиться согласовывать прилагательные с существительными любого склонения в форме именительного падежа единственного и множественного числа существительных и прилагательных.
|
|
Самостоятельная работа над учебным материалом |
7. |
Родительный падеж множественного числа существительных и прилагательных.
|
Окончания родительного падежа множественного числа (Gen.pl.) Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
1) уметь определить по словарной форме существительного его принадлежность к определенному склонению; 2) уметь выделить основу; 3) узнать род по характерным окончаниям им. пад. ед.числа; 4) установить по словарной форме, к 1-й или 2-й группе принадлежит прилагательное; 5) знать окончания родительного падежа множественного числа всех склонений существительных и прилагательных. |
Научиться быстро и безошибочно проговаривать термины в форме родительного падежа множественного числа.
|
|
Самостоятельная работа над учебным материалом |
8. |
Фармацевтическая терминология. Номенклатура лекарственных средств. Частотные отрезки в тривиальных наименованиях. Лекарственные формы.
|
Фармацевтическая терминология. Номенклатура лекарственных средств. Частотные отрезки в тривиальных наименованиях. Лекарственные формы. Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
Научиться безошибочно писать латинские фармацевтические термины.
|
Овладеть фармацевтической терминологией, которой постоянно пользуются лечащие и оперирующие врачи всех специальностей при назначении лекарств, при чтении аннотаций к препаратам, рецептурных справочников.
|
|
Самостоятельная работа над учебным материалом |
9. |
Структура рецепта. |
Структура рецепта. Структура рецептурной строки. Наиболее употребительные рецептурные формулировки |
Научиться грамотно писать рецепт, используя полученные знания по грамматике латинского языка.
|
Овладеть фармацевтической терминологией, которой постоянно пользуются лечащие и оперирующие врачи всех специальностей при назначении лекарств, при чтении аннотаций к препаратам, рецептурных справочников. |
|
Самостоятельная работа над учебным материалом |
10. |
Названия химических элементов, кислот, оксидов, солей |
Названия
важнейших химических элементов. Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
Овладеть фармацевтической терминологией, которой постоянно пользуются лечащие и оперирующие врачи всех специальностей при назначении лекарств, при чтении аннотаций к препаратам, рецептурных справочников, знать латинские названия важнейших химических элементов; уметь образовывать на латинском языке названия кислот, оксидов, солей. |
Грамотно проговаривать на латинском языке названия кислот, оксидов, солей.
|
|
Самостоятельная работа над учебным материалом |
11. |
Понятие о клинической терминологии. Словообразование. Суффиксы. Понятие о терминоэлементах. Греко-латинские дублеты и одиночные терминоэлементы.
|
Клиническая терминология Словообразование. Суффиксы в клинической терминологии. Понятие о терминоэлементах. Греко-латинские дублеты и одиночные ТЭ
|
Научиться членить производное слово на составляющие его части (компоненты), научиться выводить значение слова из значения составляющих его частей, овладеть методикой морфемного анализа и усвоить частотные ТЭ научиться дифференцированному применению греко-латинских дублетов в зависимости от той или иной подсистемы медицинской терминологии. |
Грамотно и дифференцированно применять греко-латинские дублеты в зависимости от той или иной подсистемы медицинской терминологии. Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
|
Самостоятельная работа над учебным материалом |
12. |
Греко-латинские дублеты и одиночные терминоэлементы, обозначающие органы и ткани.
|
Клиническая терминология Понятие о терминоэлементах. Греко-латинские дублеты и одиночные ТЭ
|
Научиться членить производное слово на составляющие его части (компоненты) Научиться выводить значение слова из значения составляющих его частей, овладеть методикой морфемного анализа и усвоить частотные ТЭ. |
Грамотно и дифференцированно применять греко-латинские дублеты в зависимости от той или иной подсистемы медицинской терминологии. Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
|
Самостоятельная работа над учебным материалом |
13. |
Греко-латинские дублеты и одиночные ТЭ, обозначающие функциональные и патологические состояния.
|
Знание клинических терминов для написания диагноза на латинском языке на клинических кафедрах.
|
Научиться образовывать и переводить клинические термины, обозначающие функциональные и патологические состояния. Вычленять ТЭ и производящие основы. |
Грамотно использовать в профессиональной речи клинические термины, обозначающие функциональные и патологические состояния. Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
|
Самостоятельная работа над учебным материалом |
14. |
Повторение греко-латинских дублетов и одиночных ТЭ. |
Греческие ТЭ обозначающие патологические изменения органов и тканей. Одиночные ТЭ обозначающие функциональные и патологические состояния.
|
Закрепить умения образования клинических терминов. Закрепить умения по членению производных слов на составляющие его части. Закрепить умения дифференцированного применения греко-латинских дублетов. |
Грамотно использовать в профессиональной речи клинические термины, обозначающие функциональные и патологические состояния. Форма проведения оценки-работа по лексическим карточкам.10 слов по 5 баллов каждое=50 б.+ 50б.выполн. дом.зад. |
Знать основные принципы и положения деонтологии. Форма проведения оценки- тесты на знания афоризмов по врачебной этике. |
Самостоятельная работа над учебным материалом |
● Текущий контроль: осуществляется во время практического занятия.
Методы оценки знаний и навыков на практических занятий.
-
устный опрос;
-
выполнение тренировочных упражнений по грамматике;
-
выполнение тестовых заданий;
-
написание лексического минимума;
Все задания должны быть сданы вовремя. Задания, выполненные с опозданием, будут оцениваться ниже на 10 баллов. Списывание при выполнении письменных работ строго запрещено.
Текущий контроль t – оценка уровня сформированности компетенций
t= (Z+N+K+P+S)/n
где n – количество заданий по всем компетенциям
Z: z1+z2+…+zn – Оценки за знания
N: n1+n2+…+nn – Оценки за навыки
K: k1+k2+…+kn – Оценки за коммуникативные компетенций
P: p1+p2+…+pn – Оценки за правовые компетенций
S: s1+ s2+…+sn – Оценки за СРС
Каждая компетенция оценивается по 100-бальной шкале
Форма оценки, количество заданий по каждой компетенции определяется в Рабочей программе (п.2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся) и Силлабусе (п.2.10 Критерии и правила оценки знаний).
Рубежный контроль r – коллоквиум
Рубежный контроль: осуществляется для выявления уровня усвоения изученного материала в конце семестра.
Рубежный контроль проводится по дисциплине 1 раз на 15 неделе. Это контрольная письменная работа по трем подсистемам (анатомической, фармацевтической, клинической), которая существенно влияет на итоговый балл. См.п.2.9. Билет по рубежному контролю состоит из 6 заданий:
1. Переведите анатомические термины со словарной формой (3 задания по 10 баллов каждый)
2. Переведите фарм. термины со словарной формой (3 задания по 10 баллов каждый)
3. Переведите рецепт со словарной формой (10 баллов)
4. Допишите клинические термины (10 баллов)
5. Сделайте анализ по ТЭ, переведите (10 баллов)
6. Составьте термины с заданным значением (10 баллов)
Рейтинг допуска
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, определяется по формуле
Rд= (t+r)/ *0.6
где t – текущий контроль
r – рейтинг
Итоговый контроль
Итоговый контроль: интегрированный экзамен, состоит их двух этапов : 1) тестирование в ЦТ 2) письменный (по билетам, проверка практических навыков и др.)
Eд= (E1+E2)/ 2*0.4
где Е1 – баллы за I этап экзамена
Е2 – баллы за II этап экзамена.
Итоговая оценка
Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля:
I = R х 0,6 + E х 0,4,
где I – итоговая оценка
R – оценка рейтинга допуска
E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Итоговый рейтинг состоит из 60% рейтинга допуска и 40% оценки итогового контроля.
Время рубежного контроля и итогового контроля.
Время рубежного контроля: 15 неделя.
Время итогового контроля: в конце семестра по расписанию ОПиКУП
.
2.10 Критерии и правила оценки знаний практических занятий
На каждом практическом занятии студент может получить максимально 100 баллов.
Выполнить все домашнее задание. Прописать все словарные формы. Верно согласовать все словосочетания. |
50 баллов |
+
Написать лексический минимум, где каждая лексическая единица – 5 баллов. В карточке 10 слов.
|
50 баллов |
Итого 100 баллов.
Критерии оценки СРС
Максимальный балл за СРС – 100 баллов (в семестре выполняется 1 СРС).
Сроки сдачи СРС – до 15 –ой недели (рубежного контроля).
СРС включает в себя по выбору:
-
составление терминологического словаря;
-
презентация.
-
письменная работа
Тему студент выбирает сам.
Критерии оценки выполнения презентации.
100-90 баллов выставляется, если студент: полно излагает и демонстрирует оформленный в виде презентации изученный материал, дает правильные определения языковых понятии; обнаруживает понимание материала, может обосновав свои суждения, применить знания на практике привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно, владеет навыками языкового анализа.
89-75 баллов выставляется, если студент дает ответ, соответствующий тем же требованиям, но допускает незначительные ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого, владеет навыками языкового анализа.
74-60 баллов выставляется, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в оформлении излагаемого, допускает ошибки при проведении языкового анализа.
50-59 баллов выставляется, если студент обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал. 0 баллов отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые свидетельствуют о серьезном непонимании темы и слабом владении практически важными умениями и навыками.
0 баллов выставляется, если студент не выполнил СРС.
Критерии оценки выполнения письменной работы.
Письменная работа должна включать в себя минимум 60 согласованных и несогласованных определений.
100-90 баллов выставляется, если студент полно демонстрирует согласованные и несогласованные определения с расписанной словарной формой и не допускает ошибки в оформлении терминов-словосочетаний.
89-75 баллов выставляется, если студент делает незначительных ошибки в оформлении терминов-словосочетаний и словарных форм.
74-60 баллов выставляется, если студент допускает ошибки в оформлении терминов-словосочетаний, неграмотно расписывает словарные формы.
50-59 баллов выставляется, если студент не справляется с заданием.
0 баллов выставляется, если студент не выполнил СРС.
Критерии оценки терминологического словаря
Терминологический словарь должен включать в себя минимум 50 терминов.
100-90 баллов студент получает, если знает, что составляет основу терминологических систем, знает основные способы образования терминов, активно использует медицинскую терминологию в своем выступлении, имеет понятие об общенаучных и специальных терминах, знает перевод терминов.
89-75 баллов студент получает, если знает, что составляет основу терминологических систем, знает основные способы образования терминов, имеет понятие об общенаучных и специальных терминах, не знает перевод некоторых терминов
74-60 баллов студент получает, если знает, что составляет основу терминологических систем, знает основные способы образования терминов, не имеет понятие об общенаучных и специальных терминах, не знает перевод терминов.
50-59 баллов студент получает, если не справляется с заданием.
0 баллов выставляется, если студент не выполнил СРС.
2.10 Список рекомендуемой литературы
Основная:
Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии – Москва: Медицина. – 2002.
Шульц Ю.Ф. Латинский язык и основы терминологии – Москва, 1995.
Рахишев А. Р. Словарь анатомических терминов – Алматы: “Рауан”. “Демеу”. – 1994.
Рахишев А.Р. Атлас анатомии человека.- Алматы, 2006. (1-4 тома)
Латинско-русский словарь. Сост. Тананушко К.А. – Минск, Харвест – 2005 г.
Латинско-русский и русско-латинский словарь. Сост. Асланова Л.А. – Москва, «Дом Славянской книги» - 2010 г.
Машковский М.Д. Лекарственные средства – Москва, «Новая волна», 16-е издание – 2010 г.
Медициналық терминдер сөздiгi. Нүрмүхамбетов А.Н. - Алматы, Дайк-Пресс – 2009 г.
Дополнительная:
Арнаудов Г.Д. Медицинская терминология на пяти языках. – София, 1997.
Латинско-русский словарь медицинской терминологии. Сост. Алексеев А.П. – Москва, Центрполиграф – 2006 г.
Международная анатомическая терминология.– Москва, 1980.
Приказ и.о. МЗ РК 289 от 21.05.08. “Правила выписывания рецептов на лекарства”.