ВУЗ: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Категория: Рабочая программа
Дисциплина: Социология
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 1421
Скачиваний: 34
СИЛЛАБУС
Дисциплина СОЦИОЛОГИЯ
Специальность: 051102 - Общая медицина
051302 «Стоматология»
Объем учебных часов – 90
кредитов - 2
Курс - 2
Семестр: 3;4
Форма контроля: экзамен
Алматы 2013
Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой, составленной кандидатом социологических наук, доцентом Нагайбаевой З.А., обсужден и утвержден на заседании кафедры
от « ___ »_________2013 г., протокол №
Заведующая кафедрой к.филос.н.,доцент __________ Бисембаева З.У.
1.1.Наименование вуза |
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова; |
1.2. Модуль |
философии и социологии |
1.3. Дисциплина |
социология |
1.4. Специальность |
051102 «Общая медицина» 051302 «Стоматология» |
1.5. Объем учебных часов (кредитов) |
90 часов, 2 кредита |
1.6. Курс |
2 курс |
1.6. Семестр |
3, 4 |
1.7.Сведения о преподавателях:
№ |
ФИО |
Должность |
Степень |
Контактная информация |
1 |
НагайбаеваЗаурешАрстамбековна |
доцент |
кандидат социологических наук |
адрес : ул.Мауленова 71 каб 1 а моб. тел.: +77026067658 эл.адрес: zaureshan@mail.ru |
1.8. Контактная информация: адрес : ул.Мауленова 71, каб. 1а
1.9. Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе:
-
обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий и СРСП;
-
обязательное выполнение 2 видов СРС разной формы;
-
активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ) – при недостаточной подготовке студенту не ставится балл за практические работы или СРСП;
-
сдача протоколов практических работ, тестов, ситуационных задач, защита темы СРС в установленное время по тематическому плану не позднее недели, соответствующей данному разделу;
-
сдача рубежного контроля по кредитам согласно графика;
-
студент не должен опаздывать на занятия;
-
наличие чистого, выглаженного, белого халата;
-
уважительное отношение к ППС и студентам;
-
открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. Кафедрой.
2. Программа:
2.1. Введение:
Социология - наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности. Чем сложнее проблемы социума, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе. Социология изучает как общество в целом так и законы, управляющие поведением людей (рассматривает причины разводов, межнациональных конфликтов, причины процветания одних обществ и отставание в развитии других; вопросы социального неравенства и социального расслоения, бедности и богатства и мн.др.). Иными словами, опираясь на мощную экспериментальную базу, используемую и другими общественными науками, социология помогает разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности. Социологическая наука позволяет рассмотреть любое явление в человеческом измерении, видеть его социальные механизмы и социальные последствия. Как дисциплина «Социология» формирует у студентов социологическое видение мира, позволяющее адекватно социальной реальности оценивать общественные процессы и явления, осознавать собственную позицию в обществе и свои возможности участия в социальной жизни.
2.2 Цель дисциплины: формировать научные знания о специфике функционирования законов социального взаимодействия и развития, особенностях функционирования и развития социальных институтов, социальной структуры и социальных отношений, о взаимосвязи человека с социальной реальностью и тенденциях развития мирового сообщества, а также формировать навыки применения этих знаний на практике.
2.3. Задачи обучения:
-
формировать научное представление о социологическом подходе к анализу общества, природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и направлениях социальных процессов и социальных изменений;
-
формировать целостное представление о социологии как науке и как способе восприятия и анализа действительности;
-
формировать навыки социологического мышления и использования их в повседневном общении и деятельности;
-
формировать навыки использования основных принципов и методов социологического анализа явлений и процессов в общественно-правовой сфере;
-
формировать умения использования правовых знаний при анализе социальной реальности
-
формировать умение самостоятельно разбираться в социальных проблемах, источниках их возникновения и возможных путей разрешения.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
-
понятие науки социологии, ее объект и выделять ее предмет знать основные понятия и категории социологической науки;
-
знать типологию и основные условия возникновения и развития социальных движений, факторы социального развития, формы социальных взаимодействий и уметь их анализировать;
-
иметь научное представление о социологическом подходе к личности, формах, направлениях и особенностях социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения;
-
владеть методологией и методикой проведения социологического исследования;
-
краткую историю развития мировой социологической мысли;
-
специфику социологического подхода к изучению различных социальных явлений и процессов.
Студент должен уметь:
-
оперировать основными социологическими понятиями и категориями;
-
социологически анализировать социальные процессы и явления;
-
систематизировать многообразный социологический материал;
-
различать виды, методы социологического исследования;
-
определять особенности социологического подхода к изучению тех или иных общественных явлений;
-
владеть методикой выполнения самостоятельной работы.
Вы получите навыки:
-
поиска и отбора материала, необходимого для раскрытия социологической темы;
-
работы с тестами, написания социологических эссе; составления социологических кроссвордов;
-
постановки и разрешения аналитических вопросов и проблем;
-
участия в ролевых играх.
-
Пререквизиты дисциплины: дисциплине «Социология» предшествует изучение из школьной программы дисциплины «Всемирная история» «Обществоведение» и университетского курса дисциплин: «Основы права», «Философия», «Политология», «Психология», «Экономическая теория», «Культурология», «История Казахстана».
2.5.Постреквизиты дисциплины: в условиях модернизации казахстанского общества значительно возросла главная функция социологического образования – формирование социологического мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей их разрешения, в связи с чем тесно связана с историей Казахстана, культурологией, психологией, педагогикой, основами права, политологией, историей медицины и другими социально-гуманитарными дисциплинами.
2.6. Краткое содержание дисциплины:
Социология изучает самый сложный объект – человеческое общество, его структуру, поведение людей в больших и малых социальных группах, а также причины различных отклонений в жизни социума. Предметом исследования являются социальные закономерности человеческих взаимоотношений. Изучение общественных отношений, ролевого поведения, предпочтений групп, общностей и даже всего общества производится через знания, ориентацию, оценки конкретного социального индивида, т.е. личности.
2.7. Тематический план занятий
№ |
№ пп |
Тема |
Балл |
|
|
|
|
|
лек |
прак |
срс* |
срсп |
|||||
1 |
1 |
Введение. Статус социологии в системе социального знания.Социология в структуре социально-гуманитарных наук. |
1 |
2 |
15 |
2 |
||
2 |
2 |
Основные направления в истории социологии. |
|
2 |
2 |
|||
3 |
3 |
Элементы социальной жизни.Общество как социальная система. |
|
2 |
2 |
|||
4 |
4 |
Социальные институты и процессы. |
|
2 |
2 |
|||
5 |
5 |
Социальная структура и социальная стратификация. |
1 |
2 |
2 |
|||
6 |
6 |
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. |
1 |
2 |
2 |
|||
7 |
7 |
Социология образования |
|
2 |
2 |
|||
8 |
8 |
Экономическая социология |
|
2 |
15 |
2 |
||
9 |
9 |
Социология семьи. |
1 |
2 |
2 |
|||
10 |
10 |
Социология культуры. |
1 |
2 |
2 |
|||
11 |
11 |
Социология массовых коммуникаций |
|
2 |
2 |
|||
12 |
12 |
Социология медицины. |
|
2 |
2 |
|||
13 |
13 |
Прикладная социология. Методы и техника конкретно-социологических исследований. |
|
1 |
3 |
|||
14 |
14 |
Методика обработки информации и анализ ее результатов. |
|
|
3 |
|||
|
|
Итого часов |
5 |
25 |
30 |
30 |
||
|
|
Всего часов |
90 |
№ недели |
№ пп |
Тема |
Форма проведения |
Продолжительность |
1. |
1 |
Социология в структуре социально-гуманитарных наук. Основные направления в истории социологии. |
Презентация |
1 |
2 |
2 |
Социальная структура и социальная стратификация. |
Проблемная лекция |
1 |
3 |
3 |
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. |
Бинарная лекция |
1 |
4 |
4 |
Социология семьи. |
Проблемная лекция |
1 |
5 |
5 |
Социология культуры. |
дискуссия |
1 |
Тематический план семинарских занятий.
№ недели |
№ занятия |
Тема |
Форма проведения |
продолжительность |
Макс.балл |
1 |
1 |
Введение. Статус социологии в системе социального знания.Социология в структуре социально-гуманитарных наук. |
Устный опрос, составление глоссария |
2 |
100 |
2 |
2 |
Основные направления в истории социологии. |
Устный опрос Составление таблицы, работа в группах |
2 |
100 |
3 |
3 |
Элементы социальной жизни.Общество как социальная система. |
Устный опрос, тестирование, составление глоссария |
2 |
100 |
4 |
4 |
Социальные институты и процессы. |
Тестирование, решение ситуационных задач |
2 |
100 |
5 |
5 |
Социальная структура и социальная стратификация. |
Тестирование, устный опрос, ситуационные задачи |
2 |
100 |
6 |
6 |
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. |
Тестирование, Ролевая игра |
2 |
100 |
7 |
7 |
Социология образования |
Тестирование, устный опрос, доклад |
2 |
100 |
8 |
8 |
Экономическая социология |
Тестирование, устный опрос, ситуационные задачи |
2 |
100 |
9 |
9 |
Социология семьи. |
Тестирование, устный опрос,ролевая игра |
2 |
100 |
10 |
10 |
Социология культуры. |
Тестирование,устный опрос, презентации |
2 |
100 |
11 |
11 |
Социология массовых коммуникаций |
Тестирование, устный опрос |
2 |
100 |
12 |
12 |
Социология медицины. |
Устный опрос, доклады, тестирование |
2 |
100 |
13 |
13 |
Прикладная социология. Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. |
Тестирование Глоссарий, доклад |
1 |
100 |
Тематический план СРСП
№ |
Тема задания |
Содержание задания |
Форма выполнения задания |
Срок сдачи (неделя) |
Продолжительность |
Максимальный оценочный балл |
1 |
Социология в структуре социально-гуманитарных наук. |
1.Предмет социологического знания. 2. Социология как научное знание. 3.фундаментальные вопросы социологии. 4.Основные понятия и категории социологии. 5.Структура и функции социологии. |
Конспектирование, составление глоссария |
1 |
2 |
100 |
2 |
Основные направления в истории социологии. |
1.Основные направления европейской социологии Х1Х века. 2.Парадигмы современной западной социологии. 3.Социологическая мысль в России и Казахстане: особенности становления и развития. |
Подготовка рефератов, конспектирование |
2 |
2 |
100 |
3 |
Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. |
1.Теория социальной системы Т.Парсонса. 2.Структурно-функциональный анализ Р.Мертона. 3.Постфункционализм Н.Лумана. |
Конспектирование и аннотирование |
3 |
2 |
100 |
4 |
Социальные институты и процессы. |
1.Понятие социального института. Истоки и условия институционализации. 2.Виды социальных институтов, их функции, взаимодействие и развитие. 3.Понятие социального процесса. 4.Социальные процессы в жизнедеятельности общества. |
Подготовка рефератов |
4 |
2 |
100 |
5 |
Социальная структура и социальная стратификация. |
1.Понятие социальной структуры общества. 2.Теории социальной структуры П.Сорокина и М.Вебера. 3.Понятие социальной стратификации общества. 4.Типология теории социальной стратификации. 5.Теория среднего класса. 6.Особенности стратификационных процессов в РК. Новые классы и страты. |
Подготовка докладов |
5 |
2 |
100 |
6 |
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. |
1.Понятие личности. 2.Социализация личности. Институты социализации личности. 3.Теории развития личности. 4.Основные формы девиантного поведения. 5.Социальный контроль. |
Конспектирование |
6 |
2 |
100 |
7 |
Социология образования |
1.Образование как социальный институт. 2.Интернационализация образования. |
Подготовка рефератов и докладов |
7 |
2 |
100 |
8 |
Экономическая социология |
|
Подготовка рефератов и докладов |
8 |
2 |
100 |
9 |
Социология семьи. |
1.Исторические этапы эволюции семьи. 2.Современные тенденции в развитии семьи. |
Подготовка рефератов и докладов |
9 |
2 |
100 |
10 |
Социология культуры. |
1.Элементы культуры. Производство и распространение культуры. 2.Массовая культура. 3.Проблема взаимодействия культур. |
Подготовка рефератов и докладов |
10 |
2 |
100 |
11 |
Социология массовых коммуникаций |
|
Составление глоссария |
11 |
2 |
100 |
12 |
Социология медицины. |
1. История становления и развития социологии медицины. 2.Структура медицинской социологии. |
Коспектирование |
12 |
2 |
100 |
13 |
Методы и техника конкретно-социологических исследований. |
1.Основные методы социологических исследований. 2.Виды социологических исследований |
Составление глоссария |
13 |
3 |
100 |
14 |
Методика обработки информации и анализ ее результатов. |
|
Составление глоссария |
14 |
3 |
100 |
2.8.Задания длясамостоятельной работы студентов
В течение 1 семестра студент обязан выполнить 2 СРС и защитить не позднее 7 и 13 недели:
-
Защита подготовленного доклада по выбранной теме (7 неделя).
-
Защита подготовленного доклада по выбранной теме (13 неделя).
№ |
Содержание задания (тема) |
Форма отчетности |
неделя |
Макс.балл |
1. |
1. Проблема социального равенства в социологии П.А. Сорокина. 2. Средний класс в Казахстане. 3. Маргинальность. Статус маргинала в современном обществе. 4. Социальное неравенство. 5. Социальная структура и социальный престиж видов деятельности. 6.Тенденции трансформации социальной структуры современного казахстанского общества. 7. Социальная структура казахстанского общества. 8. Многообразие подходов к выделению средних классов: старые и новые средние классы. 9. Социальная мобильность в Казахстане и на Западе. 10. Социальные нормы: роль в регуляции поведения. 11. Основные процессы глобализации. 12. Социальные последствия глобализации. 13. Социальные изменения в странах третьего мира. 14. Концепции социального прогресса. |
Защита доклада в форме презентации |
7 неделя |
100 баллов |
2. |
1. Применение методов социологических исследований в стоматологии РК. 2. Применение методов социологических исследований в медицинском учреждении РК. 4. Социологический анализ отношений «врач – пациент». 6. Социальная организация медицинской помощи в РК. 7. Сравнительный анализ систем здравоохранения. 8. Медицинские технологии и этические проблемы. |
доклад |
13 неделя |
100 баллов |
2.9.Литература основная и дополнительная
Основная:
-
Габдуллина К.Г., Раисов Е.Р. Социология, Алматы, 2008.
-
Лавриненко В.Н. Социология. М., 2009.
-
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, М., 2009.
-
Социология. /Под ред. Эфендиева Л.Г., М.2000.
Дополнительная
-
Гидденс Э. Социология. М., 1999.
-
Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс, М., 2009.
-
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии, М., 2008. \
-
Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах, М., 2009.
-
Бабосов Е.М. Социология. Энциклопедический словарь, М., 2008.
-
Краткий социологический словарь / общ. Ред. Кравченко А.И.., М., 2009.
-
Энциклопедический социологический словарь / общ. Ред. Осипова Г.В., М., 2008.
Интернет – источники:
-
http://lib.socio.msu.ru- Электронная библиотека социологического факультета МГУ.
-
http://socio.rin.ru/ Портал по социологии с большим количеством информации.
-
http://socioline.ru Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.
-
http://www.elitarium.ruДистанционное интернет-образование
-
http://socionet.narod.ru/ Обзор социологических ресурсов русского интернета
-
http://just-the-one.narod.ru/авторский сайт по социологии
-
http://sociologist.nm.ru/ Sociologist's Warehouse
-
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php