Файл: Задача социального педагога, воспитателя помочь таким детям в установлении контакта с окружающими, так как они оказываются трудными в общении..docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение -
Причины девиантного поведения у детей и его сущность. -
Методы работы с детьми с девиантным поведением . -
Рекомендации современной психологии и педагогики. -
Заключение. -
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача образования – дать каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, развить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Данная проблема стала уже не только психолого-педагогической, но и социальной. Отклоняющееся поведение обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важное значение имеют биологические факторы – неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребёнка (нарушение умственного развития, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы, дефекты речи).
Социально-психологические факторы – это игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, также неблагополучные семьи, где взаимоотношения приводят к формированию отклоняющегося поведения. Невозможно отделять проблемы ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Поэтому можно сделать вывод, что девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребёнка условия, в которых он оказался, как язык общения с социумом, когда другие способы общения недоступны.
Задача социального педагога, воспитателя – помочь таким детям в установлении контакта с окружающими, так как они оказываются трудными в общении. Ребёнка с отклоняющимся поведением надо расположить к общению. Для этого необходимо выявить интересы и склонности школьника, способствовать формированию адекватной самооценки, воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия. Педагогу следует обеспечить благоприятный социально-психологический климат в классном коллективе или группе учащихся. Ребёнку важно показать, что к его мнению прислушиваются, создать для него ситуацию успеха путём включения в социально значимые виды деятельности или в избранном им виде деятельности. Педагог также должен выявить положительные и опасные для общения качества школьника.
В современной педагогике выделяют три технологии в работе с девиантными детьми: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально- психологическая реабилитация.
Социально-психологические технологии – это система процедур, в основе которых лежит воздействие на некоторые стороны психической реальности человека с помощью особых методов.
Особое значение приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей. Поэтому технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение и устранение причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении школьников. Данная технология относится к категории групповой работы. Педагог наблюдает за детьми с проявлением отклоняющегося поведения в процессе коллективных игр, экскурсий, различных внеклассных занятиях, уроках и выявляет особенности эмоционально-поведенческой сферы, требующие коррекции. На этом этапе важно создать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.
технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, воспитателя, администрации школы и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребёнка, родителей и учителей. На этом этапе работы задача педагога – продемонстрировать ребёнку неадекватность, нецелесообразность его способов реагирования и сформировать потребность в изменении своего поведения. На этой стадии происходят главные изменения в психике ребёнка, разрешаются внутренние конфликты. Почти всегда встречаются проявления агрессии, протест, направленный против педагога. Эта стадия завершается чувством симпатии как к взрослым, так и к одноклассникам, партнёрам по игре. Ребёнок усваивает более адекватные способы поведения и демонстрирует их в ситуации выбора, требующей определённого способа действия.
В рамках общеобразовательных учреждений технология социально- психологической реабилитации используется редко. Однако, в процессе этой работы дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Целью этого периода является закрепление всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребёнка.
2.ПРЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВДЕЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ЕГО СУЩНОСТЬ
Каждый ребенок уникален и требует к себе индивидуального подхода, особенно это касается детей с различными отклонениями и особенностями в поведении. В настоящее врем число детей с нарушениями в поведении, становится все больше. Это требует специальной подготовки для будущих педагогов, так как работа с такими детьми с каждым годом становится все сложнее. Для того, чтобы педагог мог оказать положительное влияние на исправление ситуации ему необходимо владеть обширными умениями и навыками в области работы с детьми с девиантным поведением.
Девиантное поведение (отклонение поведение) – система отдельных поступков или особенностей поведения, которые кардинально противоречат общепринятым нормам права
Cовременные педагоги отмечают, что с каждым годом количество детей с девиантным поведением становится все больше. Работа с ними очень сложна и требует от педагога специальных профессиональных умений. Важным, при организации работы с такими детьми, является определение причины возникновения данной проблемы.
Основными причинами девиантного поведения называют следующие факторы: Биологические (неблагоприятные анатомические или физиологические особенности здоровья ребенка);
Психологические (психологические патологии, нервно-психические недуги и т.п.); Социально-психологические (неправильное воспитание в семье, учебном заведении, отрицательное влияние со стороны окружающих и т.п.).
Согласно мнению психологов, девиантное поведение следует воспринимать как норму, своего рода естественную реакцию ребенка на ненормальные условия или негативную ситуацию. Кроме того, девиантное поведение часто принимают за своеобразный язык коммуникации, когда ребенок уже не может иначе выразить свое мнение, желание, привлечь внимание взрослого и т.п.
3. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Успешность работы с детьми с девиантным поведением зависит от грамотности и опыта педагога. Работа предполагает не только взаимодействие с детьми, но и сотрудничество с родителями, классным руководителем (воспитателем) и иными педагогами образовательного учреждения.
Особенности работы с девиантным поведением заключаются в том, что существует ряд правил, соблюдение которых значительно повышение эффективности работы:
Принимать ребенка таким, какой он есть;
При предъявлении ребенку требований, необходимо учитывать не только собственные педагогические желания и стремления, но и на возможности ребенка;
Расширение кругозора ребенка;
Включение ребенка в совместную деятельность с другими детьми коллектива, важно корректно акцентировать внимание на значимости ребенка в выполнении задания (решения задачи, разрешения ситуации и т.п.);
Игнорирование несущественных проявлений агрессивности, не фиксировать на них не только свое внимание, но и внимание других детей;
При работе с ребенком с девиантным поведением проявлять терпение;
Не лениться объяснять ребенку сложные и непонятные для него моменты, даже если он спрашивает несколько раз;
Поощрять за нормальное и хорошее поведение.
Одной из причин девиантного поведения являются страхи. В том случае, если установлено, что ребенка беспокоят страхи, то работа педагога должна опираться на следующие принципы:
Воспринимать ребенка как самостоятельную и отдельную личность, которая имеет свои особенности и индивидуальности, но при этом может меняться;
Стараться проводить работу с детьми в позитивном ритме, уделять внимание и время каждому воспитаннику (ученику);
Проявлять понимание и сочувствие к переживаниям и страхам ребенка, ни в коем случае не высмеивать его страхи и не пытаться избавить его от них радикальными способами; При необходимости в легкой и непринужденной форме проигрывать с ребенком ситуации, которые вызывают у него тревогу.
Довольно часто дети, имеющие девиантное поведение, лгут, в этом случае необходимо придерживаться следующих правил:
акцентировать внимание на хороших поступках ребенка, хвалить и одобрять такое его поведение;
в том случае, если педагог точно уверен, что ребенок лжёт, то его необходимо корректно вывести на откровенный разговор и установить причину лжи;
если известная точная причина, по которой ребенок лжет, необходимо постараться ее устранить; ни в коем случае нельзя допускать наказаний за ложь, если ребенок признался в ней самостоятельно, понял, что поступил неверно и попросил прощения
4. РЕКОМЕНДАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Эффективность коррекции проблемы девиантного поведения во многом зависит от правильности организованной работы педагогом. Основным методом работы с такими детьми является направление их энергии в нужное русло.
Также достаточно эффективным методом воздействия на ребенка может быть выявление его скрытых способностей к различным предметам и занятиям. Преподаватель может предоставить учащемуся возможность учиться в индивидуальном ритме, вовлекать его в проектную деятельность и перекладывать на него функции лидера. Если ребенок отвечает за группу, он будет вдвойне серьезно относиться к себе.
Одним из наиболее продуктивных методов работы с детьми с девиантным поведением является игра. В ней ребенок может осуществлять социальную деятельность и развивать конструктивное взаимодействие с окружающей средой. Именно поэтому игровые технологии чрезвычайно важны для формирования личности. С помощью игры педагог имеет возможность воспитывать нравственные чувства у детей и создавать привычки социального поведения.
В процессе обучения, особенно с детьми младшего школьного возраста, допустимо использовать театрализации. Данный метод может быть использован не только на уроках музыки или литературы, но и на других. Театрализация может представить учебный материал в интересной и понятной, практически для каждого ребенка, форме.
В сложной и очень конфликтной ситуации необходимо осторожно снимать напряжение с помощью эмпатии, юмора или физического контакта (поглаживание, объятие).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная задача – развить навыки общения. Ребёнок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всём поддерживает ребёнка, демонстрирует ему своё уважение. На каждой стадии работы используется специфическая тактика взаимодействия, и решаются конкретные задачи.
При взаимодействии с агрессивным ребёнком можно использовать следующие рекомендации:
- ребёнка необходимо принимать таким, каков он есть;
- предъявляя к ребёнку требования, надо учитывать его возможности
- расширять кругозор ребёнка;
- включать ребёнка в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле;
- игнорировать лёгкие проявления агрессивности, не фиксировать на них внимание окружающих.
Таким образом, можно сделать вывод: бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, которое заключается в подсказке ребёнку интересного для него вида деятельности, и поощрением, которое пробудит в воспитаннике желание ещё раз услышать похвалу.