Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в указанной сфере, является ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»). На практике зачастую возникает вопрос о том, какой из указанных актов подлежит преимущественному применению при наличии спора.

Несмотря на то, что ФЗ «О защите конкуренции» вступил в силу позднее, чем ФЗ «О рекламе» (дата вступления в силу 26.10.2006 и 01.07.2006 года соответственно), в случае коллизии преимущественному применению подлежат нормы специального закона, то есть ФЗ «О рекламе», так как последующий общий закон не отменяет действия более раннего специального закона аналогичной юридической силы. Сфера действия норм ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О Рекламе» частично совпадают. Общими нормами являются нормы ФЗ «О защите конкуренции», которые регламентируют отношения, возникающие в связи с осуществлением недобросовестной конкуренции в любой сфере предпринимательской деятельности.

Так, недобросовестной конкуренцией признается распространение ложных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характеристик товара; некорректное сравнение товаров; введение в оборот товара, при незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности и т.д.[38].

Норма п. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе» является специальной по отношению к нормам о недобросовестной конкуренции. Таким образом, нормы о недобросовестной конкуренции являются общими по отношению к специальным нормам о недобросовестной рекламе. Для квалификации рекламы как акта недобросовестной конкуренции необходимо наличие факта причинения или возможности причинения убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесения или возможности нанесения вреда их деловой репутации. Органом, осуществляющим государственный надзор в сфере рекламы, а также обладающим полномочиями по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС).

По результатам рассмотрения таких дел ФАС выдает обязательные для исполнения предписания. В случае распространения недостоверной рекламы ФАС вправе обратиться в суд с требованием о контррекламе – публичном опровержении распространенной недостоверной рекламной информации. Зачастую такое опровержение осуществляется в той же форме и таким же способом, что и первоначальная недостоверная реклама. Разрешение споров, возникающих в рамках рекламных правоотношений, осуществляется также судами общей юрисдикции и арбитражными судами.


Соответственно, лица, чьи права и интересы нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, могут обратиться в суд с иском о защите своих прав, в частности, с требованием о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц или имуществу физических или юридических лиц, о взыскании убытков, а также о компенсации морального вреда. Таким образом, действующее законодательство содержит достаточно детальную регламентацию общественных отношений, связанных с производством, размещением и распространением рекламы.

Отношения, возникающие в связи с распространением ненадлежащей рекламы, регулируются преимущественно нормами ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О рекламе», которые соотносятся как общие и специальные. Защита прав, нарушенных в результате распространения ненадлежащей рекламы, осуществляется в судебном и административном порядке посредством применения общих способов защиты гражданский прав, а также специального способа защиты, предусмотренного ст. 38 ФЗ «О рекламе» - контррекламы.

Заключение

Важным элементом для отнесения рекламной информации к объектам гражданских прав является гражданско-правовой режим публичной оферты и предложения делать оферты. Без этого невозможно в полной мере уяснить статус рекламной информации как объекта гражданских прав. Под офертой следует понимать стадию заключения договора, которая характеризуется взаимодействием воли каждой из сторон, и которая направлена на достижение одной и той же юридической цели.

Реклама является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Активное изменение маркетинговой политики, появление новых товаров и услуг не находят своего отражения в законодательстве. Вследствие этого появляются «пробелы» законодательства, которые используются недобросовестными предпринимателями.

Применение Интернета как одной из площадок для размещения рекламы вызвало необходимость правового регулирования данного явления, в том числе и в России.

Соответственно, интернет-ресурсы, имея двойственную природу, требуют различных режимов правового регулирования. Если СМИ осуществляют массовое распространение информации через собственный сайт в Интернет, то на Интернет-СМИ распространяется нормативное регулирование, действующее в отношении СМИ. При распространении рекламы СМИ через Интернет-ресурсы, на него распространяется законодательство о рекламе.


По общему правилу, рекламодатель несет ответственность за достоверность сведений, которые относятся к его собственной деятельности, являющейся объектом рекламирования, а также сведений, которые относятся к деятельности его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Недобросовестной рекламой считается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей; порочит честь, достоинство или деловую репутацию других лиц; представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена, но осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие ограничения[39].

Отношения, возникающие в связи с распространением ненадлежащей рекламы, регулируются преимущественно нормами ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О рекламе», которые соотносятся как общие и специальные. Защита прав, нарушенных в результате распространения ненадлежащей рекламы, осуществляется в судебном и административном порядке посредством применения общих способов защиты гражданский прав, а также специального способа защиты, предусмотренного ст. 38 ФЗ «О рекламе» - контррекламы.

Список литературы

Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 1993. – № 237.

О защите конкуренции : федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3434.

О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» : Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2012. – № 12.

О рекламе : федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 12. – Ст. 1232.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. Август, 2010.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4


Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено) // Собрание законодательства РФ. 29 октября 2012 г. № 44. Ст. 6044.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 20 марта 2006 г. № 12. Ст. 1232.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 25. Ст. 3535.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31 июля 2006 г. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

Богацкая С.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Академический про- спект, 2012. – С. 14–15.

Головлева, Е. Л. Реклама в поисках легитимности: западноевропейский опыт // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. 2012. – № 4. – С. 67-72.

Гришаев, С. П. Реклама: правовое регулирование // СПС Консультант Плюс.

Девочкина Е. Ф. Анализ нормативно-правовой базы регулирования рекламного рынка в России // Статистика и экономика, 2014. № 2. С. 65-67.

  1. Ермакова, И. В. К вопросу о запрете некорректного сравнения в рекламе // Адвокат. 2014. – № 11. – С. 18.
  2. Жукова Е.А. Рецепция зарубежного опыта правовой регламентации в сфере рекламы // СПС КонсультантПлюс. 2013.
  3. Журавлёв Г.К. Рекламная деятельность. М.: ИНФРА-М. 2013. С.21

Засурский Я.Н. Колонка редактора: английская пресса модернизируется // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 2.

Кабанов П.А. Понятие антикоррупционной рекламы как правовой кате- гории: региональный аспект // Административное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 1045 - 1050.

Карягина А. В. Политико-правовые основы рекламной деятельности в РФ на рубеже ХХ-ХХI вв.: проблемы трансформации законодательства // Вестник ТИУиЭ, 2011. № 2. С. 65-68.

Кислов Д.В. Реклама: правовые основы, учет, налогообложение. М.: Главбух. 2014. С.65

Кондрашова Н. А. Становление и развитие законодательного регулирования отношений в области рекламы и рекламной деятельности в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. № 8-3. С. 631-634.

Копытин Д.А. Правовое регулирование рекламного рынка. Предпринимательско-правовой аспект: Монография. М.: 2012. С.48

Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М.: Центр. 2013. С.75

Куликова Ю.С. Надлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции: дис. канд. юрид. наук. М.. 2012. С.64

Лазарева Н. Хозяйственная самостоятельность на примере рекламы // ЭЖ-Юрист. 2014. N 29. С. 14.

Минбалеев А.В. Проблемы и перспективы развития правового регули- рования связей с общественностью // Реклама и право. 2013. N 2. С. 2 - 15.

Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. Учебник. М.: Дашков и К. 2013. – С.15

Серебрякова А.А., Киевец Л.С. Ненадлежащая реклама и ее виды (из практики УФАС по Калининградской области) // Реклама и право. 2013. N 1. С. 31 - 38.

Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014. 402 с.

  1. Головлева, Е. Л. Реклама в поисках легитимности: западноевропейский опыт // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. 2012. – № 4. – С. 67-72.

  2. Ермакова, И. В. К вопросу о запрете некорректного сравнения в рекламе // Адвокат. 2014. – № 11. – С. 18.

  3. Журавлёв Г.К. Рекламная деятельность. М.: ИНФРА-М. 2013. С.21

  4. . Богацкая С.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Академический про- спект, 2012. – С. 14–15.

  5. Девочкина Е. Ф. Анализ нормативно-правовой базы регулирования рекламного рынка в России // Статистика и экономика, 2014. № 2. С. 65-67.

  6. Кислов Д.В. Реклама: правовые основы, учет, налогообложение. М.: Главбух. 2014. С.65

  7. Девочкина Е. Ф. Анализ нормативно-правовой базы регулирования рекламного рынка в России // Статистика и экономика, 2014. № 2. С. 65-67.

  8. Богацкая С.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Академический про- спект, 2012. – С. 14–15.

  9. Копытин Д.А. Правовое регулирование рекламного рынка. Предпринимательско-правовой аспект: Монография. М.: 2012. С.48

  10. Карягина А. В. Политико-правовые основы рекламной деятельности в РФ на рубеже ХХ-ХХI вв.: проблемы трансформации законодательства // Вестник ТИУиЭ, 2011. № 2. С. 65-68.

  11. Кондрашова Н. А. Становление и развитие законодательного регулирования отношений в области рекламы и рекламной деятельности в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. № 8-3. С. 631-634.

  12. Кондрашова Н. А. Становление и развитие законодательного регулирования отношений в области рекламы и рекламной деятельности в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. № 8-3. С. 631-634.

  13. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М.: Центр. 2013. С.75

  14. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014. 402 с.

  15. Куликова Ю.С. Надлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции: дис. канд. юрид. наук. М.. 2012. С.64

  16. Лазарева Н. Хозяйственная самостоятельность на примере рекламы // ЭЖ-Юрист. 2014. N 29. С. 14.

  17. Кабанов П.А. Понятие антикоррупционной рекламы как правовой кате- гории: региональный аспект // Административное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 1045 - 1050.

  18. Минбалеев А.В. Проблемы и перспективы развития правового регули- рования связей с общественностью // Реклама и право. 2013. N 2. С. 2 - 15.

  19. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. Учебник. М.: Дашков и К. 2013. – С.15

  20. Серебрякова А.А., Киевец Л.С. Ненадлежащая реклама и ее виды (из практики УФАС по Калининградской области) // Реклама и право. 2013. N 1. С. 31 - 38.

  21. Жукова Е.А. Рецепция зарубежного опыта правовой регламентации в сфере рекламы // СПС КонсультантПлюс. 2013.

  22. Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ

  23. Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 25. Ст. 3535.

  24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9.

  25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4

  26. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 20 марта 2006 г. № 12. Ст. 1232.

  27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. Август, 2010.

  28. Засурский Я.Н. Колонка редактора: английская пресса модернизируется // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 2.

  29. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено) // Собрание законодательства РФ. 29 октября 2012 г. № 44. Ст. 6044.

  30. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31 июля 2006 г. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

  31. О рекламе : федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 12. – Ст. 1232.

  32. Головлева, Е. Л. Реклама в поисках легитимности: западноевропейский опыт // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. 2012. – № 4. – С. 67-72.

  33. Гришаев, С. П. Реклама: правовое регулирование // СПС Консультант Плюс.

  34. О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» : Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2012. – № 12.

  35. О рекламе : федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 12. – Ст. 1232.

  36. Ермакова, И. В. К вопросу о запрете некорректного сравнения в рекламе // Адвокат. 2014. – № 11. – С. 18.

  37. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 1993. – № 237.

  38. О защите конкуренции : федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3434.

  39. О рекламе : федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 12. – Ст. 1232.