Файл: Введение Роль Валерия Брюсова как поэта в русском символизме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эй, не верь словам обета, Сочинял их сатана! Я ведь тоже в черной рясе:

Ты - черница, я - чернец.

Что ж! Поди, в удалом плясе, Ты со Смертью под венец! Звон? То к свадьбе зазвонили! Дай обнять тебя, душа! В такт завертимся, - к могиле Приготовленной спеша!

Младенец: Малый мальчик в люльке малой! Сердце тронул ты мое! Мать куда-то запропала? Я присяду за нее.

Не скажу тебе я сказки, Той, что шепчет мать, любя.

Я тебя наставлю пляске, Укачаю я тебя! Укачаю, закачаю И от жизни упасу:

Взяв в объятья, прямо к раю В легкой пляске понесу!

Король За столом, под балдахином, Ты пируешь, мой король.

Как пред ленным господином, Преклониться мне позволь! Я на тоненькой свирели Зовы к пляске пропою.

У тебя глаза сомлели? Ты узнал родню свою? Встань, король! по тройной зале Завертись, податель благ! Ну, - вот мы и доплясали:

С трона в гроб - один лишь шаг!

Графический источник стихотворения - знаменитая "Пляска смерти" (или, точнее, "Картины смерти") - цикл гравюр по рисункам Г. Гольбейна (1538), хотя Брюсов и не называет прямо автора рисунков, ограничиваясь лишь не совсем ясной ссылкой на "немецкую гравюру XVI века". При всем том и по существу, и по форме Брюсов, несомненно, близок Гольбейну. Правда, он лаконичнее своего графического образца. У Гольбейна гораздо больше бытовых деталей. Но Брюсову эти детали не нужны, поскольку он как бы сочиняет текст к определенным гравюрам.

Как и у Гольбейна, у Брюсова все очень конкретно и зримо. В его стихотворении нет ничего туманного, отвлеченного. Смерть вместе с крестьянином пашет ниву, качает ребенка, пляшет, играет на свирели. Отчетливо слышен ее властный голос.

Сюжет движется по нарастанию: начинается стихотворение приходом смерти к крестьянину, а заканчивается - королем.

Это стихотворение - одно из моих любимых, имеет сильную эмоциональную окраску. Хорошо чувствуется атмосфера, созданная Брюсовым. При прочтении, четко в воображении представляется каждая сцена. Ты проникаешь в тот мир, представляешь действительно приход смерти к определенному персонажу, очень интересно. Каждая часть заканчивается громким характерным восклицанием, от чего становится жутко, по спине пробегают мурашки:

Жизнь - работал; час - в дорогу! Прямо в ад! - ловите нас!.

Дух тебе захватит тоже, И ты рухнешь в ад лицом!.

В такт завертимся, - к могиле Приготовленной спеша!.

Взяв в объятья, прямо к раю В легкой пляске понесу!.


Ну, - вот мы и доплясали:

С трона в гроб - один лишь шаг!

"Быть без людей"


В лицо мне веет ветер нежащий, На тучах алый блеск погас, И вновь, как в верное прибежище, Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием, Со всех сторон протянет тьму, И я упьюсь недолгим счастием:

Быть без людей, быть одному! Май-июль 1907

Прочитав стихотворение, мы можем представить образ, лирического героя который предвкушает наступление вечера, его радуют погасшие алые краски, и в это преддверие герой с наслаждением погружается, как будто в холодную тень во время летнего зноя. В последнем четверостишие автор нам напрямую пытается передать, как желанна, для героя эта спасительная темнота. Может показаться, что герой пытается спрятаться в ней, от людского внимая и тяжкого бремени общества. И все же для лирического героя даже этого времени мало, чтобы насладиться этим недолгим счастьем, на основе этого можно судить какие тяготы приносит герою человеческое присутствие.

Брюсов для передачи своих мыслей использует совсем малое количество слов, стихотворение состоит всего из двух четверостиший, но даже этого вполне достаточно, чтобы читатель понял посыл писателя. Поэт подчеркивает присутствие  природы, и ее неотъемлемое значение в духовной жизни человека. И на основе всего приведённого можно сказать, что главная мысль поэта заключается в потребности одиночества, для человека и приобретения вместе с этим недолгого, но счастья. В итоге можно сказать, что Валерий Брюсов в своем стихотворение доступно донес свой главный смысл.

Мне кажется это стихотворение очень актуально сейчас. В нашей бурной насыщенной жизни, в суете суровых будней так редко можно побыть наедине с собой, со своими мыслями, остаться в полном одиночестве. И когда, все-таки выдается такой момент, например, сидишь в темной комнате, аккуратно дышишь, боясь спугнуть тишину; именно слушаешь тишину, "упиваясь недолгим счастием". Либо, как лирический герой Брюсова, выходишь на улицу, в вечерние сумерки, где "кто-то протягивает тьму" и наслаждаешься каждым мгновением.

Заключение


Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных "подражаний Брюсову". Он пользовался большим авторитетом, как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного "мэтра", творящего поэзию "мага", "жреца" культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.).



Брюсов был убежден, что в символизме важнейшую роль играет впечатление. Если предшествующие литературные школы главное внимание уделяли ярким изображениям видимой действительности, то символизм ориентируется на впечатления от изображения, от изображаемой действительности, от самих слов. Каждое слово и их сочетания производят особые впечатления, на что вполне осознанно обращает внимание поэт-символист. И впечатления от самих слов могут превысить даже впечатления от представленного этими словами образа. Ибо слово, убежден русский поэт, само по себе целый миф. 

В истории русской литературы Валерий Яковлевич Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, искателем «смутного рая», великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища», заложенные в чувстве с помощью символа.

На протяжении всего творческого пути Брюсов искал ключи к самым сокровенным человеческим чувствам, пытался понять причины появления новых форм в искусстве.

Но несмотря на большой вклад в русскую литературу серебряного века, Брюсов ощущает себя одиноким в символистском движении. Отчасти и из этого рождается его странное и неожиданное признание:

Желал бы я не быть "Валерий Брюсов”…

Список использованной литературы

1. Избранное: Стихотворения, лирические поэмы. Труфанов Н.А. , Москва 1979г.

2. Валерий Брюсов. Ремесло поэта. -- М.: «Современник», 1981. -- С. 24.

3. М.Л. Гаспаров. Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец // Избранные статьи. -- М.: 1995. -- С. 103.

4. Брюсов, Валерий Валерий Брюсов - Избранные стихотворения / Валерий Брюсов. - М.: Государственное издательство географической литературы ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 2001. - 471 c.
5. Брюсов, Валерий Валерий Брюсов. Избранная проза / Валерий Брюсов. - М.: Правда, 1986. - 446 c.
6. Брюсов, Валерий Валерий Брюсов. Избранное / Валерий Брюсов. - М.: Московский рабочий, 1983. - 288 c.
7. Брюсов, Валерий Яковлевич Валерий Брюсов - Нина Петровская. Переписка: 1904 - 1913 / Брюсов Валерий Яковлевич. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2004. - 583 c.
8. Валерий Брюсов. - М.: Наука, 1976. - 856 c.
. Молодяков, Василий Валерий Брюсов. Биография (подарочное издание) / Василий Молодяков. - Москва: 
СИНТЕГ, 2010. - 720 c.