ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок по физике для 7 класса «Сообщающиеся сосуды»
Тип урока: комбинированный (беседа + рассказ + учебный практикум).
Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.
Задачи урока:
Образовательная: закрепление знаний обучающихся по теме «давление твердых тел, жидкостей и газов»; проверка усвоения и степени понимания ранее изученного материала, а также умений применения формул для расчета давления твердых тел и жидкостей
Развивающая: развитие самостоятельности мышления, грамотной устной речи, умений анализировать, обобщать и моделировать, формулировать выводы по изученному материалу.
Воспитательная: формирование познавательного интереса к физике, приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи, этике групповой работы, самоконтролю.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, различные виды сообщающихся сосудов, пластиковые бутылки, трубки от капельниц, пластилин, рычажные весы, презентация «Сообщающиеся сосуды», ЭОР
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Повторение изученного материала | Сообщение задания | Ответы на вопросы по слайдам | 7мин. |
2 | Постановка учебной проблемы | Наводящие вопросы, демонстрации | Ответы на вопросы, формулировка цели урока | 2 мин. |
3 | Изучение нового материала | Беседа, эксперимент, демонстрации. | Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах | 15 мин. |
4 | Моделирование | Учитель предлагает из подручных средств, стоящих на партах у учащихся изготовить сообщающиеся сосуды | Изготовление сосудов, проверка свойств сосудов | 7 мин. |
5 | Физкультминутка | Учитель в процессе демонстраций свойств сообщающихся сосудов, подкрашивает жидкость и в это время предлагает построение модели диффузии. Мальчики-молекулы воды, девочки- молекулы краски | Учащиеся, перемещаясь по классу, демонстрируют поведение молекул | 2 мин. |
6 | Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе | Беседа по рисункам на слайде | Ответы на вопросы, беседа | 3 мин. |
7 | Выполнение учащимися контрольного задания | Обобщение ответов учащихся | Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях | 7 мин. |
8 | Итоги урока | Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске | Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. Голосование смайлами | 3 мин. |
Ход урока
Учитель и ученики приветствуют друг друга.
1. Повторение изученного материала. (1-5 слайды)
Учитель: Какую общую тему мы изучаем на последних уроках?
Учащиеся: Давление.
Учитель: Сегодня мы узнаем еще что-то новое о давлении, а сейчас давайте повторим пройденный материал.
1) Назовите физические величины и единицы измерения в системе СИ.
Р, S, F, h, , p, m, g
2) По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда?
(P=gh)
3) От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда?
(От h, ρ
а) Чем больше плотность, тем больше давление, если высота столба жидкости не изменяется.
б) Если жидкость однородная, то чем больше высота столба жидкости, тем больше давление.)
4) Сформулируйте закон Паскаля.
(Давление, производимое на жидкость или газ, одинаково передается по всем направлениям)
5) В сосудах, изображённых на рисунке, находятся жидкости. В первом сосуде вода, во втором керосин. Одинаково ли давление на дно?
А) в 1 больше
Б) во 2 больше
В) одинаково
6) В каком сосуде давление воды на дно больше?
А) в первом
Б) во втором
В) одинаково
7) Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше?
А) на 1
Б) на 2
В) на 3
8) Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в сосуд погрузили деревянный брусок?
А) увеличится
Б) не изменится
В) уменьшится
2. Постановка учебной проблемы.
Учитель. Что общего между чайником и фонтаном? Чем интересно строение этих сосудов? (6 слайд)
Учащиеся. Их части соединены между собой.
3. Изучение нового материала.
Учитель. Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Сообщающиеся сосуды» (7слайд)
Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов.
На демонстрационном столе стоят предметы - сосуды. Выбрать из них сообщающиеся и назвать. Объясни, по каким признакам их отобрали (должно быть несколько больше 2-х сосудов с общим дном).
Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради).(8 слайд)
А сейчас давайте сами проверим свойства сообщающихся сосудов. (9 слайд)
1 группа. Возьмите две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Резиновая трубка в середине зажита. В одну из трубок налейте воды. Что произойдет, если открыть зажим?
-Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?
-Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?
-Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?
(Вывод 1: В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне.
Доказательство:
р1=р2
ρgh1=ρgh2
h1=h2) (10 слайд)
2 группа. Если налить воду в одну из трубок, изменится ли уровень жидкости, если сосуды будут иметь разную форму?
(Вывод 2: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.) (11 слайд)
3 группа. Что произойдет, если в один из сообщающихся сосудов налить воду, а в другую растительное масло? Будут ли одинаковыми уровни этих жидкостей?
(Вывод 3: Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.
Доказательство:
р1=р2, отсюда g 1h1 = g 2h2, т.е h1 : h2 = 2: 1) (12 слайд)
Учитель: Два вывода, сделанные нами по проделанным опытам, называются законом сообщающихся сосудов.
1. В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.
2. Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.(13 слайд)
6. Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. (16 слайд)
Учитель. Какие вы знаете пословицы о сообщающихся сосудах?
Учащиеся:
-Вода дырочку найдет.
-Вода с водой — не как гора с горой сливаются.
-Воду не проведешь вверх по стене.
-Вода сама путь сыщет. (17 слайд)
Учитель. Где Вы наблюдали сообщающиеся сосуды на практике?
Учащиеся. Это различные предметы посуды, гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной. (18-37 слайды)
Анимация: «Как корабль проходит через шлюз» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/47802304-57bc-4fdb-ae78-d1c481245954/7_189.swf)
Анимация со звуком: «Артезианский колодец» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/addb5c8c-db95-4430-b3ab-9b4623003c96/7_190.swf)
Анимация со звуком: «Водопровод и водонапорная башня» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/164c96bc-bfe4-4c37-8ba4-b339e085a7c7/7_199.swf)
Интерактивная модель «Проведи корабля через шлюз»(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03a4baaa-284b-4e9a-9303-58cd9e83f2a1/7_194.swf)
Учитель: Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики!
(38-39 слайды)
7. Выполнение учащимися контрольного задания.
Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас пришло время проверить ваши знания по данному вопросу
. (Учащиеся занимают место у компьютеров.)
Тест к уроку "Сообщающиеся сосуды"
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b33-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html)
1.В какой из кофейников помещается больше жидкости?
- А
- Б
- одинаково
2. В сообщающиеся сосуды налита вода. Что произойдет если в средний сосуд долить воды?
- уровень воды во всех трех сообщающихся сосудах поднимется
- уровень воды поднимется только в среднем сосуде
- уровень воды не изменится
3. Уровень воды в сосудах одинаковый. Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой, если открыть кран?
- жидкость будет переливаться из левого сосуда в правый
- жидкость из одного сосуда в другой переливаться не будет, так как уровень жидкости одинаковый
- жидкость будет переливаться из правого сосуда в левый
4. Какая картинка правильно показывает уровни воды в чайнике?
А В С
5. На рисунке показано поперечное сечение участка земной поверхности. Укажите здания, стоящие на заболоченных участках.
8. Подведение итогов урока, запись домашнего задания.
Учитель выставляет оценки и благодарит учеников за работу на уроке. Записывается задание на дом и начинается голосование смайлами.
Если на уроке ученику было комфортно, интересно, то он голосует веселым смайлом, если нет - грустным. Смайлы кладут на чаши рычажных весов.