Файл: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования белгородский государственный национальный.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31 ввод информации в базу данных должен иметь удобный и понятный интерфейс; создание удобных методов получения информации из базы данных; основным путем получения данных из базы данных должны являться предварительно сформированные документы, формы и отчеты; организация удобной структуры для ведения базы клиентов; разработанная информационная система должна предоставлять полные возможности ведения базы заказов организации.
2.8 Обоснование проектных решений по техническому,
информационному и программному обеспечению
Для эффективной работы разрабатываемой информационной системы необходимо обеспечить такие требования к архитектуре и параметрам технических средств, которые позволили бы эффективно функционировать самой операционной системе [9].
Информационная система учета и сопровождения заказов предназначена для функционирования на компьютере типа IBM PC с техническими характеристиками не менее: процессор Intel Core i3-7320; оперативная память: 256 Mb;
2500 МГц;
OЗУ - 16 ГБ; видеокарта MSI GeForce 210 [N210-TC1GD3H/LP] (1024 Мб);
HDD-1024 GB;
ЖК – мониторы; мышь; стандартная клавиатура.
32
Для выводов и выходных документов отчетов на печать необходим принтер, который совместим с компьютером вышеперечисленной комплектации.
Разрабатываемая информационная система для учета и сопровождения заказов предназначена для функционирования в операционной системе семейства Windows. Это объясняется тем, что данная операционная система популярна на российском рынке и обладает развитым удобным графическим пользовательским интерфейсом, а также имеет очень большой набор служебных программ и утилит, которые предназначены для администрирования, управления и диагностики прикладных приложений.
Кроме того, она поддерживает обширный программный интерфейс для написания собственных приложений для работы в этой операционной среде
[37].
Программное обеспечение включает совокупность компьютерных программ, описаний и инструкций по их применению на ЭВМ. В качестве специального программного обеспечения используется система
«1С:Предприятие 8.3».
В настоящее время информационные системы играют большую роль в успешном функционировании организаций. При их внедрении происходит автоматизация как отдельных бизнес-процессов, так и работы предприятия в целом, что существенно упрощает работу персонала, а также сокращает временные затраты при выполнении должностных обязанностей [18].
33
3 РАЗРАБОТАКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Развернутая постановка цели, задачи и подзадач автоматизации.
Анализ бизнеса «Как должно быть»
Рассмотрим, каким образом изменится исследуемая предметная область при внедрении разрабатываемой информационной системы.
На контекстной диаграмме видны следующие изменения: добавлен механизм «ИС», то есть все функции будут автоматизированы, а также управляющее воздействие «Правила работы в ИС», ведь для работы в разрабатываемой информационной системе понадобится соблюдение определенных правил. Две новых стрелки на диаграмме выделены красным цветом. Описанные выше изменения представлены на рисунке 3.1
Рисунок 3.1 – Контекстная диаграмма функциональной модели «Как должно быть»
Основным процессом по-прежнему будет учет и сопровождение заказов клиентов. Для выполнения этого процесса в систему будут поступать следующие данные и документы:
− заказ клиента (заполняется в электронном виде);
34
− справочник клиентов (все необходимые данные о впервые обратившихся клиентах, либо вносятся в справочник зарегистрированных клиентов, либо данные об обращавшихся ранее клиентах подбираются из него);
− справочник услуг (полный перечень услуг с описанием и стоимости);
− справочник продукции (полный перечень продукции с описанием и стоимости);
− данные об оплате;
− цены и условия скидок.
Эти данные (и документы) являются входами функционального блока.
В результате выполнения процесса будут получены следующие данные и документы, которые являются выходными данными функционального блока:
− договор с клиентом (передается клиенту);
− оформленный заказ. Хранится в электронном виде, доступ к нему получает производственный цех, для изменения статуса заказа;
− отчетность (формируются всевозможные отчеты по ходу и результатам завершения заказа);
− итоговый пакет документов для клиента.
В качестве управления используются следующие механизмы:
− должностная инструкция работника;
− нормы ведения документации;
− нормативно-правовые акты РФ;
− правила работы в разрабатываемой информационной системе.
Механизмом реализации рассматриваемого процесса является менеджер отдела сбыта, а также информационная система, с которой работает менеджер, и к которой имеют доступ работники других отделов.
Однако, контекстная диаграмма отражает лишь общий процесс, поэтому для понимания того, как функционирует отдел сбыта необходимо выполнить декомпозицию контекстной диаграммы.
Для этого разработаем функциональную модель «Как должно быть». Изменения в диаграмме первого уровня можно рассмотреть на рисунке 3.2.
35
Рисунок 3.2 – Функциональная модель первого уровня «Как должно быть»
Рассмотрим, какие изменения будут происходить при внедрении информационной системы [35]. В результате декомпозиции основного процесса было выделено пять подпроцессов: ввод данных о клиенте, оформление заказа, формирование документации по заказу, отслеживание хода выполнения заказа, закрытие заказа.
Рассмотрим, как изменились основные подпроцессы.
1) Ввод данных о клиенте. Следует отметить, что все данные клиента вносятся в клиентскую базу. Если клиент обращается в организацию повторно, то его данные уже имеются в базе, производится только их обновление при необходимости.
2) Оформление заказа. После того, как клиент определился с выбором продукции и подбором необходимых услуг и материалов, происходит заполнение необходимых данных о заказе. На основании этого выполняется расчет стоимости и подготовка договора с клиентом.
3) Отслеживание хода выполнения заказа. Оно включает также формирование документации заказу) хранится в электронном виде. На разных этапах выполнения заказа в системе изменяется его статус. Исходя из
36 полученных данных, в системе формируются отчеты для клиента по ходу выполнения работ.
4) Закрытие заказа. По результатам приемки заказа формируется весь пакет документов для клиента.
Проанализируем, как изменятся потоки данных при внедрении информационной системы. Все поступающие данные будут сохраняться в единой базе данных, затем они будут обрабатываться по определенным алгоритмам, а результат обработки – также сохраняться в базе данных.
Отдельно выделим такую составляющую, как справочники базы данных. В них будет храниться условно-постоянная информация, которая может быть использована при решении текущих задач. Также на основе имеющихся данных по определенным правилам будут формироваться необходимая документация
[13].
Все это существенно сократит количество потоков информации, а также количество хранилищ данных (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 – Модель потоков данных «Как должно быть»
37
Таким образом, основой разрабатываемой информационной системы должна стать единая база данных, содержащая справочную, входную и выходную информацию [25].
Прежде чем начинать проектирование базы данных, необходимо как следует разобраться, как функционирует предметная область, для отображения которой создается БД. Для успешной реализации информационной системы объект проектирования должен, прежде всего, быть адекватно описан [12].
Целью информационного моделирования является определение сущностей, или объектов, составляющих рассматриваемую предметную область, а также определение связей между этими сущностями. Объекты информационной модели описываются через их имена и имена их атрибутов.
Под атрибутом сущности понимается любое свойство, которое позволяет уточнить, идентифицировать состояние сущности [14]. Основными объектами предметной области, о которых должна храниться информация, будут: клиент, заказ, услуга, продукция, скидка, проектная документация, ход выполнения, стоимость, оплата.
Следующим шагом проектирования является определение связей между объектами. Наличие связи, как правило, определяется природой реальных объектов, процессов и явлений, отображаемых этими информационными объектами.
Пример информационной модели данных уровня сущностей для рассматриваемой предметной области показан на рисунке 3.4.
38
Клиент
Заказ
Услуга
Продукция
Скидка
Оплата
Документация
Ход выполнения
Рисунок 3.4 – Информационная модель уровня сущностей
Главной сущностью в модели является сущность «Заказ», которая связана со всеми остальными сущностями модели.
При разработке программного продукта, в частности для его автоматизации необходимо привести иерархию функций управления и обработки данных [32]. В процессе управления органы управления выполняют определенные функции, совокупность которых охватывает весь состав задач управления и характеризует содержание управления. Эта совокупность представляет собой систему взаимосвязанных функций управления. Такая "
система (совокупность) функций может быть расчленена на более простые совокупности задач управления и представлена деревом функций. Нижний уровень дерева функций может быть представлен отдельной управленческой работой (операцией)
[26].
Реализация информационной системы учета и сопровождения заказов представляет собой набор основных и служебных функций.
Дерево функций представлено на рисунке 3.5.
39
Рисунок 3.5 – Дерево функций
Из служебных функций можно выделить помощь и настройки.
Основными функциями являются регистрация заявок, оформление заявки, ведение справочников и отчетности, сопровождение заказа.
3.2 Реализация конфигурации
В качестве среды разработки информационной системы для учета и сопровождения заказов отдела сбыта ООО «Гранит» выбрана система комплексной автоматизации «1С: Предприятие 8.3» [23]. За счет своей универсальности система «1С: Предприятие» может быть использована для автоматизации самых разных участков деятельности предприятия. Основной ее особенностью является ее конфигурируемость. Собственно, система «1С:
Предприятие
8.3» представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области. Конкретный набор объектов, структуры информационных
Функции
Служебные
Основные
Регистрация заявки
Помощь
Ведение справочников
Ведение отчетности
Сопровождения заказов
Настройки
40 массивов, алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация [33]. Вместе с конфигурацией система «1С: Предприятие 8.3» выступает в качестве уже готового к использованию программного продукта, ориентированного на определенные типы предприятий и классы решаемых задач.
Для автоматизации учета и сопровождения заказов отдела сбыта ООО
«Гранит» можно выделить следующие объекты конфигурации, которые представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Объекты конфигурации
Тип объектов
Объекты
1 2
Подсистемы
Заказы
Предприятие
Отчеты
Роли
Менеджер
Мастер
Бухгалтер
Экономист
Администратор
Общие модули
РаботаСДокументами
РаботаСоСправочниками
Константы
НаименованиеОрганзации
ФИОГенДиректора
АдресОрганизации
ФИОГлБухгалтера
ИНН
Телефон
ОГРН
КПП
41
Продолжение таблицы 3.1.
1 2
Константы
РассчетныйСчет
КорСчет
БИК
Банк
Справочники
Клиенты
Сотрудники
Номенклатура
Склады
Единицы
Поставщики
Должности
Файлы
Документы
ПриходнаяНакладная
Заказ
Договор
Счет
ТоварныйЧек
Акт
ТоварнаяНакладная
Перечисления
ВидыНоменклатуры
УровеньОбразования
ТекущееСостояниеЗаказа
ВидКлиента
СтатусОплатыЗаказа
СтутусКлиента
Пол
СемейноеПоложение
ДаНет
Скидки
42
Продолжение таблицы 3.1.
1 2
Отчеты
ОстаткиНаСкладе
ЗаказыПоСтатусу
РейтингУслуг
Выручка
РейтингКлиентов
РейтингКамня
СтатусКлиента
ЗаказыПоОплате
Регистры сведений
Цены
Регистры накопления
ОстаткиМатериалов
СтоимостьМатериалов
Продажи
ОстаткиПродукции
СтоимостьПродукции
В представленной выше таблице 3.1 желтым цветом выделены стандартные объекты конфигурации (42 объекта), зеленым – частично доработанные (3 объекта), красным – уникальные (16 объектов). Рассмотрим подробно каждую группу созданных объектов.
Для логической структуризации конфигурации по видам решаемых с ее помощью задач в системе «1С:Предприятие» используется объект
«Подсистемы». При создании новых объектов конфигурации можно
«привязать» их к подсистемам в зависимости от их предназначения.
Использование подсистем облегчает работу с большими конфигурациями.
В ходе разработки конфигурации были созданы три подсистемы, а именно: «Заказы», «Предприятие», «Отчеты» (рисунок 3.6).
43
Рисунок 3.6 – Подсистемы
В подсистеме «Заказы» расположены объекты конфигурации, относящиеся к заказам. В подсистеме «Предприятие» – объекты, необходимые для организации работы, а соответственно в третьей подсистеме расположены все созданные отчеты.
Роли в системе «1С:Предприятие» – это объект 1С, который выступает в качестве групп, для которых назначаются права. Далее пользователь включается или исключается из этой группы. В разработанной конфигурации было создано пять ролей: менеджер (имеет доступ ко всем объектам системы, ведет базу данных); мастер (изменяет состояние выполнения заказа, ведет учет материалов и продукции); бухгалтер (отслеживает оплату заказа); экономист (ведет учет цен и скидок); администратор (занимается администрированием системы).
В системе было создано пять пользователей, которым назначены соответствующие роли.
Общие модули в системе «1С:Предприятие» содержат процедуры и функции, доступные из других объектов. В данных модулях нельзя определять переменные. В конфигурации были созданы два общих модуля. Один модуль разработан для работы со справочниками, в котором создана функция вычисления розничной цены. Другой модуль – для работы с документами, в котором создана процедура для автоматического вычисления суммы.
Программные коды данных процедур расположены в приложении А.