Файл: Пенсия по инвалидности для военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Военнослужащим, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору с учётом определённых исключений.

2.2 Назначение и выплаты военнослужащим-инвалидам

Условия назначения.

Вопросы, связанные с назначением и выплатой пенсий по инвалидности военнослужащим регулируются Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других категорий лиц» . Напомним, что в соответствии с Законом о военных пенсиях, право на пенсионное обеспечение, кроме военнослужащих, имеют другие категории лиц.

Итак, военнослужащие и другие категории лиц, в соответствии с Законом о военных пенсиях имеют право на пенсию по инвалидности в таких случаях:

- Инвалидность наступила в период прохождения службы;

- Инвалидность наступила не позднее 3 месяцев после увольнения со службы;

- Инвалидность наступила позднее 3-месячного срока после увольнения со службы, но вследствие заболевания (травмы, ранения, контузии и т. п.), которое возникло в период прохождения службы или пребывания в плену или заложником, если пленение или захват заложником не были добровольными и и лицо, имеющее право на пенсию, находясь в плену или заложником, не совершило преступления против мира и человечества.

Группы и причины инвалидности, а также время ее наступления устанавливаются медико-социальными экспертными комиссиями.

Категории инвалидов

В зависимости от причины инвалидности инвалиды из числа военнослужащих, а также лиц, имеющих право на пенсию по Закону о военных пенсиях подразделяются на следующие категории:

1. Инвалиды войны - при наступлении инвалидности вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при защите Родины, выполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или связанных с пребыванием на фронте, в партизанских отрядах и соединениях, подпольных организациях и группах и других формированиях, признанных таковыми законодательством Украины, в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов в период гражданской и Великой Отечественной войн или в связи участием в боевых действиях в мирное время, а также другие лица, указанные в статье 7 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».


2. Другие инвалиды из числа военнослужащих, а также лиц, которые имеют право на пенсию по Закону о военных пенсиях - при наступлении инвалидности вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением службы.

Размеры пенсий по инвалидности.

Размер пенсий по инвалидности военнослужащим, а также другим, приравненным к ним категориям лиц, составляет:

- Инвалидам войны I группы - 100 процентов, II группы -- 80 процентов, III группы - 60 процентов соответствующих сумм денежного обеспечения (заработка);

-Другим инвалидам I группы - 70 процентов, II группы -- 60 процентов, III группы - 40 процентов соответствующих сумм денежного обеспечения (заработка).

Кроме того, статьей 22 Закона о пенсиях военным установлены такие минимальные размеры пенсий по инвалидности:

- Инвалидам войны из числа солдат и матросов срочной службы I группы - в размере 120 процентов, II группы - 110 процентов, III группы - 105 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;

- Другим инвалидам из числа солдат и матросов срочной службы I группы - в размере 110 процентов, II группы - 105 процентов, III группы - 100 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;

- Инвалидам из числа ефрейторов (старших солдат) и сержантов, старших матросов и старшин срочной службы - в размере 110 процентов, из числа прапорщиков и мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и воинской службы по контракту, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и государственной пожарной охраны - 120 процентов, а из числа лиц офицерского состава и лиц начальствующего состава (кроме младшего) органов внутренних дел, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и государственной пожарной охраны - 130 процентов соответствующих минимальных размеров пенсий, предусмотренных для инвалидов из числа солдат и матросов срочной службы.

В случае наличия у инвалида из числа лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лиц, имеющих право на пенсию военнослужащим, выслуги, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, пенсия по инвалидности может назначаться в размере пенсии за выслугу лет соответственно выслуге.

Надбавки и пособия к пенсии по инвалидности.


К пенсии по инвалидности начисляются такие надбавки:

1. Надбавка неработающим инвалидам, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, - на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 50 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. При этом надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают пенсионные выплаты из солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам, государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам, помощь на детей одиноким матерям.

При наличии одновременно права на пенсию, указанные виды помощи и надбавку к пенсии по инвалидности на нетрудоспособного члена семьи по выбору пенсионера может быть назначена пенсия, государственная социальная помощь или начислена на этого члена семьи надбавка.

2. Государственная социальная помощь на уход в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Украины "О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам "

3. Надбавка лицам, которые имеют особые заслуги перед Родиной, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 16 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты ", а лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Родиной, - в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 9 Закона Украины "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине ".

Сроки выплаты.

Пенсии по инвалидности военнослужащим назначаются на все время инвалидности, установленной медико-социальной экспертной комиссией, а инвалидам -мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет - пожизненно. Повторный осмотр этих инвалидов производится только по их заявлению.

В случае признания пенсионера, не достигшего пенсионного возраста, работоспособным пенсия выплачивается ему до конца месяца, в котором он признан трудоспособным, но не более, чем до дня, по который установлена инвалидность.

Повышение пенсий по инвалидности, как и пенсий по выслуге лет, военнослужащим напрямую связано с повышением размера денежного обеспечения. В 2012 году повышение размера пенсий по инвалидности военнослужащим проводится в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 23 апреля 2012 г. № 355 «Об увеличении размеров пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц». Постановлением предусмотрено поэтапное повышение военных пенсий: с 1 июля 2012 года - на 11%, с 1 сентября 2012 года - до 23% и с 1 января 2013 года - до 35%. Однако, следует учитывать, что повышаться будет только основной размер пенсий, без учета надбавок и доплат, а максимальный размер повышенной пенсии рассчитывается исходя из размера денежного обеспечения военнослужащих по состоянию на 1 апреля 2012 года.


Изменяется размер пенсии по инвалидности и с изменением группы инвалидности. Если при этом у инвалида войны здоровье ухудшается в связи с общим заболеванием, трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, пенсия пересчитывается по новой группе инвалидности с сохранением ее причины.

В случае нарушения инвалидом срока повторного осмотра в медико-социальных экспертных комиссиях выплата ему пенсии останавливается, а при признании его вновь инвалидом - возобновляется с дня приостановления, но не более чем за один месяц до дня повторного осмотра.

В случае пропуска инвалидом срока переосвидетельствования по уважительной причине выплата ему пенсии возобновляется со дня приостановления, но не более чем за 3 года до дня переосвидетельствования, если медико-социальная экспертная комиссия признает его за этот период инвалидом. Если в этих условиях при повторном осмотре установлена ??другая группа инвалидности (выше или ниже), пенсия за указанное время выплачивается по прежней группе инвалидности.

2.3 Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих-инвалидов в россии и пути их решения

Существует множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России, но большинство из них является несущественными. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день уровень военных пенсий снизился и практически приравнялся к уровню пенсий, назначаемых по старости лет для гражданских лиц.

В силу действующего законодательства уровень пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Следует отметить, что в последние годы уровень денежного содержания военнослужащих существенно изменился, но изменился он за счёт ввода надбавок, которые не по Закону влияют на величину пенсии. В результате денежное содержание растёт, а уровень пенсий военнослужащих остаётся на прежнем уровне. Одновременно осуществляется рост гражданских пенсий, которые уже практически нагнали по уровню пенсии военные, которые всё время считались льготными. Проблема осложняется тем, что многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности, не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу. В результате пенсия становится главным источником доходов пенсионера, у многих при этом на иждивении находятся дети. Даже если у них и получается устроиться на работу, то в основном эта работа связана с охранной деятельностью и она низко оплачиваема.


Меры социальной поддержки, помощи в профессиональной переподготовке уволенных в запас военнослужащих, и их пенсионное обеспечение обсуждаются Правительством России постоянно, но пока ничего действенного непринято. Проблема осложняется тем, что ряды военных пенсионеров, в связи с массовыми сокращениями армии, ежегодно пополняются. Ежегодно ряды Вооруженных сил покидают примерно 50 тысяч офицеров в возрасте от 40 до 45 лет. Пока у государства нет четко выраженной программы переподготовки увольняемых офицеров, как нет и рычагов трудоустройства их в гражданские организации, а уровень их пенсии (а многие из них пенсионеры по выслуге лет) очень мал.

Необходимо понимать, что военные пенсионеры отличаются от пенсионеров гражданских не только возрастом, но и той долей ответственности, которая на них возложена за свои семьи. Пенсионеры по возрасту, как правило, уже имеют трудоустроенных детей и даже внуков, а пенсионеры по выслуге лет зачастую на руках имеют несовершеннолетних детей и должны нести бремя по их содержанию. Всё это усугубляет проблему низкого уровня военных пенсий и здесь нельзя ни в коем случае стараться приравнять пенсии военные с пенсиями гражданскими.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, которыми можно было пользоваться уже при наличии 20-летней и более выслуги военной службы.

В результате проведённых в 2002-2004годах изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения военнослужащих оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы. Так, с 1 июля2002 года военные пенсионеры до достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости, уже не вправе оплачивать в 50%-ном размере жилищно-коммунальные услуги.

В период нехватки бюджетных средств для решения проблем пенсионеров в деятельности исполнительной власти обозначилась тенденция введения для отдельных категорий государственных служащих в целом, и военнослужащих в частности, различных денежных надбавок, которые, однако, не учитываются при исчислении пенсий. Так, например, с 1 марта 2005 года было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счёт введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада военнослужащего, но эта надбавка не учитывается при расчёте военных пенсий. С 1 января 2005 года всем действующим военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряжённость (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и эта надбавка не учитывается при расчёте военной пенсии.