Файл: Возможности Интернета второго поколения в области образования громадны, однако недостаточно осмыслены, а современные технологии часто используются в учебном процессе самопроизвольно по усмотрению педагога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
задачами и временем, позволяет автоматизировать процессы управления организацией, коммуникацией и коллективной работой, взаимоотношения с клиентами и персоналом, а также организовать электронный документооборот и сдачу отчетности (www.prostoy.ru/). Онлайн-бухгалтерии используют облачную веб-технологию SaaS – программное обеспечение как услуга. Сервис Контур.Бухгалтерия для предпринимателей и юридических лиц предоставляет возможность: вести учет в многопользовательском режиме; формировать и передавать по каналам связи отчетность; проводить финансовый анализ и оценку бизнеса; осуществлять проверку контрагентов (www.b-kontur.ru/). Сервис Мое дело – онлайн-бухгалтерия для фрилансеров и малого бизнеса, позволяющая 2 См: http://mind42.com/mindmap/31a082adcef0-4916-81da-3ecdb1246472. выставлять счета, контролировать оплаты, распечатывать счета, отправлять отчеты для налоговой службы и т.д. (www. moedelo.org/). Профессиональные электронные сервисы. Во-первых, это около 40 сервисов ФНС России, в частности: личный кабинет налогоплательщика, проверка контрагентов, расчет стоимости патента (http://www.nalog.ru/). Веб-ресурсом коммерческого назначения является журнал «Практическое налоговое планирование», в электронной версии которого представлены такие сервисы, как калькулятор безопасности налоговых схем, оценка риска налоговой проверки и др. (http://e.nalogplan.ru/). Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, какие возможности для обучения кадров предоставляют новые веб-сервисы: коммуникационные – блоги, мессенджеры, подкасты; совместная деятельность – вики, виртуальные текстовые редакторы; документирующие – блоги, видеоблоги, анкетирование и опросные формы; генеративные, позволяющие создавать новшества для коллективного пользования, – мешапы, виртуальные миры; интерактивные для обмена информацией, идеями и ресурсами – социальные закладки, виртуальные сообщества практики, виртуальные миры; управленческие в предметной области – специализированные ресурсы общего назначения, онлайн-бухгалтерии, профессиональные электронные сервисы. Массовые открытые онлайн-курсы (англ. massive open online courses, MOOC) – дистанционные учебные курсы с массовым интерактивным участием, открытым сетевым доступом, применением электронных, облачных и мобильных технологий. Подобные курсы можно рассматривать как продолжение высшего образования и своего рода профориентацию, а также инструмент реализации академической мобильности обучения. Среди зарубежных ресурсов онлайнобучения, можно выделить две похожие платформы: Coursera характеризуется обширной географией и большим количеством участников, структурированной сетью, объемным и актуализированным учебным контентом, ежедневным мониторингом и социальным подходом. По состоянию на 10 октября 2015 г. разработано 1464 курса (есть курсы на русском языке), которые представлены 133 партнерами, а число обучающихся превысило 15,5 млн чел. (www.coursera.org/);
вать программное обеспечение другим университетам и, во-вторых, предусматривает видеозанятия, встроенные опросы, мгновенную обратную связь с преподавателями, онлайновые лаборатории. По состоянию на 10 октября 2015 г. разработано 690 курсов, в том числе: по экономике и финансам – 60, бизнесу и управлению – 93, профессиональному образованию – 24 (www.edx.org/course). Планируется обучать на онлайн-курсах edX до 1 млрд чел. Потенциал российского онлайнобразования подытожен Центром образовательных технологий Сколково1. В 2014 г. был запущен проект Универсариум – открытая система электронного обучения, дающая возможность получить качественное массовое образование от лучших преподавателей страны и ведущих университетов (http://universarium. org/project/). Цель проекта – создание сетевой межуниверситетской площадки, обеспечивающей бесплатную энциклопедическую предпрофильную подготовку и целевое профильное обучение потребителей образовательной услуги. Число курсов пока не превышает 100, планируется их перевод на основные европейские языки. Еще один пример – Eduson – платформа для предоставления профессионалам образовательных курсов по бизнес-тематикам. Курсы ведут преподаватели таких бизнес-школ, как Гарвард, Wharton, LBS, Сколково. В каталоге насчитывается более тысячи видеолекций, слушателям выдано около 200 тыс. дипломов (www.eduson.tv/). В настоящее время Министерством образования РФ совместно с ведущими вузами страны разработан проект «Национальная платформа онлайн-образования» (www.lawmix.ru/education/2532). Цель платформы – обмен курсами между вузами и предоставление всем желающим онлайн-образования на платной основе. Предполагается, что на начальном этапе проект потребует 400 млн р. инвестиций из личного бюджета каждого из вузов-учредителей. Успех слушателей курсов MOOC зависит от навыков работы в сети, умения сформировать персональную образовательную сферу (ПОС) в зависимости от целей своего непрерывного развития и совершенствования как личности и профессионала. По сути, ПОС является 1 Российские образовательные онлайнплатформы. URL: www.skolkovo.ru/public/media/ documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_ RusOnline.pdf. системой, которая помогает обучающемуся управлять и контролировать траекторию своего движения, при этом веб-синдикация позволяет явно или неявно вовлекать других участников с целью обогащения, улучшения и актуализации личного контента. Все это позволяет систематизировать и сравнивать полученную информацию и в результате создавать новые знания, находить нетрадиционные пути решения проблем. В заключение статьи необходимо отметить следующее. 1. Непрерывное профессиональное образование кадров, рассматриваемое с учетом требований реальной экономики и карьерного роста, полагает продолжающееся обучение специалиста на всем его жизненном пути. Современная концепция образования состоит в переходе от знаниевого к компетентностноориентированному подходу. Поэтому применение сетевых ресурсов Веб 2.0 в обучении – не дань моде, а насущная необходимость. 2. Потенциал Интернета в области подготовки кадров финансово-налогового профиля огромен, но его возможности изучены неполно, вне системного подхода. В этой связи феномен Веб 2.0 представлен как сложная система, исследование которой выполнялось путем интеграции его веб-сервисов и современных систем онлайн-обучения – МООС. 3. В контексте развития технологий требуется обобщение и систематизация инструментов Интернета, пригодных для обучения специалиста в финансово-налоговой сфере деятельности. При этом ключевой проблемой является формирование персональной образовательной сферы. Представляется, что для решения этой задачи необходимы углубленные исследования по
выработке некоего системного эталона, интегрирующего технологии Веб 2 & Веб 3 и вопросы кадрового обеспечения корпоративных систем управления. 4. В настоящее время использование интернет-сервисов в преподавании финансово-налоговых дисциплин носит спонтанный характер, почти не используются генеративные и интерактивные функции сервисов Веб 2.0. Отчасти это связано с тем, что организационной и методической работы в данном направлении не ведется и требуется консолидация усилий научно-практического сообщества для создания и размещения сетевых методических материалов и учебных пособий. Также необходимо объединение ученых, практиков и обучающихся для реализации совместных программ научно-образовательного характера. 5. Изучение экономических объектов как сложных систем позволяет не только лучше понять и решать проблемы современного развития, но и дать определенный толчок в этимологии. Здесь уместна организация сетевого сообщества для разработки веб-энциклопедии и этимологического словаря финансово-налоговой направленности, а в дальнейшем – для создания сетевых учебников и учебных пособий, каталогов веб-сервисов, карт знаний. Разумеется, все вышесказанное не является бесспорным и подлежит дальнейшему обсуждению, восприятию их научно-практическим сообществом. Но, согласно Б. Гейтсу, философия цифрового пространства достаточно проста: «Или вы сегодня в Интернете, или у вас нет будущего». И эту аксиому, хотя и со значительным отставанием, надо осознать для решения системных проблем при подготовке креативных кадров в области финансов и налогообложения.
1. Алиев Б.Х., Омарова З.Б. Экономическое образование в РФ в сфере Болонского процесса // Вестник Дагестанского государственного университета. 2006. № 5. С. 4–13.
2. Вылкова Е.С. Ролевые игры как инновационный подход к повышению качества образовательного процесса в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 87–90.
3. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В. Информационные технологии управления знаниями. URL: http://bigc.ru/publications/bigspb/km/itkm/.
4. Гончаренко Л.И. Интеграция науки, практики и образовательного процесса подготовки экономистов для сферы налогообложения // Вестник Финансового университета. 2006. № 1-2. С. 159–163.
5. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 6. С. 95–100.
6. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Экономические и иные аспекты налогового менеджмента как сложной системы // Экономика налоговых реформ / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова, Л.Л. Тарангул. К.: Алерта, 2013.
7. Игонина Л.Л. Интерактивные и инновационные технологии в системе дополнительной профессиональной подготовки экономических кадров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11-1. С. 72–75.
8. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. URL: https://db.ph-int.org/upload/iteach/texts/pi_2010_04_20- 13_38_59_1.pdf.
9. Стародубцев В.А., Федоров А.Ф., Киселева А.А. Возможности сервисов web 2.0 для формирования образовательных сфер // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 95–98.
10. Титова С.В., Филатова А.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М.: Изд-во «ИКАР», 2014.
11. Щуров И. Образование будущего: в ожидании революции. URL: http://old.computerra.ru/offline/2005/615/240449/.
12. O’Reilly T. What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. URL: www.oreilly.de/artikel/web20.html
вать программное обеспечение другим университетам и, во-вторых, предусматривает видеозанятия, встроенные опросы, мгновенную обратную связь с преподавателями, онлайновые лаборатории. По состоянию на 10 октября 2015 г. разработано 690 курсов, в том числе: по экономике и финансам – 60, бизнесу и управлению – 93, профессиональному образованию – 24 (www.edx.org/course). Планируется обучать на онлайн-курсах edX до 1 млрд чел. Потенциал российского онлайнобразования подытожен Центром образовательных технологий Сколково1. В 2014 г. был запущен проект Универсариум – открытая система электронного обучения, дающая возможность получить качественное массовое образование от лучших преподавателей страны и ведущих университетов (http://universarium. org/project/). Цель проекта – создание сетевой межуниверситетской площадки, обеспечивающей бесплатную энциклопедическую предпрофильную подготовку и целевое профильное обучение потребителей образовательной услуги. Число курсов пока не превышает 100, планируется их перевод на основные европейские языки. Еще один пример – Eduson – платформа для предоставления профессионалам образовательных курсов по бизнес-тематикам. Курсы ведут преподаватели таких бизнес-школ, как Гарвард, Wharton, LBS, Сколково. В каталоге насчитывается более тысячи видеолекций, слушателям выдано около 200 тыс. дипломов (www.eduson.tv/). В настоящее время Министерством образования РФ совместно с ведущими вузами страны разработан проект «Национальная платформа онлайн-образования» (www.lawmix.ru/education/2532). Цель платформы – обмен курсами между вузами и предоставление всем желающим онлайн-образования на платной основе. Предполагается, что на начальном этапе проект потребует 400 млн р. инвестиций из личного бюджета каждого из вузов-учредителей. Успех слушателей курсов MOOC зависит от навыков работы в сети, умения сформировать персональную образовательную сферу (ПОС) в зависимости от целей своего непрерывного развития и совершенствования как личности и профессионала. По сути, ПОС является 1 Российские образовательные онлайнплатформы. URL: www.skolkovo.ru/public/media/ documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_ RusOnline.pdf. системой, которая помогает обучающемуся управлять и контролировать траекторию своего движения, при этом веб-синдикация позволяет явно или неявно вовлекать других участников с целью обогащения, улучшения и актуализации личного контента. Все это позволяет систематизировать и сравнивать полученную информацию и в результате создавать новые знания, находить нетрадиционные пути решения проблем. В заключение статьи необходимо отметить следующее. 1. Непрерывное профессиональное образование кадров, рассматриваемое с учетом требований реальной экономики и карьерного роста, полагает продолжающееся обучение специалиста на всем его жизненном пути. Современная концепция образования состоит в переходе от знаниевого к компетентностноориентированному подходу. Поэтому применение сетевых ресурсов Веб 2.0 в обучении – не дань моде, а насущная необходимость. 2. Потенциал Интернета в области подготовки кадров финансово-налогового профиля огромен, но его возможности изучены неполно, вне системного подхода. В этой связи феномен Веб 2.0 представлен как сложная система, исследование которой выполнялось путем интеграции его веб-сервисов и современных систем онлайн-обучения – МООС. 3. В контексте развития технологий требуется обобщение и систематизация инструментов Интернета, пригодных для обучения специалиста в финансово-налоговой сфере деятельности. При этом ключевой проблемой является формирование персональной образовательной сферы. Представляется, что для решения этой задачи необходимы углубленные исследования по
выработке некоего системного эталона, интегрирующего технологии Веб 2 & Веб 3 и вопросы кадрового обеспечения корпоративных систем управления. 4. В настоящее время использование интернет-сервисов в преподавании финансово-налоговых дисциплин носит спонтанный характер, почти не используются генеративные и интерактивные функции сервисов Веб 2.0. Отчасти это связано с тем, что организационной и методической работы в данном направлении не ведется и требуется консолидация усилий научно-практического сообщества для создания и размещения сетевых методических материалов и учебных пособий. Также необходимо объединение ученых, практиков и обучающихся для реализации совместных программ научно-образовательного характера. 5. Изучение экономических объектов как сложных систем позволяет не только лучше понять и решать проблемы современного развития, но и дать определенный толчок в этимологии. Здесь уместна организация сетевого сообщества для разработки веб-энциклопедии и этимологического словаря финансово-налоговой направленности, а в дальнейшем – для создания сетевых учебников и учебных пособий, каталогов веб-сервисов, карт знаний. Разумеется, все вышесказанное не является бесспорным и подлежит дальнейшему обсуждению, восприятию их научно-практическим сообществом. Но, согласно Б. Гейтсу, философия цифрового пространства достаточно проста: «Или вы сегодня в Интернете, или у вас нет будущего». И эту аксиому, хотя и со значительным отставанием, надо осознать для решения системных проблем при подготовке креативных кадров в области финансов и налогообложения.
1. Алиев Б.Х., Омарова З.Б. Экономическое образование в РФ в сфере Болонского процесса // Вестник Дагестанского государственного университета. 2006. № 5. С. 4–13.
2. Вылкова Е.С. Ролевые игры как инновационный подход к повышению качества образовательного процесса в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 87–90.
3. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В. Информационные технологии управления знаниями. URL: http://bigc.ru/publications/bigspb/km/itkm/.
4. Гончаренко Л.И. Интеграция науки, практики и образовательного процесса подготовки экономистов для сферы налогообложения // Вестник Финансового университета. 2006. № 1-2. С. 159–163.
5. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 6. С. 95–100.
6. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Экономические и иные аспекты налогового менеджмента как сложной системы // Экономика налоговых реформ / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова, Л.Л. Тарангул. К.: Алерта, 2013.
7. Игонина Л.Л. Интерактивные и инновационные технологии в системе дополнительной профессиональной подготовки экономических кадров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11-1. С. 72–75.
8. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. URL: https://db.ph-int.org/upload/iteach/texts/pi_2010_04_20- 13_38_59_1.pdf.
9. Стародубцев В.А., Федоров А.Ф., Киселева А.А. Возможности сервисов web 2.0 для формирования образовательных сфер // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 95–98.
10. Титова С.В., Филатова А.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М.: Изд-во «ИКАР», 2014.
11. Щуров И. Образование будущего: в ожидании революции. URL: http://old.computerra.ru/offline/2005/615/240449/.
12. O’Reilly T. What Is Web 2.0? Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. URL: www.oreilly.de/artikel/web20.html