Файл: Рассказу А. И. Куприна "Чудесный доктор" Урокразмышление. Цель урока Понять, почему рассказ называется ".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Доброта и милосердие по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Урок-размышление.

Цель урока: Понять, почему рассказ называется "Чудесный доктор". В чём чудо?

Предварительная работа:

  • Изучить биографию А.И.Куприна

  • Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.

  • Выделить главные эпизоды и озаглавить их.

  • Нарисовать иллюстрации к рассказу.

  • Подготовить презентацию "Особенности жанра святочного рассказа"(индивидуальное задание Скоробогатова Лера).

  • Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание Фомичева Даша).

Ход урока

I. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Время

Лазарев Иван Степанович.

Мы временем умеем дорожить,
Часы бывают лишними едва ли.
И всадник друга ждет на перевале
не потому, что некуда спешить.

И ношу со спины того, кто хил
берет на спину человек прохожий
не потому, что слишком много сил
и он растратить их никак не может.

В морских волнах, в пороховом дыму
безвестный мальчик за святое дело
жизнь отдает совсем не потому,
что жить ему на свете надоело.

Ни у кого нет жизни запасной,
Как век ни долог — не хватает века,
Но все же люди жертвуют собой,
оправдывая званье человека.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, о чём это стихотворение?
- Как вы думаете, почему именно с этих строк я начала наш урок?
- Как они перекликаются с произведением, которое мы изучаем?
(Эти строки о добре и милосердии по отношению к другому человеку. Также, как и наш рассказ «Чудесный доктор», автором которого является Александр Иванович Куприн)

II. Объявление темы урока. Тема на слайде. (Слайд №1)

«Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор»
- Давайте подумаем, о чем пойдёт речь?
(Понять, почему рассказ называется «Чудесный доктор»? В чём чудо?

-Ребята, а вы знаете, что такое чудо? Что такое доброта? Что такое добро? Милосердие?
(Сначала говорят дети, потом я - давайте найдем и прочитаем значение этих слов.

Сегодня мы отправимся в путешествие во времени в Январь 1867 года.
Мы сделаем несколько остановок.


ОСТАНОВКИ На слайде.

1. Биографическая; лента времени

2. Историческая (святочный рассказ)
3. Интеллектуальная. (блефтур)
4. Литературоведческая (анализ эпизодов)
5. Художественная (вернисаж)
6. Исследовательская (кластер)
7. Рефлексивная

III Организационно-деятельностный этап
Остановка первая-


1. Биографическая остановка

“Добрый талант...” Знакомство с писателем.

А.И.Куприн жил в иное, чем мы, время, многое из которого безвозвратно ушло. Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь и бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах. И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казённой палате. Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу. И здесь добрым наставником и старшим другом нашим останется Александр Иванович Куприн.

Чтобы лучше понять рассказ, о котором мы будем говорить, вспомним четыре эпизода из его жизни по ЛЕНТЕ ЖИЗНИ (Слайд№2) (рассказывают представители от каждой микрогруппы.)

-Ребята, вы внимательно слушаете, а затем выполняете задание на соответствие даты и события из жизни А.И.Куприна ( К каждой дате подбираете соответствующее ей событие) (Время 1-2 минуты)

Проверка на слайде№ 3

1877

1880

1894

1897

Сиротский пансион
(Максим)


Кадетский корпус
(Сергей)


Ушёл в отставку
(Алина)


Напечатан рассказ
(Даша Д.)


Не забывайте оценить себя в оценочных листах.
2. Историческая остановка (Слайд № 4)

Учитель. Рассказ «Чудесный доктор» относится к жанру «святочный рассказ».

В новогоднюю ночь и на Рождество мы зажигаем на елке огни. В момент Рождества Христова воссияла на небе Вифлеема звезда. И пришли на ее свет волхвы, и принесли подарки Младенцу. Потому исстари принято ходить на Рождество со звездой и дарить подарки. Самая тихая, самая светлая ночь в году – Рождественская.



По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

(Жанр святочного рассказа. Индивидуальное сообщение. Скоробогатова Валерия))

3. Интеллектуальная остановка

Наш сегодняшний урок – размышление. А.С.Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

Интеллектуальная остановка
( Я задаю вопросы по тексту, вы если согласны со мной ставите себе 1б, если нет 0б.)


  • Действие рассказа начинается с описания семьи Мерцаловых. 0

  • Старшего из мальчиков зовут Гриша. 1

  • Семья Мерцаловых живёт в подземелье. 1

  • Отец мальчиков был грубым человеком, который постоянно ругал своих детей. 0

  • Тяжело заболела мать мальчиков. 0

  • Мерцалов, из-за несчастий, которые сыпались на его семью, решился расстаться с жизнью. 1

  • В парке Мерцалов случайно встречает доктора. 1

  • Доктор, поздоровавшись, назвал свою фамилию. 0

  • Гриша Мерцалов, когда вырос, стал врачом. 0

После встречи с доктором Пироговым жизнь в семье Мерцаловых изменилась к лучшему. 1
А сейчас проверьте себя , пожалуйста. ( Слайд №5)

(Ключи: 0110011001)

4. Литературоведческая остановка

Рассказ «Чудесный доктор» — это одно из самых замечательных и трогательных произведений, который заставляет по-новому посмотреть на окружающий тебя мир и задуматься. Вот и сегодня мы перенесемся в 1867 год. (тысяча восемьсот шестьдесят седьмой) год по григорианскому календарю — не високосный год, начинающийся во вторник и посмотрим, какое чудо произошло тогда в заснеженном Киеве.

Мы с вами выделили главные эпизоды рассказа, сейчас вы будете работать в группах, у вас на столах лежат карточки с заданиями, ознакомьтесь, пожалуйста, с ними и приступайте к работе ( время 7-8 мин.) (презентация работы группы): (Слайд №6)

  • Перед окном гастрономического магазина

  • В подземелье у Мерцаловых

  • Встреча в саду

  • Доктор принес в дом свет и надежду

  • Перемены в жизни семьи Мерцаловых


Группа 1 ( Даша Ф., Лера С.)

Анализ эпизода «Мальчики у витрины магазина» (Слайды № 7,8) стр. учебника 5-6

1. Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.

2 .Передайте ощущения детей, от увиденного «сквозь запотевшие окна витрины»

3. Какой мир они открыли для себя?.

4. Куда поспешили мальчики?

5. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

Совместный вывод. Куприн показал читателю, как жесток мир. Беззащитность детей и бездушие города. Сытость богатых и голод бедных. Рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюбленно-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.
Группа 2 (Лариса К., Алина, Сергиевич Д.)
(Слайд №9) Инсценирование отрывка «Безысходность» со слов «Мальчики молчали…» до слов «…разогреть-то нечем…» и обсуждение. Стр.7-8

1. Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

2. Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал?

3. Как случилось, что семья попала в беду?

4.. Как вы понимаете, что обозначает слово «милосердие»? Подберите к нему синонимы. (Милосердие — готовность помочь кому-нибудь).

Синонимы: милосердие, сострадание, человеколюбие, доброта.

Группа 3 (Денисова Д., Сергей, Глеб)

Обсуждение эпизода встречи Мерцалова и пожилого незнакомца в парке. Стр.10-11 (Слайд № 10)

1. Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?

2. Найдите портрет незнакомца

3. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?

4. Что же произошло в парке?

Совместный вывод. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. И у него возникают мысли о самоубийстве. Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а проходящий мимо незнакомец остановился, присел рядом и внимательно выслушал отчаявшегося человека. И помог ему.


Группа 4 (Максим, Петя, Ульяна)

Обсуждение эпизода: Доктор принес в дом свет и надежду.

Стр. 12-15 (Слайды № 11,12)

Выразительное чтение отрывка до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.

1. Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?

2. Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?

3. Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

Совместный вывод. Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.

Учитель: Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810–1881 гг.).

Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание Кипрюшина Лариса). (Слайд № 13)

5. Исследовательская остановка

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”? В чём чудо? - Подберите синонимы к слову “чудесный”.

(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).
(Слайд № 14)

- Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?

- Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?

Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся.

Итак, давайте составим КЛАСТЕР (НА ДОСКЕ Чудесный доктор - помогает- лечит-спасает- надежный- опытный-душу-тело)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки)

Продолжите фразу……………( Слайд №15).

  • А я хочу закончить наш урок словами:

  • ( слайд 16)Не дайте зазябнуть вашим душам!

  • Верьте в чудеса!

  • Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.