Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Оказание помощи и поддержки ребенку с ОВР от других учеников в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
Систематические наблюдения учителей Денисовской школы № 2, оценка ситуаций на уроках выявила, что в условиях инклюзивного образования у здоровых детей развивается терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и сотрудничества.
Для улучшения критерия необходимо проводить работу с учениками, о том, как важно уважать различия и улучшать коммуникацию с другими детьми.
2. Принятие другими учениками ребенка с ОВР, без участия взрослых и учителей в Денисовской средней школе № 2 находится на низком уровне, и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
Оценка ситуации проводится в соответствии с систематическими наблюдениями учителя во время урока и внеурочное время.
3. Ученик с ОВР активно участвует в жизни класса и школы в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.
Активное участие в жизни школы и класса способствует формированию у детей с ОВР положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а так же более полной реализации потенциала личностного развития.
Так как в Перелескинской средней школе критерий активного участия в жизни класса и школы не выявлен, необходимо проводить систематическую работу по включению детей с ОВР. Педагоги, ведущие кружки, экскурсии, и другие внеклассные мероприятия должны фиксировать деятельность детей с ОВР в своих отчетах.
Рассмотрим критерий позитивного отношения всех участников образовательного процесса в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 5).
Таблица 5
Критерий позитивного отношения всех участников образовательного процесса к инклюзивному обучению в экспериментальных классах
№ п/п | Показатели | Денисовская средняя школа №2 | Перелескинская средняя школа |
1 | Преподавательский состав, другие ученики, родители других учеников положительно настроены по поводу инклюзивного образования | С – на уровне законно-правовых отношений | С - на уровне законно-правовых отношений |
2 | В стратегии развития школы предусмотрено развитие инклюзивного образования | В - предусмотрено | С - частично |
3 | Информирование общества об инклюзивных программах | C – частичное информирование | Н – частичное информирование |
4 | Устранение всех форм дискриминации | С – частичное | С - частичное |
В результате выявления критерия, позитивного отношения всех участников образовательного процесса к инклюзивному обучению Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской школе получены следующие данные (диаграмма 10 и 11).
Диаграмма 10. Критерий позитивного отношения участников образовательного процесса к инклюзивному обучению в Денисовской средней школе № 2
Диаграмма 11. Критерий позитивного отношения участников образовательного процесса к инклюзивному обучению в Перелескинской средней школе
Таким образом, в результате выявления критерия позитивного отношения участников образовательного процесса, к инклюзивному обучению, в школах Денисовского района получены следующие данные:
1. Преподавательский состав, другие ученики, родители других учеников положительно настроены по поводу инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
Формирование положительного отношения к инклюзивному образованию является одной из главных задач, которая направлена на позитивное отношение общества к проблеме доступности образования для детей с ограниченными возможностями и толерантного отношения к детям с проблемами в развитии.
Толерантное отношение должно выражаться в готовности, принятия других детей такими какие они есть. Это выражается во взаимности и активной позиции всех участников инклюзивного образования [2].
2. В стратегии развития школы предусмотрено развитие инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 находится на высоком уровне, и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
В Перелескинской средней школе необходимо способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в стратегии развития школы.
3. Информирование общества об инклюзивных программах в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.
Необходимо освещать инклюзивные программы в прессе, школьных информационных буклетах,
Так же необходимо освещать в средствах массовой информации позитивные прецеденты получения образования с ограниченными возможностями.
4. Устранение всех форм дискриминации в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
В соответствии с конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой в 1960 году и ратифицированной Республикой Казахстан в 2016 году – общей системе образования необходимо стать более «гибкой», и способной обеспечить равные права и возможности обучения для всех детей – с отсутствием дискриминации и пренебрежительного отношения. В школах Денисовского района: в Перелескинской средней школе и Денисовской школе № 2 средний уровень критерия, на уровне законно-правового отношения.
В ходе настоящего исследования нами было проведено анкетирование (см. приложение 6, 7) в общеобразовательных школах Денисовского района на предмет изучения особенностей отношения к практикам школьной инклюзии детей с особыми образовательными потребностями (таблица 6).
Таблица 6
Мнение учеников о возможности обучения детей с нарушениями развития в массовой школе? (в %)
п/п | Школы Денисовского района | Мнение учеников | ||
Возможно | Не возможно | Не знаю | ||
1. | Денисовская средняя школа № 2 | 35% | 25% | 40% |
2 | Перелескинская средняя школа | 30% | 40% | 30% |
Таким образом, результаты в Денисовской средней школе №2 показали: 35% учащихся общеобразовательных школ согласны учиться совместно со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, 25 % учащихся считают обучение не возможным, 40 % учащихся затруднились ответить на этот вопрос (в соответствии с диаграммой 12)
Диаграмма 12. Отношения учеников об инклюзивном образовании в Денисовской средней школе № 2
Результаты в Перелескинской средней школе показали: 30% учащихся общеобразовательных школ согласны учиться совместно со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, 40 % учащихся считают обучение не возможным, 30 % учащихся затруднились ответить на этот вопрос (в соответствии с диаграммой 13).
Диаграмма 13. Отношения учеников об инклюзивном образовании в Перелескинской средней школе
Рассмотрим мнение педагогов школ Денисовского района о возможности обучения детей с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе (таблица 7).
Таблица 7
Мнение педагогов о возможности обучения детей с нарушениями развития в массовой школе? (в %)
п/п | Варианты ответа | Мнение педагогов | ||
Возможно | Не возможно | Не знаю | ||
1. | Дети с нарушением слуха | 45% | 30% | 25% |
2. | Дети с нарушением зрения | 40% | 35% | 25% |
3. | Дети с нарушением речи | 30% | 20% | 50% |
4. | Дети с ДЦП | 10% | 30% | 60% |
5. | Дети с умственной отсталостью | 0 % | 60% | 40% |
По результатам анализа, выявлены следующие результаты:
Среди педагогических работников 45 % считают возможным обучение детей с нарушениями слуха и 40 % с нарушениями зрения. 60 % педагогов считают, что обучение не возможно для детей с умственной отсталостью.
Некоторые учителя не могут определить свое отношение к такому обучению, что позволяет предположить зависимость их мнения от внешних факторов, прежде всего информированности о позитивном или негативном опыте социально-образовательной инклюзии детей с нарушениями в здоровье.
При этом педагоги не против того, чтобы в классах, где они работают, учились дети с различными нарушениями (в соответствии с диаграммой 14).
Диаграмма 14. Отношение педагогов Денисовских школ
Рассмотрим мнение родителей о возможности обучения детей с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе (таблица 8).
Таблица 8
Мнение родителей о возможности обучения детей с нарушениями развития в массовой школе? (в %)
п/п | Варианты ответа | Мнение родителей | ||
Возможно | Не возможно | Не знаю | ||
1. | Дети с нарушением слуха | 40% | 20% | 40% |
2. | Дети с нарушением зрения | 65% | 35% | 0% |
3. | Дети с нарушением речи | 70% | 25% | 5% |
4. | Дети с ДЦП | 25% | 25% | 50% |
5. | Дети с умственной отсталостью | 10% | 50% | 40% |
По результатам анализа, выявлены следующие результаты:
Среди родителей 70 % считают возможным обучение детей с нарушениями речи, 65 % с нарушениями зрения и 40 % с нарушениями слуха. 50 % родителей считают, что обучение не возможно для детей с умственной отсталостью (в соответствии с диаграммой 15)
Диаграмма 15. Отношение родителей
Таким образом, анализ данных показывает, что наиболее «подходящими» для образовательной инклюзии, с точки зрения всех респондентов являются дети с сенсорными отклонениями, нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.
В качестве обоснования указывалось, что эти дети такие же, как все, только плохо видят, слышат, передвигаются и т.п.; и поэтому с ними нужно заниматься дополнительно.
Рассмотрим критерий повышения квалификации учителей в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 9).