Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Оказание помощи и поддержки ребенку с ОВР от других учеников в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.

Систематические наблюдения учителей Денисовской школы № 2, оценка ситуаций на уроках выявила, что в условиях инклюзивного образования у здоровых детей развивается терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Для улучшения критерия необходимо проводить работу с учениками, о том, как важно уважать различия и улучшать коммуникацию с другими детьми.

2. Принятие другими учениками ребенка с ОВР, без участия взрослых и учителей в Денисовской средней школе № 2 находится на низком уровне, и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.

Оценка ситуации проводится в соответствии с систематическими наблюдениями учителя во время урока и внеурочное время.

3. Ученик с ОВР активно участвует в жизни класса и школы в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.

Активное участие в жизни школы и класса способствует формированию у детей с ОВР положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а так же более полной реализации потенциала личностного развития.

Так как в Перелескинской средней школе критерий активного участия в жизни класса и школы не выявлен, необходимо проводить систематическую работу по включению детей с ОВР. Педагоги, ведущие кружки, экскурсии, и другие внеклассные мероприятия должны фиксировать деятельность детей с ОВР в своих отчетах.

Рассмотрим критерий позитивного отношения всех участников образовательного процесса в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 5).
Таблица 5

Критерий позитивного отношения всех участников образовательного процесса к инклюзивному обучению в экспериментальных классах



п/п

Показатели


Денисовская средняя школа №2

Перелескинская средняя школа

1

Преподавательский состав, другие ученики, родители других учеников положительно настроены по поводу инклюзивного образования

С – на уровне законно-правовых отношений

С - на уровне законно-правовых отношений

2

В стратегии развития школы предусмотрено развитие инклюзивного образования

В - предусмотрено

С - частично

3

Информирование общества об инклюзивных программах

C – частичное информирование

Н – частичное информирование

4

Устранение всех форм дискриминации

С – частичное

С - частичное



В результате выявления критерия, позитивного отношения всех участников образовательного процесса к инклюзивному обучению Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской школе получены следующие данные (диаграмма 10 и 11).


Диаграмма 10. Критерий позитивного отношения участников образовательного процесса к инклюзивному обучению в Денисовской средней школе № 2



Диаграмма 11. Критерий позитивного отношения участников образовательного процесса к инклюзивному обучению в Перелескинской средней школе
Таким образом, в результате выявления критерия позитивного отношения участников образовательного процесса, к инклюзивному обучению, в школах Денисовского района получены следующие данные:

1. Преподавательский состав, другие ученики, родители других учеников положительно настроены по поводу инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.

Формирование положительного отношения к инклюзивному образованию является одной из главных задач, которая направлена на позитивное отношение общества к проблеме доступности образования для детей с ограниченными возможностями и толерантного отношения к детям с проблемами в развитии.

Толерантное отношение должно выражаться в готовности, принятия других детей такими какие они есть. Это выражается во взаимности и активной позиции всех участников инклюзивного образования [2].

2. В стратегии развития школы предусмотрено развитие инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 находится на высоком уровне, и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.

В Перелескинской средней школе необходимо способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в стратегии развития школы.

3. Информирование общества об инклюзивных программах в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.



Необходимо освещать инклюзивные программы в прессе, школьных информационных буклетах,

Так же необходимо освещать в средствах массовой информации позитивные прецеденты получения образования с ограниченными возможностями.

4. Устранение всех форм дискриминации в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.

В соответствии с конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой в 1960 году и ратифицированной Республикой Казахстан в 2016 году – общей системе образования необходимо стать более «гибкой», и способной обеспечить равные права и возможности обучения для всех детей – с отсутствием дискриминации и пренебрежительного отношения. В школах Денисовского района: в Перелескинской средней школе и Денисовской школе № 2 средний уровень критерия, на уровне законно-правового отношения.

В ходе настоящего исследования нами было проведено анкетирование (см. приложение 6, 7) в общеобразовательных школах Денисовского района на предмет изучения особенностей отношения к практикам школьной инклюзии детей с особыми образовательными потребностями (таблица 6).
Таблица 6

Мнение учеников о возможности обучения детей с нарушениями развития в массовой школе? (в %)

п/п

Школы Денисовского района

Мнение учеников

Возможно

Не возможно

Не знаю

1.

Денисовская средняя школа № 2

35%

25%

40%

2

Перелескинская средняя школа

30%

40%

30%


Таким образом, результаты в Денисовской средней школе №2 показали: 35% учащихся общеобразовательных школ согласны учиться совместно со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, 25 % учащихся считают обучение не возможным, 40 % учащихся затруднились ответить на этот вопрос (в соответствии с диаграммой 12)



Диаграмма 12. Отношения учеников об инклюзивном образовании в Денисовской средней школе № 2

Результаты в Перелескинской средней школе показали: 30% учащихся общеобразовательных школ согласны учиться совместно со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, 40 % учащихся считают обучение не возможным, 30 % учащихся затруднились ответить на этот вопрос (в соответствии с диаграммой 13).

Диаграмма 13. Отношения учеников об инклюзивном образовании в Перелескинской средней школе
Рассмотрим мнение педагогов школ Денисовского района о возможности обучения детей с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе (таблица 7).
Таблица 7

Мнение педагогов о возможности обучения детей с нарушениями развития в массовой школе? (в %)

п/п

Варианты ответа

Мнение педагогов

Возможно

Не возможно

Не знаю

1.

Дети с нарушением слуха

45%

30%

25%

2.

Дети с нарушением зрения

40%

35%

25%

3.

Дети с нарушением речи

30%

20%

50%

4.

Дети с ДЦП

10%

30%

60%

5.

Дети с умственной отсталостью

0 %

60%

40%


По результатам анализа, выявлены следующие результаты:

Среди педагогических работников 45 % считают возможным обучение детей с нарушениями слуха и 40 % с нарушениями зрения. 60 % педагогов считают, что обучение не возможно для детей с умственной отсталостью.

Некоторые учителя не могут определить свое отношение к такому обучению, что позволяет предположить зависимость их мнения от внешних факторов, прежде всего информированности о позитивном или негативном опыте социально-образовательной инклюзии детей с нарушениями в здоровье.

При этом педагоги не против того, чтобы в классах, где они работают, учились дети с различными нарушениями (в соответствии с диаграммой 14).


Диаграмма 14. Отношение педагогов Денисовских школ
Рассмотрим мнение родителей о возможности обучения детей с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе (таблица 8).
Таблица 8

Мнение родителей о возможности обучения детей с нарушениями развития в массовой школе? (в %)

п/п

Варианты ответа

Мнение родителей

Возможно

Не возможно

Не знаю

1.

Дети с нарушением слуха

40%

20%

40%

2.

Дети с нарушением зрения

65%

35%

0%

3.

Дети с нарушением речи

70%

25%

5%

4.

Дети с ДЦП

25%

25%

50%

5.

Дети с умственной отсталостью

10%

50%

40%


По результатам анализа, выявлены следующие результаты:

Среди родителей 70 % считают возможным обучение детей с нарушениями речи, 65 % с нарушениями зрения и 40 % с нарушениями слуха. 50 % родителей считают, что обучение не возможно для детей с умственной отсталостью (в соответствии с диаграммой 15)


Диаграмма 15. Отношение родителей
Таким образом, анализ данных показывает, что наиболее «подходящими» для образовательной инклюзии, с точки зрения всех респондентов являются дети с сенсорными отклонениями, нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.

В качестве обоснования указывалось, что эти дети такие же, как все, только плохо видят, слышат, передвигаются и т.п.; и поэтому с ними нужно заниматься дополнительно.

Рассмотрим критерий повышения квалификации учителей в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 9).