Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 9
Критерий повышения квалификации учителей, поддержки с целью повышения качества инклюзивного образования
№ п/п | Показатели | Денисовская средняя школа №2 | Перелескинская средняя школа |
1 | Подготовка учителей в сфере инклюзивного образования | С – частичная подготовка | С частичная подготовка |
2 | Наличие Совета инклюзивных преподавателей, который оказывает профессиональную помощь учителям | С – частичная помощь | Н – отсутствие помощи |
3 | Местная сеть инклюзивных преподавателей, оказывающих профессиональную поддержку учителям | Н – отсутствие | Н – отсутствие |
Концепция инклюзивного образования требует тщательного изучения и анализа педагогических компетенций учителей/преподавателей с тем, чтобы они качественно смогли реализовать инклюзию в процессе преподавания-обучения-оценивания (диаграмма 16 и 17).
Диаграмма 16. Критерий повышения квалификации учителей Денисовской средней школы № 2
Диаграмма 17. Критерий повышения квалификации учителей Перелескинской средней школы
Таким образом, в результате выявления критерия повышения квалификации учителей, в школах Денисовского района получены следующие данные:
1. Подготовка учителей в сфере инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
Анализ показывает, что в целом проводятся различные мероприятия в целях подготовки педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования, но имеет место отсутствие связи между организациями, проводимых курсов, не согласованность деятельности. В связи с чем, педагоги проходят разные курсы в разные периоды, но содержание курсов дублируются, что в итоге приводит к снижению мотивации учителей и эффективности результатов обучения.
Педагоги Денисовских школ опасаются последствий и испытывают дефицит в знаниях научно-методического характера, способствующего реализации инклюзивного образования в массовой школе, недооценивают собственные силы и возможности.
Даже опытные педагоги испытывают трудности в организации образовательного процесса в классах, где появился такой ребенок, т.к. пока еще в совершенстве не владеют специальными компетенциями для обеспечения инклюзии в массовое образование. Большинству из них не хватает научно-методической базы и теоретических знаний в области инклюзивного образования.
Возникшая проблема решается путем взаимодействия коллектива школ с научно-педагогическим сообществом региона, посредством которого педагоги Денисовских школ такую поддержку получают со стороны коллег Костанайской области.
2. Наличие Совета инклюзивных преподавателей, который оказывает профессиональную помощь учителям в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне. Необходимо внедрение координационного Совета в практику общеобразовательных школ Денисовского района, так как наличие координационного Совета предполагает определение основных приоритетных направлений деятельности органов образования, направленных на развитие инклюзивного образования.
Необходимо исходить из потребностей и возможностей системы образования и учитывать имеющуюся нормативную базу.
Необходимо согласование с координационным Советом плана работы, программ деятельности и развития, для развития процесса инклюзии.
3. Существует местная сеть инклюзивных преподавателей, оказывающих профессиональную поддержку учителям
в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.
Так как данный показатель в школах Денисовского района находится на низком уровне необходимо содействие к изучению и распространению опыта реализации инклюзивного образования, педагогических коллективов, специалистов, реализующих практику инклюзивного образования.
Рассмотрим критерий взаимосвязи различных уровней образовательной системы в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 10).
Таблица 10
Критерий взаимосвязи различных уровней образовательной системы, которая делает возможным непрерывное инклюзивное образование
№ п/п | Показатели | Денисовская средняя школа №2 | Перелескинская средняя школа |
1 | Установление взаимосвязи между дошкольными организациями и школой | С – частичная взаимосвязь | С– частичная взаимосвязь |
2 | Установление связи между младшими и более старшими классами школы | С – частичная взаимосвязь | Н – отсутствие взаимосвязи |
Таким образом, в результате выявления критерия взаимосвязи различных уровней образовательной системы, в школах Денисовского района получены следующие данные (диаграмма 18 и 19):
Диаграмма 18. Критерий взаимосвязи различных уровней образовательной системы Денисовской средней школы № 2
Диаграмма 19. Критерий взаимосвязи различных уровней образовательной системы Перелескинской средней школы
Таким образом, в результате выявления критерия взаимосвязи различных уровней образовательной системы, в школах Денисовского района получены следующие данные:
1. Установление взаимосвязи между дошкольными организациями и школой в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
Для развития инклюзивного образования необходимо обеспечить выявление, изучение и распространение имеющегося положительного опыта взаимодействия системы образования и других ведомств по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями.
Для установления взаимосвязи личные дела ребенка с ограниченными возможностями должны вестись с детского сада и до окончания школы. Личные дела ребенка должны передаваться в начальную школу вместе с рекомендациями воспитателя дошкольного учреждения.
Необходимо вести отчеты о встречах педагогов начальной школы и детского сада.
2. Установление связи между младшими и более старшими классами школы в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.
Для улучшения данного показателя необходимо вести совместные собрания, вести учет количества детей с ограниченными возможностями, которые продолжили обучение. Практика взаимосвязи между начальными и более старшими классами – будет способствовать развитию инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.
2.3 Рекомендации для создания условий развития инклюзивного образования
После выявления психолого-педагогических проблем реализации инклюзивного образования в Республике Казахстан на примере Денисовских школ, рассмотрим пути развития инклюзивного образования учащихся с особыми образовательными потребностями.
На основе исследования к основным параметрам системы образования лиц с особыми образовательными потребностями, отвечающим запросам нового времени, могут быть отнесены:
-
максимальный охват образованием детей с особыми образовательными потребностями; -
максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление подозрений на отклонения в развитии ребенка и определение его особых образовательных потребностей; -
максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям; -
принятие стандарта образования лиц с особыми образовательными потребностями, направленного на обеспечение каждому ребенку максимально возможного уровня психического развития, образования и жизненной компетенции; -
амплификация образования лиц с особыми образовательными потребностями в аспекте социально-эмоционального развития, развития самосознания, сознательной регуляции поведения ребенка в социуме; -
обязательное включение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка, их целенаправленная подготовка силами специалистов; -
психологическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного учреждения, а также психологическое сопровождение его семьи; -
создание образовательных учреждений нового (комбинированного) типа; -
придание новых функций действующим специальным (коррекционным) образовательным учреждениям; -
технологическая модернизация специального образования на основе широкого использования компьютера в качестве инструмента развивающего и коррекционно - направленного обучения детей; -
выработка нового механизма взаимодействия специальных и общеобразовательных учреждений, обеспечивающего переход от параллельных систем общего и специального образования к единой образовательной системе; -
подготовка кадров. -
Определяющими направлениями деятельности, направленной на развитие системы образования лиц с особыми образовательными потребностями могут стать организация, управление и содержательная работа по инклюзивному образованию.
Рассмотрим это на организационно - управленческом и содержательном уровнях.
На организационно-управленческом уровне целесообразно следующее:
-
Определение путей взаимодействия всех структур, обеспечивающих процесс инклюзивного образования. Изменение роли и функций отдела общего образования и отдела реабилитационной работы специализированных центров; -
Разработка пакета нормативно-правового обеспечения процесса сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями (внесение дополнений в Закон «Об образовании», разработка концепции инклюзивного образования, разработка государственной программы интеграции детей с ограниченными возможностями в массовую школу; -
Разработка системного комплексного подхода к решению проблемы доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями, их интеграции в образовательное пространство программными методами (создание безбарьерной среды, необходимого учебного оборудования, специальной подготовки педагогов, планирование средств на финансирование из государственного и местных бюджетов); -
Организация системы непрерывного сопровождения организационного и содержательного аспекта деятельности образовательных учреждений всех видов по реализации рекомендаций диагностических комиссий, лицензирование диагностического инструментария; -
Создание ресурсных центров по организационно-методическому сопровождению процесса раннего выявления и опережающего начала психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии у ребенка в партнерстве с Национальным научно-практическим Центром коррекционной педагогики; -
Создание «центров сопровождения» по инклюзивному; образованию детей на местном уровне и подростков с особыми образовательными потребностями, организация на их базе, накопительного банка программно-методических, материально-технических и кадровых ресурсов; -
Расширение перечня форм оказания специальной помощи проблемному ребенку и его семье по месту жительства: группы круглосуточного пребывания ребенка с особыми образовательными потребностями из малочисленных и отдаленных населенных пунктов; группы кратковременного пребывания; реабилитационные группы, организованные для детей с тяжелыми нарушениями в развитии на основе договора между общественными организациями и Департаментами образования с использованием безвозмездной помощи родителей и др.; -
Развитие сети областных, районных и межрайонных интегрированных учреждений, удовлетворяющих требованиям реализации доступности образования всем детям с особыми образовательными потребностями; -
Организация на базе имеющихся специальных (коррекционных) учреждений организационно-методических центров, способных оказывать специальную помощь детям с особыми образовательными потребностями из малочисленных населенных пунктов, методическую помощь учителям общеобразовательных школ, обеспечить предпрофессиональную и профессиональную подготовку интегрированных в общеобразовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями, проводить итоговую аттестацию данных учащихся в соответствии со специальными образовательными стандартами; -
Широкая просветительская работа и пропаганда в средствах массовой информации идей доступного образования, правовое просвещение населения, формирование толерантного отношения к проблемам граждан с ограниченными возможностями.