Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 9

Критерий повышения квалификации учителей, поддержки с целью повышения качества инклюзивного образования



п/п

Показатели


Денисовская средняя школа №2

Перелескинская средняя школа

1

Подготовка учителей в сфере инклюзивного образования

С – частичная подготовка

С частичная подготовка

2

Наличие Совета инклюзивных преподавателей, который оказывает профессиональную помощь учителям

С – частичная помощь

Н – отсутствие помощи

3

Местная сеть инклюзивных преподавателей, оказывающих профессиональную поддержку учителям

Н – отсутствие

Н – отсутствие

Концепция инклюзивного образования требует тщательного изучения и анализа педагогических компетенций учителей/преподавателей с тем, чтобы они качественно смогли реализовать инклюзию в процессе преподавания-обучения-оценивания (диаграмма 16 и 17).

Диаграмма 16. Критерий повышения квалификации учителей Денисовской средней школы № 2

Диаграмма 17. Критерий повышения квалификации учителей Перелескинской средней школы

Таким образом, в результате выявления критерия повышения квалификации учителей, в школах Денисовского района получены следующие данные:


1. Подготовка учителей в сфере инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.

Анализ показывает, что в целом проводятся различные мероприятия в целях подготовки педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования, но имеет место отсутствие связи между организациями, проводимых курсов, не согласованность деятельности. В связи с чем, педагоги проходят разные курсы в разные периоды, но содержание курсов дублируются, что в итоге приводит к снижению мотивации учителей и эффективности результатов обучения.

Педагоги Денисовских школ опасаются последствий и испытывают дефицит в знаниях научно-методического характера, способствующего реализации инк­люзивного образования в массовой школе, недооценивают собствен­ные силы и возможности.

Даже опытные педагоги испытывают трудности в организации образовательного процесса в классах, где появился такой ребенок, т.к. пока еще в совершенстве не владеют специальными компетенциями для обеспечения инклюзии в массовое образование. Большинству из них не хватает научно-методической базы и теоретических знаний в области инклюзивного образования.

Возникшая проблема решается путем взаимодействия коллектива школ с научно-педагогическим сообществом региона, посредством которого педагоги Денисовских школ такую поддержку получают со стороны коллег Костанайской области.

2. Наличие Совета инклюзивных преподавателей, который оказывает профессиональную помощь учителям в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне. Необходимо внедрение координационного Совета в практику общеобразовательных школ Денисовского района, так как наличие координационного Совета предполагает определение основных приоритетных направлений деятельности органов образования, направленных на развитие инклюзивного образования.

Необходимо исходить из потребностей и возможностей системы образования и учитывать имеющуюся нормативную базу.

Необходимо согласование с координационным Советом плана работы, программ деятельности и развития, для развития процесса инклюзии.

3. Существует местная сеть инклюзивных преподавателей, оказывающих профессиональную поддержку учителям

в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.

Так как данный показатель в школах Денисовского района находится на низком уровне необходимо содействие к изучению и распространению опыта реализации инклюзивного образования, педагогических коллективов, специалистов, реализующих практику инклюзивного образования.

Рассмотрим критерий взаимосвязи различных уровней образовательной системы в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 10).
Таблица 10

Критерий взаимосвязи различных уровней образовательной системы, которая делает возможным непрерывное инклюзивное образование



п/п

Показатели


Денисовская средняя школа №2

Перелескинская средняя школа

1

Установление взаимосвязи между дошкольными организациями и школой

С – частичная взаимосвязь

С– частичная взаимосвязь

2

Установление связи между младшими и более старшими классами школы

С – частичная взаимосвязь

Н – отсутствие взаимосвязи


Таким образом, в результате выявления критерия взаимосвязи различных уровней образовательной системы, в школах Денисовского района получены следующие данные (диаграмма 18 и 19):

Диаграмма 18. Критерий взаимосвязи различных уровней образовательной системы Денисовской средней школы № 2


Диаграмма 19. Критерий взаимосвязи различных уровней образовательной системы Перелескинской средней школы
Таким образом, в результате выявления критерия взаимосвязи различных уровней образовательной системы, в школах Денисовского района получены следующие данные:

1. Установление взаимосвязи между дошкольными организациями и школой в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.

Для развития инклюзивного образования необходимо обеспечить выявление, изучение и распространение имеющегося положительного опыта взаимодействия системы образования и других ведомств по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями.


Для установления взаимосвязи личные дела ребенка с ограниченными возможностями должны вестись с детского сада и до окончания школы. Личные дела ребенка должны передаваться в начальную школу вместе с рекомендациями воспитателя дошкольного учреждения.

Необходимо вести отчеты о встречах педагогов начальной школы и детского сада.

2. Установление связи между младшими и более старшими классами школы в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.

Для улучшения данного показателя необходимо вести совместные собрания, вести учет количества детей с ограниченными возможностями, которые продолжили обучение. Практика взаимосвязи между начальными и более старшими классами – будет способствовать развитию инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

2.3 Рекомендации для создания условий развития инклюзивного образования
После выявления психолого-педагогических проблем реализации инклюзивного образования в Республике Казахстан на примере Денисовских школ, рассмотрим пути развития инклюзивного образования учащихся с особыми образовательными потребностями.

На основе исследования к основным параметрам системы образования лиц с особыми образовательными потребностями, отвечающим запросам нового времени, могут быть отнесены:

  • максимальный охват образованием детей с особыми образовательными потребностями;

  • максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление подозрений на отклонения в развитии ребенка и определение его особых образовательных потребностей;

  • максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;

  • принятие стандарта образования лиц с особыми образовательными потребностями, направленного на обеспечение каждому ребенку максимально возможного уровня психического развития, образования и жизненной компетенции;

  • амплификация образования лиц с особыми образовательными потребностями в аспекте социально-эмоционального развития, развития самосознания, сознательной регуляции поведения ребенка в социуме;

  • обязательное включение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка, их целенаправленная подготовка силами специалистов;

  • психологическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного учреждения, а также психологическое сопровождение его семьи;

  • создание образовательных учреждений нового (комбинированного) типа;

  • придание новых функций действующим специальным (коррекционным) образовательным учреждениям;

  • технологическая модернизация специального образования на основе широкого использования компьютера в качестве инструмента развивающего и коррекционно - направленного обучения детей;

  • выработка нового механизма взаимодействия специальных и общеобразовательных учреждений, обеспечивающего переход от параллельных систем общего и специального образования к единой образовательной системе;

  • подготовка кадров.

  • Определяющими направлениями деятельности, направленной на развитие системы образования лиц с особыми образовательными потребностями могут стать организация, управление и содержательная работа по инклюзивному образованию.


Рассмотрим это на организационно - управленческом и содержательном уровнях.

На организационно-управленческом уровне целесообразно следующее:

  • Определение путей взаимодействия всех структур, обеспечивающих процесс инклюзивного образования. Изменение роли и функций отдела общего образования и отдела реабилитационной работы специализированных центров;

  • Разработка пакета нормативно-правового обеспечения процесса сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями (внесение дополнений в Закон «Об образовании», разработка концепции инклюзивного образования, разработка государственной программы интеграции детей с ограниченными возможностями в массовую школу;

  • Разработка системного комплексного подхода к решению проблемы доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями, их интеграции в образовательное пространство программными методами (создание безбарьерной среды, необходимого учебного оборудования, специальной подготовки педагогов, планирование средств на финансирование из государственного и местных бюджетов);

  • Организация системы непрерывного сопровождения организационного и содержательного аспекта деятельности образовательных учреждений всех видов по реализации рекомендаций диагностических комиссий, лицензирование диагностического инструментария;

  • Создание ресурсных центров по организационно-методическому сопровождению процесса раннего выявления и опережающего начала психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии у ребенка в партнерстве с Национальным научно-практическим Центром коррекционной педагогики;

  • Создание «центров сопровождения» по инклюзивному; образованию детей на местном уровне и подростков с особыми образовательными потребностями, организация на их базе, накопительного банка программно-методических, материально-технических и кадровых ресурсов;

  • Расширение перечня форм оказания специальной помощи проблемному ребенку и его семье по месту жительства: группы круглосуточного пребывания ребенка с особыми образовательными потребностями из малочисленных и отдаленных населенных пунктов; группы кратковременного пребывания; реабилитационные группы, организованные для детей с тяжелыми нарушениями в развитии на основе договора между общественными организациями и Департаментами образования с использованием безвозмездной помощи родителей и др.;

  • Развитие сети областных, районных и межрайонных интегрированных учреждений, удовлетворяющих требованиям реализации доступности образования всем детям с особыми образовательными потребностями;

  • Организация на базе имеющихся специальных (коррекционных) учреждений организационно-методических центров, способных оказывать специальную помощь детям с особыми образовательными потребностями из малочисленных населенных пунктов, методическую помощь учителям общеобразовательных школ, обеспечить предпрофессиональную и профессиональную подготовку интегрированных в общеобразовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями, проводить итоговую аттестацию данных учащихся в соответствии со специальными образовательными стандартами;

  • Широкая просветительская работа и пропаганда в средствах массовой информации идей доступного образования, правовое просвещение населения, формирование толерантного отношения к проблемам граждан с ограниченными возможностями.