Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На содержательном уровне:

  • отработка многоступенчатой системы диагностики, осуществление систематической повторной процедуры на основе анализа поведения и деятельности ребенка;

  • разработка новых форм сопровождения проблемного ребенка в образовательном процессе, создание мобильного кадрового ресурса (специалист приходит в учреждение к проблемному ребенку, а не ребенок отправляется в интернат, где есть специалист);

  • разработка и организация форм дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому (дети с ограничением в передвижении), консолидация административных, общественных, семейных ресурсов по материально-техническому обеспечению дистанционного образования (помощь в обеспечении компьютером, подготовка родителей к коррекционной работе с ребенком);

  • переподготовка педагогических коллективов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учебных заведений учреждений, подготовка специалистов универсального профиля - педагогов-дефектологов, владеющих одновременно основами олигофрено-, тифло-, сурдопедагогики и логопедии; организация обучения (в форме обучающих семинаров, курсовой подготовки, мастер-классов, тренингов и др.) управленческого корпуса, административного персонала общеобразовательных учреждений, «пошаговая» система подготовки специалистов для раннего выявления и коррекции отклонений в развитии ребенка. Разработка системы повышения квалификации кадров;

  • Формирование дополнительного ресурса - подготовка родителей детей с проблемами, готовых на безвозмездной основе осуществлять вспомогательные функции: выполнение функции помощника педагога в условиях интеграции ребенка в общий процесс обучения, осуществление тьюторских функций, способных вести коррекционную работу с ребенком-инвалидом на основе дистанционного обучения.

Вышеизложенное позволяет определить возможности реализации инклюзивного образования в школах Казахстана, выявить и раскрыть особенности профессионально-педагогической подготовки учителей и школьной администрации к учебно-воспитательной работе в области инклюзивного образования.

Реализация инклюзивного образования требует использования новых организационных форм, технологий гибкой и доступной системы образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями, обеспечивающих их полное и эффективное включение в образовательное пространство.


Важно обеспечить доступность услуг по раннему выявлению и оказанию психолого-педагогической помощи ребенку и семье по месту жительства.

Для развития инклюзивного образования необходимы разработка нормативно-правового, программного и учебно-методического обеспечения интегрированного и дистанционного образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями, материально-техническое обеспечение интегрированных и дистанционных форм образования детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями, подготовка кадров - специалистов нового поколения для работы с детьми с особыми потребностями в условиях массовой школы, формирование социально-психологической культуры взрослых для развития интеграционных процессов.

Как показал анализ психолого-педагогических исследований, идея инклюзивного образования может реализовываться, при условии, если школа будет готова принять детей с ограниченными возможностями, нарушениями в развитии (будет реализована доступность объектов образования); если учителя и администрация школ будут профессионально готовы работать с такими детьми; если отношение администрации школ, учителей, а также родителей и самих школьников к подобной идее станет положительным.

Следует подчеркнуть, что процесс инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью ею обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников [9].

Исследования показали, что при решении вопроса об инклюзии ребенка с отклонением в развитии в образовательную среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд условий, которые условно можно разделить на:

  • «внутренние условия»;

  • «внешние условия» (в соответствии с рисунком 11).


Рисунок 11. Условия для развития инклюзивного образования
Эффективное инклюзивное образование возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) учреждений.

Целью такой подготовки является овладение учителями массовых школ и детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с особыми образовательными потребностями.



Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях обучения детей с особыми потребностями в условиях массовой школы.

Правовое и юридическое обеспечение процесса инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями в Казахстане на сегодня практически отсутствует.

Имеются лишь документы общего характера, отражающие взгляд на то, каким должно быть положение в обществе и государстве лиц с особыми нуждами.

Это ратифицированные РК Декларация прав ребенка, 1959; Декларация о правах умственно отсталых, 1971; Декларация о правах инвалидов, 1975; Конвенция о правах ребенка, 1975.

Базовым правовым документом для реализации программы инклюзивного образования могут стать Закон РК «О правах ребенка», принятый в 2004 году и Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

Однако принятие этих Законов не снимает проблемы правовой регуляции процесса инклюзивного образования (в соответствии с рисунком 12)


Рисунок 12. Правовое регулирование реализации инклюзивного образования
Результаты исследования показали необходимость оперативной разработки правовой базы процесса инклюзивного образования, целенаправленной подготовки и переподготовки педагогических кадров массовых школ.

Признание инклюзивною образования как одной из ведущих тенденций современною этапа в развитии отечественной системы специальною образования не означает ни в коей мере необходимости отказ от системы дифференцированного специального обучения разных категорий детей.

Напротив, эффективная инклюзия возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.

При условии успешной реализации данных рекомендаций можно получить следующие результаты (в соответствии с рисунком 13)

Рисунок 13. Ожидаемые результаты при реализации рекомендаций

Вывод по 2 главе.

1. Во многих регионах нашей республики создаются кабинеты коррекции и инклюзивного образования для оказания с самого раннего возраста детям коррекционно-педагогической поддержки

С 2004 года в Денисовском районе в селе Денисовка функционирует «Кабинет психолого – педагогической коррекции Денисовского района», основная цель которого – создание условий для максимального развития ребенка и для последующего включения в образовательный процесс и социум, а также привлечение родителей как его равноправных участников.

Для выявления психолого-педагогических проблем реализации инклюзивного образования нами были проанализированы школы Денисовского района, осуществляющие практику инклюзивного образования:

  • Денисовская средняя школа № 2 (9 учеников обучающихся в условиях инклюзивного образования);

  • Перелескинская средняя школа (7 учеников обучающихся в условиях инклюзивного образования.

2. Опыт Денисовских школ по реализации инклюзивного образования в практику общеобразовательных школ показал, что на современном этапе реализации инклюзивного образования, существуют следующие психолого-педагогические проблемы:

  • Гибкость школьной программы в экспериментальных классах;

  • Создание особых условий для инклюзивного образования в экспериментальных классах;

  • Поддержка сверстников как фактор реализации познавательного и личностного потенциала ребенку с ОВР;

  • Позитивное отношение всех участников образовательного процесса к инклюзивному обучению в экспериментальных классах (мнение педагогов, родителей и учеников о возможности обучения детей с нарушениями развития в общеобразовательной школе);

  • Повышения квалификации учителей, поддержки с целью повышения качества инклюзивного образования;

  • Взаимосвязь различных уровней образовательной системы, которая делает возможным непрерывное инклюзивное образование.

В данном исследовании мы осветили те психолого-педагогические проблемы, которые препятствуют реализации Госпрограммы развития образования до 2020 года в части инклюзивного образования.

3. Выявленные психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования, предопределили постановку следующих рекомендаций:

На организационно-управленческом уровне:

  • Определение путей взаимодействия всех структур, обеспечивающих процесс инклюзивного образования;

  • Разработка пакета нормативно-правового обеспечения;

  • Разработка системного комплексного подхода к решению проблемы доступного и качественного образования;

  • Организация системы непрерывного сопровождения;

  • Создание «центров сопровождения»;

  • Расширение перечня форм оказания специальной помощи проблемному ребенку и его семье;

  • Развитие сети областных, районных и межрайонных интегрированных учреждений;

  • Организация на базе имеющихся специальных учреждений организационно-методических центров;

  • Широкая просветительская работа и пропаганда в СМИ.


На содержательном уровне:

  • отработка многоступенчатой системы диагностики;

  • разработка новых форм сопровождения;

  • переподготовка педагогических коллективов;

  • Формирование дополнительного ресурса - подготовка родителей детей с проблемами.

Идея инклюзивного образования может реализовываться, при условии, если школа будет готова принять детей с ограниченными возможностями, нарушениями в развитии; если учителя и администрация школ будут профессионально готовы работать с такими детьми; если отношение администрации школ, учителей, а также родителей и самих школьников к подобной идее станет положительным.

заключение
В ходе дипломного исследования в связи с поставленными задачами исследования, нами были получены следующие выводы:

При изучении психолого-педагогической литературы по проблеме реализации инклюзивного образования мы пришли к выводу:

Инклюзивное образование – это политика государства, направленная на устранение барьеров, которые разъединяют детей, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую и религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус, путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной адресной поддержки персональных нужд ребенка и адаптации не ребенка, а среды к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям детей, т.е. путем создания адекватных образовательных условий.

Инклюзивное образование - совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий (Закон Республики Казахстан «Об образовании»).

При изучении основных целей и задач инклюзивного образования, мы пришли к следующим выводам:

Основная цель инклюзивного образования – преодоление физиологических, психологических и социальных барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями, к общему образованию.

Основные цели инклюзивного образования:

  • создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ;

  • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями;

  • построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его  семье, помощи педагогам;

  • разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ограниченными возможностями;

  • координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ограниченными возможностями различной специфики и выраженности;

  • формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ограниченными возможностями.