Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При изучении генезиса реализации инклюзивного образования в Республике Казахстан получены следующие выводы:
Казахстан на протяжении последних десятилетий проводит системную и последовательную образовательную политику в отношении лиц с ограниченными возможностями развития, направленную на получение ими качественного образования, как в специальных организациях, так и в организациях, реализующих инклюзивное образование.
В основе инклюзивных подходов в образовании лежат международные правовые акты — декларации и конвенции, заключаемые под эгидой ООН и ЮНЕСКО.
В Республике Казахстан развитие инклюзивного образования поддерживается Конституцией и Законами:
-
«О правах ребенка в Республике Казахстан», от 08.08.2002 года; -
«Об образовании» от 27 июля 2007 года; -
«О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», от 11 июля 2002 года; -
«О социальной защите инвалидов в РК» от 13.04.2005 г.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011г. - ключевом для нашей страны стратегическом документе - указывается на то, что «качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана».
Значимость данного заявления главы государства относительно детей с ограниченными возможностями подкрепляется Статьей 8 о государственных гарантиях в области образования в июльской редакции Закона РК «Об образовании» 2011 года (далее Закон), в которой гражданам с ограниченными возможностями государством гарантируется обеспечение условий «... для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации».
В документе, определяющем основные направления государственной политики в сфере образования, - Государственной программе развития образования на 2011-2020 гг., одной из программных целей является «... обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям»; а из задач - совершенствование системы инклюзивного образования в школе. Программой предусматривается довести долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, до 70 % от общего количества.
В настоящее время проводится ряд мероприятий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан
, которые в одних случаях направлены на популяризацию идеи инклюзивного образования в обществе в целом. Инклюзивное образование должно быть доступно всем детям и подросткам Республики Казахстан. Это относится в том числе и к детям из сельской местности.
Тем не менее, в практике реализации инклюзивного образования в школах Денисовского района существует ряд психолого-педагогических проблем, которые препятствуют образовательной политики.
При выявлении психолого-педагогических проблем мы пришли к следующим выводам:
Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:
-
проблема неприятия детей с ОВЗ, -
проблема непринятия идеологии инклюзивного образования, трудности в понимании и реализации подходов к обучению, -
нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ, -
неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ и т.д.
Перечисленные психолого-педагогические проблемы влияют на технологию внедрения и реализацию инклюзивных процессов и на конечный результат.
Мы в своей работе уделили особое внимание вопросам психолого-педагогических проблем реализации инклюзивного образования в школах Денисовского района.
В дипломном исследовании мы рассмотрели гибкость школьной программы в экспериментальных классах школ Денисовского района:
-
Адаптация школьной программы в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне. -
Учет особых потребностей в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на низком уровне. -
Разработка индивидуальных образовательных планов в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на среднем уровне. -
Участие родителей учеников с ОВР, в разработке ИОП и отслеживании процесса обучения, в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне. -
Оценка результатов с учетом личного прогресса и мотивации в Денисовской средней школе № 2 находится на высоком уровне, Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: современная система обучения и воспитания должна подстраиваться под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используя новые подходы к обучению, с применением различных вариантов форм, методов обучения и воспитания.
Инклюзивный подход определяет необходимость адаптации и модификации образовательного процесса, создания новых форм и способов организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В дипломном исследовании мы рассмотрели создание особых условий для инклюзивного образования в экспериментальных классах:
-
Адаптация помещений в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на среднем уровне. -
Наличие надлежащих вспомогательных материалов в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на среднем уровне. В связи с тем, что обычные дидактические средства не всегда могут удовлетворить все потребности учеников испытывающих трудности в обучении, необходимо наличие вспомогательных учебных материалов. Необходимо наличие адаптированных учебников, а так же дополнительных пособий, которые способствуют ученику осваивать программу. -
План по внедрению ИКТ в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне. -
Наличие ассистентов в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на низком уровне. -
Приветствие участия родителей в создании особых условий для обучения и воспитания детей с ОВР в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на высоком уровне.
В дипломном исследовании мы рассмотрели поддержку сверстников как фактор реализации познавательного и личностного потенциала ребенку с ОВР:
-
Оказание помощи и поддержки ребенку с ОВР от других учеников в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне. -
Принятие другими учениками ребенка с ОВР, без участия взрослых и учителей в Денисовской средней школе № 2 находится на низком уровне, и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне. -
Ученик с ОВР активно участвует в жизни класса и школы в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.
Довольно значимыми оказываются проблемы, возникающие в результате взаимоотношений - проблемы социальных отношений.
Социальные проблемы не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства.
Позитивное отношение всех участников образовательного процесса к инклюзивному обучению в экспериментальных классах выявлялось мнение педагогов, родителей и учеников о возможности обучения детей с нарушениями развития в общеобразовательной школе:
Преподавательский состав, другие ученики, родители других учеников положительно настроены по поводу инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
В стратегии развития школы предусмотрено развитие инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 находится на высоком уровне, и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
Информирование общества об инклюзивных программах в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.
Устранение всех форм дискриминации в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
В ходе дипломного исследования нами было проведено анкетирование в общеобразовательных школах Денисовского района на предмет изучения особенностей отношения к практикам школьной инклюзии.
Результаты в Денисовской средней школе №2 показали: 35% учащихся общеобразовательных школ согласны учиться совместно со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, 25 % учащихся считают обучение не возможным.
Результаты в Перелескинской средней школе показали: 30% учащихся общеобразовательных школ согласны учиться совместно со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, 40 % учащихся считают обучение не возможным.
Среди педагогических работников Денисовских школ 45 % считают возможным обучение детей с нарушениями слуха и 40 % с нарушениями зрения. 60 % педагогов считают, что обучение не возможно для детей с умственной отсталостью.
Среди родителей 70 % считают возможным обучение детей с нарушениями речи, 65 % с нарушениями зрения и 40 % с нарушениями слуха. 50 % родителей считают, что обучение не возможно для детей с умственной отсталостью
В качестве обоснования указывалось, что эти дети такие же, как все, только плохо видят, слышат, передвигаются и т.п.; и поэтому с ними нужно заниматься дополнительно.
Внедрению инклюзивного образования должна предшествовать подготовка общества, где в первую очередь в семье должны прививаться такие качества, как понимание, участие и готовность помочь тем, кто нуждается в помощи.
В дипломном исследовании мы рассмотрели критерий повышения квалификации учителей, поддержки с целью повышения качества инклюзивного образования:
-
Подготовка учителей в сфере инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на среднем уровне. -
Наличие Совета инклюзивных преподавателей, который оказывает профессиональную помощь учителям в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне. -
Существует местная сеть инклюзивных преподавателей, оказывающих профессиональную поддержку учителям в Денисовской средней школе № 2 и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.
Существенной проблемой реализации инклюзивного образования является неготовность педагогических кадров к новому виду профессиональной деятельности. Это касается, с одной стороны, неготовности учителей массовой школы к новой ответственности, а с другой - неподготовленности специальных педагогических кадров к работе в режиме инклюзии.
Организация совместного (инклюзивного) обучения автоматически повышает требования к уровню профессиональной компетентности.
В связи с этим необходимо подготовить и внедрить государственную программу обучения специалистов для инклюзивного образования.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9