Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Взаимосвязь различных уровней образовательной системы, которая делает возможным непрерывное инклюзивное образование.
В Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.
В ходе дипломного исследования нами были изучены и проанализированы психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования в школах Денисовского района, выявлены основные проблемы и даны рекомендации для последующего развития инклюзивного образования.
Выявленные психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования, предопределили разработку следующих рекомендаций:
На организационно-управленческом уровне: определение путей взаимодействия всех структур обеспечивающих процесс инклюзивного образования, разработка системного комплексного подхода к решению проблемы доступного образования, организация системы непрерывного сопровождения, создание «центров сопровождения», развитие сети областных, районных и межрайонных интегрированных учреждений, пропаганда в СМИ.
На содержательном уровне: отработка многоступенчатой системы диагностики, разработка новых форм сопровождения, переподготовка педагогических коллективов, формирование дополнительного ресурса - подготовка родителей детей с проблемами.
Таким образом, идея инклюзивного образования может быть успешно реализована в школах Казахстана при условии специальной готовности школы, администрации школ, учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями, если отношение родителей и самих школьников к инклюзивному образованию станет положительным.
список использованной литературы
-
Актуальные проблемы интегрированного обучения». Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Права человека, 2011. – 194 с. -
Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 144 с. -
Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - С. 32-40. -
Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. - 488 с. -
Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 384 с. -
Газман О.С. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: ИЛИ РАО, 1995. - 103 с. -
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, Астана, Акорда, 7 декабря 2010 года № 1118 -
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.,1986. – 240 с. -
Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. - Алматы: Казак университету 2004. - 215 с. -
Джандильдин Н. Природа национальной психологии. – Алма–Ата: Казахстан, 1971. – 304 с. -
Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 232 с. -
Ертанова О.Н. Образование и инвалидность: ступени развития // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 2. - С. 36-47. -
Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года № 345-II -
Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.) -
Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года №343. -
Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.) -
Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании //Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания. Кн. 1. М., 2004., - С. 13. -
Искакова А.Т., Мовкебаева З.А., Айтбаева А.Б., Байтурсынова А.А. Основы инклюзивного образования (учебное пособие). - Алматы: L-Pride, 2013. - 280 с. -
Каирова Б.Е. Аксиологический анализ нравственной культуры казахов. Республика Казахстан. - Алматы, 2008. - С.84. -
Калдыбаев Б. Большой казахско-русский словарь. - Алматы: Алтын Казына, 2001. - 704 с. -
Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года), (с изменениями и дополнениями от 21.05.2007 г) -
Кусаинов А.К., Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А. Профессиональная подготовка взрослого населения в области инклюзивного образования: методическое пособие. - Алматы: ROND&A, 2008. - 120 с. -
Кшибеков Д.К. Ментальная природа казахов. - Алматы: НИЦ «Гылым», 2005. - 256 с. -
Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики науч.период.изд. «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии». - №6. - 2009. -
Машарова Т. В., Алёхина С.В., Кристинина И.А. Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. - 577 с. -
Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии. Астана, 2009. -
Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ: Перспектива, 2011. -
Мовкебаева З.А. Вопросы подготовки педагогических кадров в Республике Казахстан к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогика и психология. - 2013. - №2. - С.6-11. -
Мовкебаева З.А. Вопросы подготовки педагогических кадров в Республике Казахстан к работе в условиях инклюзивного образования. // Педагогика и психология. - 2015. - №3. - С.9 -
Мовкебаева З.А., Денисова И.А., Оралканова И.А., Жакупова Д.С. Инклюзивное образование. Учебное пособие для ВУЗов. - Алматы, 2013. - 200 с. -
Мовкебаева З.А., Денисова И.А., Оралканова И.А., Жакупова Д.С. Методические рекомендации по подготовке педагогов к внедрению инклюзивного образования. - Алматы, 2013. - 165 с. -
Мовкебаева З.А., Оралканова И.А. Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Учебное пособие. - Алматы, 2014. - 241 с. -
Намазбаева Ж.И. Психологические проблемы формирования поликультурной личности. Учебное пособие. Алматы, 2008. - 185 с. -
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4¬е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с. -
Орынбеков М.С. Верования древнего Казахстана. - Алматы: Казахстан даму институты, 1997. - 154 с. -
Преодоление отчуждения с помощью инклюзивных подходов в образовании. ЮНЕСКО. 2003 -
Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. М.2001 г. -
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы. - М.: МГППУ, 2012. - 84 с. -
Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования //Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - №1. - С.42-54. -
Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями принятые всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г., 1994. C.9. [Электронный ресурс] //Режим доступа http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf -
Сулейменова Р.А. Методологические подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. //Открытая школа. 2012. - №7. - С.3-7. -
Сулейменова Р.А. Социальная коррекционно-педагогическая поддержка как путь интеграции детей с ограниченными возможностями. Проблемы включения детей со специальными образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. Алматы: Раритет, 2002, с. 9¬17. -
Яковлева И.М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Вестник МГОПУ. Серия «Педагогика», 2009. №6. - С.140-144.
приложение 1
приложение 2
приложение 3
приложение 4
Анкета для учителей № 1
Общая информация
Ваш возраст лет_____________________________________________________
Квалификация_______________________________________________________
1. Ваше образование?
Средне специальное педагогическое_____________________________________
Средне специальное другое_____________________________________________
Незаконченное высшее педагогическое___________________________________
Высшее педагогическое________________________________________________
Высшее другое_______________________________________________________
Ученая степень_______________________________________________________
2. Ваш педагогический стаж: _________ лет
3. Укажите, пожалуйста, вашу квалификационную категорию
Без категории________________________________________________________
Вторая______________________________________________________________
Первая______________________________________________________________
Высшая_____________________________________________________________
4. Когда в последний раз Вы проходили курсы повышения квалификации?
Меньше полгода назад_________________________________________________
Полгода назад________________________________________________________
Год назад____________________________________________________________
2-3 года назад________________________________________________________
4-5 лет назад_________________________________________________________
Более 5 лет назад______________________________________________________
5. Проходили ли Вы курсы по организации инклюзивного образования?
Да__________________________________________________________________
Нет_________________________________________________________________
6. На сколько часов был рассчитан этот курс?__________________________
7. Читались ли Вам на курсах об организационных, методических особенностях инклюзивного образования?
Да__________________________________________________________________
Нет_________________________________________________________________
Если да, то сколько часов?______________________________________________
8. Помогли ли Вам курсы?
Да__________________________________________________________________
В чем именно?________________________________________________________
____________________________________________________________________
Нет_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9. Используете ли Вы полученные на курсах знания? В чем именно
____________________________________________________________________ Благодарим за участие в анкетировании!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкета для учителей № 2
1. Какие качества педагога Вы считаете востребованными в условиях совместного обучения детей с детьми с ограниченными возможностями? Перечислите, пожалуйста_____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Какие нравственные качества должны быть присущи педагогу, чтобы работать с детьми с особыми потребностями?___________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Что Вы знаете об инклюзивном образовании?
Инклюзивное образование - это когда дети с ограниченными возможностями обучаются на уроках вместе с нормально развивающимися детьми.___________
Инклюзивное образование - это вовлечение детей с ограниченными возможностями в общественную среду, в том числе в учебную деятельность.__
Инклюзивное образование - это когда дети с ограниченными возможностями обучаются, общаются, ведут совместные дела с нормально развивающимися детьми.______________________________________________________________
Ваш вариант ответа___________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Какими нормативными документами регламентируется инклюзивное образование?________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Какие аспекты образования отражают данные документы?____________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6. Какой педагог должен работать с детьми в условиях инклюзивного образования?
Педагог общего образования____________________________________________
Дефектолог__________________________________________________________
Психолог____________________________________________________________
Специальный педагог__________________________________________________
Ваш вариант_________________________________________________________
7. Какую группу детей относят к группе с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования?
С хроническими заболеваниями_________________________________________
Дети оралманов_______________________________________________________
Бедных слоев населения_______________________________________________
Сироты______________________________________________________________
Не успевающие_______________________________________________________
Гиперактивные_______________________________________________________
Ваш вариант_________________________________________________________
8. Какие дети пойдут в общеобразовательную школу в условиях инклюзивного образования, согласно политике нашего государства?
Умственно-отсталые___________________________________________________
Слепые (незрячие)____________________________________________________
Слабовидящие________________________________________________________
Глухие______________________________________________________________
Слабослышащие______________________________________________________
С нарушением опорно-двигательного аппарата____________________________
Моторные затруднения, но могут передвигаться___________________________
С задержкой психического развития_____________________________________
С нарушением речи___________________________________________________
Ваш вариант_________________________________________________________
9. Каково Ваше отношение к инклюзивному образованию?_______________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
10. Если бы в Ваш класс привели ребенка с особыми потребностями, как бы Вы это восприняли?_______________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
11. Что положительного для Вас принесло бы обучение детей с ограниченными возможностями в вашем классе?_______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
12. Что положительного для учащихся вашего класса принесло бы обучение детей с ограниченными возможностями?______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
13. Что положительного для детей с ограниченными возможностями принесло бы обучение с нормально развивающимися детьми?____________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
14. Что отрицательного для Вас принесло бы обучение детей с ограниченными возможностями в вашем классе?_______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
15. Что отрицательного для учащихся вашего класса принесло бы обучение детей с ограниченными возможностями?______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
16. Что отрицательного для детей с ограниченными возможностями принесло бы обучение с нормально развивающимися детьми?____________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
17. Какие организационные трудности возникнут при организации образовательного процесса?
Поведенческие сложности______________________________________________
В материально-техническом оснащении__________________________________
Дети с ограниченными возможностями будут нуждаться в большем внимании
____________________________________________________________________
Трудности дифференциации____________________________________________
Ваш вариант_________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
18. Какие организационные трудности возникнут во внеучебное время?
Поведенческие сложности______________________________________________
Дети с ограниченными возможностями будут нуждаться в большем внимании
____________________________________________________________________
Ваш вариант_________________________________________________________
____________________________________________________________________
19. Как Вы считаете, потребуется ли Вам дополнительное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение для эффективности инклюзивного образования? Какое?___________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
20. Смогут ли дети с ограниченными возможностями усвоить требования ГОСО и программ?
Полностью___________________________________________________________
На низком уровне_____________________________________________________
Не смогут____________________________________________________________
Другое______________________________________________________________
21. Потребуются ли дополнительное время на обучение детей с ограниченными возможностями?
Да, так как___________________________________________________________
Нет, так как__________________________________________________________
22. Какое материально-техническое обеспечение должно быть в учреждениях, организующих инклюзивное образование?_________________
____________________________________________________________________