Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимосвязь различных уровней образовательной системы, которая делает возможным непрерывное инклюзивное образование.

В Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.

В ходе дипломного исследования нами были изучены и проанализированы психолого-педагогические проблемы реализации инклюзивного образования в школах Денисовского района, выявлены основные проблемы и даны рекомендации для последующего развития инклюзивного образования.

Выявленные психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования, предопределили разработку следующих рекомендаций:

На организационно-управленческом уровне: определение путей взаимодействия всех структур обеспечивающих процесс инклюзивного образования, разработка системного комплексного подхода к решению проблемы доступного образования, организация системы непрерывного сопровождения, создание «центров сопровождения», развитие сети областных, районных и межрайонных интегрированных учреждений, пропаганда в СМИ.

На содержательном уровне: отработка многоступенчатой системы диагностики, разработка новых форм сопровождения, переподготовка педагогических коллективов, формирование дополнительного ресурса - подготовка родителей детей с проблемами.

Таким образом, идея инклюзивного образования может быть успешно реализована в школах Казахстана при условии специальной готовности школы, администрации школ, учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями, если отношение родителей и самих школьников к инклюзивному образованию станет положительным.

список использованной литературы



  1. Актуальные проблемы интегрированного обучения». Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Права человека, 2011. – 194 с.

  2. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: по­собие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 144 с.

  3. Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - С. 32-40.

  4. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. - 488 с.

  5. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 384 с.

  6. Газман О.С. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: ИЛИ РАО, 1995. - 103 с.

  7. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, Астана, Акорда, 7 декабря 2010 года № 1118

  8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.,1986. – 240 с.

  9. Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. - Алматы: Казак университету 2004. - 215 с.

  10. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. – Алма–Ата: Казахстан, 1971. – 304 с.

  11. Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 232 с.

  12. Ертанова О.Н. Образование и инвалидность: ступени развития // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 2. - С. 36-47.

  13. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года № 345-II

  14. Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.)

  15. Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года №343.

  16. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.)

  17. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании //Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания. Кн. 1. М., 2004., - С. 13.

  18. Искакова А.Т., Мовкебаева З.А., Айтбаева А.Б., Байтурсынова А.А. Основы инклюзивного образования (учебное пособие). - Алматы: L-Pride, 2013. - 280 с.

  19. Каирова Б.Е. Аксиологический анализ нравственной культуры казахов. Республика Казахстан. - Алматы, 2008. - С.84.

  20. Калдыбаев Б. Большой казахско-русский словарь. - Алматы: Алтын Казына, 2001. - 704 с.

  21. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года), (с изменениями и дополнениями от 21.05.2007 г)

  22. Кусаинов А.К., Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А. Профессиональная подготовка взрослого населения в области инклюзивного образования: методическое пособие. - Алматы: ROND&A, 2008. - 120 с.

  23. Кшибеков Д.К. Ментальная природа казахов. - Алматы: НИЦ «Гылым», 2005. - 256 с.

  24. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики науч.период.изд. «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии». - №6. - 2009.

  25. Машарова Т. В., Алёхина С.В., Кристинина И.А. Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обуче­ния детей с ограниченными возможно­стями здоровья: - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. - 577 с.

  26. Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии. Астана, 2009.

  27. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ: Перспектива, 2011.

  28. Мовкебаева З.А. Вопросы подготовки педагогических кадров в Республике Казахстан к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогика и психология. - 2013. - №2. - С.6-11.

  29. Мовкебаева З.А. Вопросы подготовки педагогических кадров в Республике Казахстан к работе в условиях инклюзивного образования. // Педагогика и психология. - 2015. - №3. - С.9

  30. Мовкебаева З.А., Денисова И.А., Оралканова И.А., Жакупова Д.С. Инклюзивное образование. Учебное пособие для ВУЗов. - Алматы, 2013. - 200 с.

  31. Мовкебаева З.А., Денисова И.А., Оралканова И.А., Жакупова Д.С. Методические рекомендации по подготовке педагогов к внедрению инклюзивного образования. - Алматы, 2013. - 165 с.

  32. Мовкебаева З.А., Оралканова И.А. Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Учебное пособие. - Алматы, 2014. - 241 с.

  33. Намазбаева Ж.И. Психологические проблемы формирования поликультурной личности. Учебное пособие. Алматы, 2008. - 185 с.

  34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4¬е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

  35. Орынбеков М.С. Верования древнего Казахстана. - Алматы: Казахстан даму институты, 1997. - 154 с.

  36. Преодоление отчуждения с помощью инклюзивных подходов в образовании. ЮНЕСКО. 2003

  37. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. М.2001 г.

  38. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы. - М.: МГППУ, 2012. - 84 с.

  39. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования //Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - №1. - С.42-54.

  40. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями принятые всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г., 1994. C.9. [Электронный ресурс] //Режим доступа http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf

  41. Сулейменова Р.А. Методологические подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. //Открытая школа. 2012. - №7. - С.3-7.

  42. Сулейменова Р.А. Социальная коррекционно-педагогическая поддержка как путь интеграции детей с ограниченными возможностями. Проблемы включения детей со специальными образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. Алматы: Раритет, 2002, с. 9¬17.

  43. Яковлева И.М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Вестник МГОПУ. Серия «Педагогика», 2009. №6. - С.140-144.



приложение 1


приложение 2

приложение 3


приложение 4
Анкета для учителей № 1

Общая информация

Ваш возраст лет_____________________________________________________

Квалификация_______________________________________________________

1. Ваше образование?

Средне специальное педагогическое_____________________________________

Средне специальное другое_____________________________________________

Незаконченное высшее педагогическое___________________________________

Высшее педагогическое________________________________________________

Высшее другое_______________________________________________________

Ученая степень_______________________________________________________

2. Ваш педагогический стаж: _________ лет

3. Укажите, пожалуйста, вашу квалификационную категорию

Без категории________________________________________________________

Вторая______________________________________________________________

Первая______________________________________________________________

Высшая_____________________________________________________________

4. Когда в последний раз Вы проходили курсы повышения квалификации?

Меньше полгода назад_________________________________________________

Полгода назад________________________________________________________

Год назад____________________________________________________________

2-3 года назад________________________________________________________

4-5 лет назад_________________________________________________________

Более 5 лет назад______________________________________________________

5. Проходили ли Вы курсы по организации инклюзивного образования?

Да__________________________________________________________________

Нет_________________________________________________________________

6. На сколько часов был рассчитан этот курс?__________________________

7. Читались ли Вам на курсах об организационных, методических особенностях инклюзивного образования?

Да__________________________________________________________________

Нет_________________________________________________________________

Если да, то сколько часов?______________________________________________

8. Помогли ли Вам курсы?

Да__________________________________________________________________

В чем именно?________________________________________________________

____________________________________________________________________

Нет_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

9. Используете ли Вы полученные на курсах знания? В чем именно

____________________________________________________________________ Благодарим за участие в анкетировании!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкета для учителей № 2
1. Какие качества педагога Вы считаете востребованными в условиях совместного обучения детей с детьми с ограниченными возможностями? Перечислите, пожалуйста_____________________________________________



____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Какие нравственные качества должны быть присущи педагогу, чтобы работать с детьми с особыми потребностями?___________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Что Вы знаете об инклюзивном образовании?

Инклюзивное образование - это когда дети с ограниченными возможностями обучаются на уроках вместе с нормально развивающимися детьми.___________

Инклюзивное образование - это вовлечение детей с ограниченными возможностями в общественную среду, в том числе в учебную деятельность.__

Инклюзивное образование - это когда дети с ограниченными возможностями обучаются, общаются, ведут совместные дела с нормально развивающимися детьми.______________________________________________________________

Ваш вариант ответа___________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Какими нормативными документами регламентируется инклюзивное образование?________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Какие аспекты образования отражают данные документы?____________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6. Какой педагог должен работать с детьми в условиях инклюзивного образования?

Педагог общего образования____________________________________________

Дефектолог__________________________________________________________

Психолог____________________________________________________________

Специальный педагог__________________________________________________

Ваш вариант_________________________________________________________

7. Какую группу детей относят к группе с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования?

С хроническими заболеваниями_________________________________________

Дети оралманов_______________________________________________________

Бедных слоев населения_______________________________________________

Сироты______________________________________________________________

Не успевающие_______________________________________________________

Гиперактивные_______________________________________________________

Ваш вариант_________________________________________________________

8. Какие дети пойдут в общеобразовательную школу в условиях инклюзивного образования, согласно политике нашего государства?

Умственно-отсталые___________________________________________________


Слепые (незрячие)____________________________________________________

Слабовидящие________________________________________________________

Глухие______________________________________________________________

Слабослышащие______________________________________________________

С нарушением опорно-двигательного аппарата____________________________

Моторные затруднения, но могут передвигаться___________________________

С задержкой психического развития_____________________________________

С нарушением речи___________________________________________________

Ваш вариант_________________________________________________________

9. Каково Ваше отношение к инклюзивному образованию?_______________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Если бы в Ваш класс привели ребенка с особыми потребностями, как бы Вы это восприняли?_______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

11. Что положительного для Вас принесло бы обучение детей с ограниченными возможностями в вашем классе?_______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

12. Что положительного для учащихся вашего класса принесло бы обучение детей с ограниченными возможностями?______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

13. Что положительного для детей с ограниченными возможностями принесло бы обучение с нормально развивающимися детьми?____________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

14. Что отрицательного для Вас принесло бы обучение детей с ограниченными возможностями в вашем классе?_______________________

____________________________________________________________________


____________________________________________________________________

15. Что отрицательного для учащихся вашего класса принесло бы обучение детей с ограниченными возможностями?______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

16. Что отрицательного для детей с ограниченными возможностями принесло бы обучение с нормально развивающимися детьми?____________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

17. Какие организационные трудности возникнут при организации образовательного процесса?

Поведенческие сложности______________________________________________

В материально-техническом оснащении__________________________________

Дети с ограниченными возможностями будут нуждаться в большем внимании

____________________________________________________________________

Трудности дифференциации____________________________________________

Ваш вариант_________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

18. Какие организационные трудности возникнут во внеучебное время?

Поведенческие сложности______________________________________________

Дети с ограниченными возможностями будут нуждаться в большем внимании

____________________________________________________________________

Ваш вариант_________________________________________________________

____________________________________________________________________

19. Как Вы считаете, потребуется ли Вам дополнительное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение для эффективности инклюзивного образования? Какое?___________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

20. Смогут ли дети с ограниченными возможностями усвоить требования ГОСО и программ?

Полностью___________________________________________________________

На низком уровне_____________________________________________________

Не смогут____________________________________________________________

Другое______________________________________________________________

21. Потребуются ли дополнительное время на обучение детей с ограниченными возможностями?

Да, так как___________________________________________________________

Нет, так как__________________________________________________________

22. Какое материально-техническое обеспечение должно быть в учреждениях, организующих инклюзивное образование?_________________

____________________________________________________________________