Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В словарях, инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [12].

По мнению Мовкебаевой З.А. под инклюзивным («включающем», доступном и равном для всех) образованием понимается процесс включения детей с ограниченными возможностями в развитии (с нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи и опорно-двигательного аппарата) в общеобразовательный процесс при соответствующих материально-технических и психолого-педагогических условиях [28].

Согласно Закона Республики Казахстан «Об образовании» инклюзивное образование - совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий [15].

С целью развития общего понимания инклюзивного обучения целесообразно использовать термин, который базируется на толковании, изложенном в материалах Саламанкской декларации и программе действий относительно обучения детей с особыми образовательными потребностями»: «Инклюзивное обучение – это система образовательных услуг в условиях общеобразовательной организации, которая базируется на принципе обеспечения основополагающего права детей на образование и права учиться по месту проживания.

С целью обеспечения равного доступа к качественному образованию общеобразовательные учебные организации должны адаптировать учебные программы и планы, методы и формы обучения, использование существующих ресурсов, партнерство с общиной к индивидуальным образовательным потребностями и разным формам обучения детям с особыми потребностями. Общеобразовательные учебные организации должны обеспечить спектр необходимых услуг соответствующий разным образовательным потребностям таких детей» [40].

ЮНЕСКО определяет инклюзивное образование как «процесс обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через увеличение участия в обучении, культурах и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них». «Это приведет к изменениям и модификации подхода, к структуре в содержании, к общему видению, которое коснется всех детей определенного возраста, и к убеждению, что это является ответственностью системы обучать всех детей».


В документе «Международные консультации по вопросам раннего обучения детей с особыми образовательными потребностями» отмечается, что «интеграция определяется как усилия, направленные на введение детей в регулярное образовательное пространство.

Инклюзивное образование – это политика и процесс, которые дают возможность всем детям принимать участие во всех программах». Отличие в подходах состоит в признании факта, что мы изменяем общество, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не наоборот.

Согласно Закона Республики Казахстан «Об образовании» инклюзивное образование - совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий [16] (в соответствии с рисунком 1)

Рисунок 1. Определение инклюзивного образования
В идеале инклюзивное образование охватывает всех детей, вне зависимости от физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых, расовых и других особенностей.

В Республике Казахстан, согласно существующим нормативно-правовым документам, группа детей, попадающих в область инклюзивного образования – это дети с ограниченными возможностями в развитии.

В психолого-педагогической литературе авторами используются разные понятия в выражении «особенности» детей, мы в своем работе берем за основу понятие, определенное в Законе РК «Образовании» в Статье 8 – «дети с ограниченными возможностями в развитии», тогда как в мировой практике существуют разные подходы к определению людей с ограниченными возможностями в развитии.

В современном обществе наблюдается смена подходов к образованию, обусловленная переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека, вне зависимости от физических, психических, социальных и других возможностей [6].

В ряде исследований отмечается рост характерного для нашего столетия понимания, что лишь самореализация личности является главной целью социального развития, вызвавшее появление новой парадигмы образования

, опирающейся на подходы и понятия, выработанные современной практикой, куда можно отнести и инклюзивное образование [17].

Инклюзивное образование - это закономерный этап развития образовательной системы, который связан с переосмыслением обществом и государством отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, с определением их права на получение равных с другими возможностей.

Понятие «инклюзивное образование», активно входящее в современный профессиональный лексикон психолого-педагогической науки Республики Казахстан, отражает новый взгляд на систему образования и реалии времени, то, к чему закономерно ведет эволюция человечества. Инклюзивное образование выступает принципом социальной и образовательной политики и социальной ценностью [1].

Идеалом инклюзивного образования определяют такие условия, что школы не только принимают каждого ребенка, который входит в их двери, но и гарантируют, что ученики с ограниченными возможностями в развитии рассматриваются в качестве полноправных членов обучения в классе сообщества, где удовлетворяются их особые потребности including.

Поэтому инклюзивное образование предполагает, что ни один ребенок не должен быть исключен из общеобразовательной школы из-за воспринимаемых различиях в обучении.

Тем не менее, инклюзивное образование – это больше, чем присутствие ребенка в школе. В то время как физическое присутствие ребенка в обычных классах в их местной школе соответствует предварительному условию для самого акта интеграции, инклюзивное образование также охватывает включение ребенка в рамки социальной и учебной образовательной среды [24].

Если обратиться к практике включения детей с ограниченными возможностями в развитии в Республике Казахстан, то можно отметить, что в настоящее время официально зарегистрировано 138 513 детей с ограниченными возможностями в развитии в возрасте до 18 лет (2,8 % от общего числа детского населения), в том числе, детей школьного возраста - 93 740 детей, дошкольного возраста - 44 773.

Согласно сведениям на 2015 год в нашей стране функционирует 39 специальных детских садов и 315 специальных групп, в которых получают воспитание и образование более 15 тысяч детей дошкольного возраста, 106 специальных школ и 1219 специальных классов при общеобразовательных школах, где обучаются около 25 тысяч детей школьников.

По специальным учебным программам обучается более 62 тысяч учащихся, по специальным дошкольным программам - более 27 тысяч детей. Доступ к образованию детям с ограниченными возможностями в развитии
обеспечивает и система электронного обучения, дистанционное образование.

Впервые теоретическое обоснование инклюзивного обучения было заложено в трудах выдающегося отечественного учёного Л.С. Выготского [4]. Он отмечал, что ребёнок, обучаясь в школе интернатного типа, изолирован от нормально развивающихся сверстников, семьи, общества в целом. Л.С. Выготский подчёркивал, что необходимо «разбить» стены специальной школы, обеспечить культурно-историческое развитие особого ребёнка, создать условия для его «врастания» в социум [5].

Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь.

При этом не существует инклюзивных школ как нового типа школ – существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования.

Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы.

Но это не означает, что система специального (коррекционного) образования должна быть упразднена. Данная система обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям право выбора образовательного учреждения.

Кроме того, огромный потенциал системы специального образования является важным информационным и методическим ресурсом для системы общего образования [11].

Цель развития инклюзивного образования - реализация равных прав всех категории лиц на получение качественного образования, состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями.

Данная цель требует не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, рассматривающих свою работу как обучение только определенных групп детей. Большинство школ в своей деятельности придерживаются подхода, в центре которого стоит ребенок, его нужды и потребности, и этот подход требует, чтобы все учителя были готовы соответствовать потребностям всех детей.

В этой модели образования, для детей с ограниченными возможностями отсутствует необходимость в какой либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы.

Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том
, что при инклюзивном образовании в общеобразовательных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения.

Рассмотрим основные задачи развития инклюзивного образования в Республике Казахстан (в соответствии с рисунком 2)

Рисунок 2. Задачи развития инклюзивного образования
Система инклюзивного образования строится на основании следующих принципов:

  • системность и непрерывность образования;

  • вариативность инклюзивного образования;

  • добровольность и свобода выбора;

  • комплексный подход и социальное партнерство;

  • индивидуальный и дифференцированный подход;

  • коррекционно - развивающая и социально - адаптирующая направленность (в соответствии с рисунком 3):


Рисунок 3. Принципы инклюзивного образования

  •   1   2   3   4   5   6   7   8   9